термин, термина, муж. (лат. terminus - предел, граница).
1. В формальной логике - понятие, выраженное словом (филос.). Три термина силлогизма.
2. Слово, являющееся названием строго определенного понятия. Точный, неточный термин. Удачный, неудачный термин. Новый термин. Философские термины. Технические термины. Специальные термины (обозначающие специальные понятия отдельных отраслей науки, искусства, техники, производств и т.д.). «...для масс надо писать без таких новых терминов, кои требуют особого объяснения...» Ленин.
| Специальное слово и выражение, принятое для обозначения чего-нибудь в той или иной среде, профессии. Термины карточных игр. Шахматные термины.
ТЕРМИН, а, м. Слово или словосочетание название определённого понятия какойн. специальной области науки, техники, искусства. Технические термины. Термины математики. Словарь музыкальных терминов.
| прил. терминологический, ая, ое.
(лат. terminus — предел, граница, пограничный знак). Слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. В отличие от слов общеупотребительных, которые часто бывают многозначными, термины, как правило, однозначны, им не свойственна также экспрессия. Термин может входить в состав только одной терминологии (префикс, косвенное дополнение, несогласованное определение, номинативное предложение, амфибрахий, ларингоскопия, позитрон, бесконечно малые величины, дифференциальное исчисление), но может также входить в разные терминологии (операция — в медицине, финансовой области, военном деле; ассимиляция — в биологии, этнографии, лингвистике). Одни из терминов утратили свой сугубо специальный характер и стали широко употребляться в разных стилях речи. Таковы искусствоведческие и литературоведческие термины жанр, портрет, стиль, дуэт, пролог, образ, сюжет, фабула; научные и производственно-технические термины аккумулятор, амортизация, белки, конвейер, масса, рентген, термометр; философские термины диалектика, мышление, категория, понятие, сознание и др. Другие термины сохраняют свой узкоспециальный характер (аффриката, проклитика, фонема, акростих, дактиль, синекдоха, сольфеджио, фуга, бином, вектор, агностицизм, силлогизм, ферросплавы, нуклеиновая кислота, неметаллы и т. д.).
(лат. Terminus)
римское божество межей и границ. Межа у римлян считалась священной и находилась, согласно поверию, под покровительством Т., которого изображали в виде межевого камня. Культ Т. ввел, как гласит легенда, царь Нума Помпилий, воздвигнув храм Т. и учредив праздник Терминалии: в последний день римского года (28 февраля) владельцы соседних полей собирались вокруг общего межевого камня, украшали его цветами, приносили бескровные жертвы (хлеб, мед, вино) и пели песни.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Пограничный знак, межевой камень; в римской религии - божество, покровительствующее границам частных владений, межевым знакам, разделяющим земельные участки. Овидий в "Фастах" описывает, как устанавливалась статуя Термина (общего божества) с церемониальными жертвоприношениями, а также ежегодные празднества в его честь. Статую Термина поместили в храме Юпитера на Капитолийском холме, причем над самой статуей оставили отверстие в куполе, чтобы не прерывалась связь с небом.
Гуманист эпохи Ренессанса Эразм Роттердамский выбрал Термина эмблемой для вручаемой ему медали: на обороте ее изображался бюст бога со словами: "Никому не уступлю", по ободку были выбиты слова на греческом: "Держи в поле зрения конец долгой жизни" и на латинском: "Смерть - конечная граница всего". Эразм Роттердамский объясняет в своих письмах, что он взял эти слова как предупреждение о том, что конец жизни всегда под рукой, и как побудительный мотив к лучшей жизни. Это типичное видение христианского символа в старом языческом боге.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
1) особое название, принятое для выражения какого-либо понятия; техническое или условное выражение, служащее для обозначения какого-либо предмета;
2) срок, назначенный для выполнения какого-либо обязательства.
в римской мифологии божество границ, межевых знаков, разделявших земельные участки. В праздник Терминалий (23 января) соседи сообща приносили жертвы своим Терминам, выливая мед и молоко в сделанную около межевого камня яму (это указывало на хтоническую природу Термина), разжигали от огня своих очагов костры, в которые дети бросали первинки плодов, затем пировали. При межевании земли и установке межевого камня Термину также приносились жертвы. Учреждение культа Термина приписывалось Нуме; связано с представлением о святости и нерушимости частного владения. Сдвинувшего межевой камень с целью захвата чужой земли в древнее время предавали проклятию; впоследствии он нес за это ответственность как за уголовное преступление. Существовал также культ одного Термина. Изображавший его камень был помещен в Капитолийском храме, что символизировало нерушимость границ Рима и их постоянное расширение.
1. Слово или словосочетание специального (научного, технического, военного и т.п.) языка, создаваемое (принимаемое, заимствуемое и т.п.) для точного выражения специальных понятий и обозначения специальных предметов.
2. Слово, не допускающее модуляции. Ср. номенклатура.
3. Слово или словосочетание, являющееся точным обозначением определенного понятия в области науки, техники, искусства, общественной жизни.
4. Слово, наделенное качеством обозначать научное понятие, составляющее вместе с другими понятиями данной отрасли науки или техники одну семантическую систему. В тексте, предназначенном для перевода, термин всегда требует отдельного решения на перевод, т.е. выступает как единица перевода.
(от лат. terminus предел, граница) - слово или словосочетание, призванное точно обозначить понятие и его соотношение с др. понятиями в пределах специальной сферы. Служат специализирующими, ограничительными обозначениями характерных для этой сферы предметов, явлений, их свойств и отношений. Они существуют лишь в рамках определенной терминологии. В отличие от слов общего языка, не связаны с контекстом. В пределах данной системы понятий термин в идеале должен быть однозначным, систематичным, стилистически нейтральным.
(от лат. terminus — предел, граница) — слово или сочетание слов, обозначающее специальное понятие, употребляемое в науке, технике, искусстве.
Официально принятое слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности, используемое специалистами данной области для однозначно интерпретируемой коммуникации, связанной с профессиональной деятельностью, в официальных ситуациях общения. Напр., фонема - термин лингвистики, принудительная цессия - термин экономики, атом - термин физики и химии.
См. также: Терминология
1) Слово (или сочетание слов), являющиеся точным обозначением определенного понятия какой-л. специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т.п.;
2) в логике: субъект и предикат суждения, входящие в состав силлогизма;
3) в древнеримской мифологии: бог – охранитель межей и пограничных межевых знаков, столбов, камней, которые считались связанными.
► лат. terminus «1) пограничный камень, межевой знак; 2) предел, граница; 3) окончание, конечная цель». Заимств. из фр. terme «1) граница, предел; 2) слово, выражение, термин; 3) мат. член пропорции» или через польск. termin, нем. Termin (Бирж., 168).
С первого десятилетия XVIII в. входит в математический тезаурус, а также в дипломатический язык для обозначения государственной границы, в общенаучную терминологию для обозначения какого-л. понятия и в общее употребление в значениях: «предел, конец, конечная цель» (от лат. terminus «конечная цель») и «слово, выражение» (заимств. из польск. или фр.). Во втором десятилетии XVIII в. слово термин отмечается в значении «срок, период» (заимств. из фр., нем., польск.). См. подробнее: Бирж., 168-169. Впервые фиксируется в этом значении в Лекс.Вейсм. (629). Значение «платеж векселя» приводится в Сл.Кург. (411). Это употребление сохранялось до начала XIX в. Употребления в научной сфере отмечаются в Сл.Яновск. (III, 828). В логике слово термин применяется с конца XIX в. (Сл.Чудин. 1894, 856). Употребление слова в значениях «выражение, решение», «срок, предел» и «государственная граница» сохранялось до конца XIX в.
║ Терминология. Заимств. из фр. terminologie «терминология» (Бирж., 169). Переоформлено по образцу слов на -ия (Сл.Яновск., III, 828).
║ Терминологический. Образовано при помощи суф. -ическ- (CA 1847, IV, 278).
Терми́н - в римской мифологии бог границ, межей и законных наделов.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
(лат. terminus — предел, граница) — Однозначное слово, фиксирующее определенное понятие науки, техники, искусства и т.д. ТЕРМИН является элементом языка науки, введение которого обусловлено необходимостью точного и однозначного обозначения данных науки, особенно тех, для которых в обыденном языке нет соответствующих названий. В отличие от слов обыденного языка, ТЕРМИНЫ лишены эмоциональной окраски (Филос. словарь). ТОЖДЕСТВО — категория, выражающая равенство, одинаковость предмета, явления с самим собой или равенство нескольких предметов (Филос. словарь). См. также МОРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП В ТЕРМИНОЛОГИИ и ЯЗЫК ИДЕАЛЬНЫЙ (B e g r i f f s s c h r i f t) Г.Фрёге
в римской мифологии бог рубежей. По легенде, когда на Капитолийском холме в Риме воздвигли храм Юпитеру, царь Тарквиний Древний предложил всем богам уйти с холма. Все боги согласились, только Термин отказался признать Юпитера выше себя. Римляне не стали спорить с богом я с тех пор почитают его наравне с Юпитером в одном храме. Символом Термина была колонна, увенчанная человеческой головон. В храме Юпитера над головой Термина в куполе было сделано отверстие, чтобы бог всегда находился под открытым небом. Термин способствовал расширению римских границ. Следил он и за тем, чтобы смертные даже в мыслях не смели сравнивать себя с богами. Зазнавшихся людей он жестоко карал, насылая на них безумие, разорение, смерть Помогал римлянам бог и в ратном деле он хранил границы от врагов, побеждал хранигелей вражеских границ, охранял покой войска, стоящего на привале.