(Τιμόθεος — почитающий Бога) — апостол из числа семидесяти, ученик и спутник апост. Павла, родом из малоазийской провинции Ликаонии. Отец его был эллин, мать — еврейка, глубоко преданная вере отцов и с юных лет внушившая своему сыну любовь к изучению Свящ. Писания. Отец Т. если и не был "прозелитом врат", то во всяком случае дозволил воспитать своего сына по правилам и обычаям иудейским. К вере Христовой Т. был обращен, по всей вероятности, самим апост. Павлом, когда тот в первый раз проходил с проповедью Евангелия ликаонские города. Получив о Т. похвальные отзывы со стороны братий Листры и Иконии и лично удостоверившись в его высоких нравственных качествах, апостол избрал его в проповедники Евангелия. Мы видим Т. то сопровождающим апостола в его путешествиях, то помогающим ему в проповеднических трудах, то обходящим по его поручению со словом назидания и утешения разные христианские общества. Он прошел с апостолом Павлом Фригию, Галатию, Мизию и Македонию. Когда Павел отправился из Филипп, Т. для укрепления христиан в вере остался на некоторое время там; точно так же оставался он на время в Верии; из Афин по поручению апостола он отправился в Фессалоники для утверждения тамошних христиан, претерпевавших гонение от соотечественников. В Коринфе он пробыл с ап. Павлом около полутора года; при нем апостол написал здесь оба послания фессалоникийцам (1 Фесс. I, 1; 2 Фесс. I, 1). По возвращении апостола из Иерусалима в Ефес туда прибыл к нему и Т. и получил от него поручение отправиться в Македонию для сбора милостыни на бедных христиан. Между тем в коринфской церкви произошли беспорядки; для восстановления правильного течения церковных дел Павел отправил туда Т. Затем мы встречаем Т. вместе с апостолом в Македонии, куда последний прибыл из Ефеса вследствие мятежа, произведенного серебренником Димитрием (Деян. Апост. XX, 4). Из Македонии апостол отправился в Ахайю (Грецию) и по обещанию посетил коринфскую церковь; за ним следовал и Т., как видно из Послания к римлянам (Римл. XVI, 21), написанного именно в это время. Из Коринфа Павел отправился в Сирию и Палестину для передачи денежного сбора бедным палестинским христианам; в этом путешествии сопровождал его и Т. до Филипп. Оттуда он отправился в Троаду и ожидал там апостола. Далее в истории жизни Т. оказывается значительный пробел: он упоминается вновь уже при первых узах апостола в Риме. О бытности его с апостолом в Риме говорится в посланиях к колосянам (I, 1), филиппийцам (I, 1) и Филимону (I, 1). Из послания к филиппийцам, кроме того, видно, что ап. Павел намерен был послать Т. из Рима в Филиппы (Фил. II, 19—24). В Послании к евреям Т. представляется узником и получает свободу вместе с апостолом (Евр. XIII, 23). В Малой Азии апостол посвятил Т. во епископа ефесской церкви (1 Тим. I, 18; IV, 14; 2 Тим. I, 6), после чего написал ему из Македонии (приблизительно в 65 г. по Р. Х.) свое первое послание. Обязанности, возложенные на Т., были нелегки и сложны. Он должен был управлять пресвитерами, многие из которых были старше его по летам, распределять между ними вознаграждение, разбирать распри и жалобы, заведовать делами благотворения и женских общежитий, рукополагать пресвитеров и диаконов. Ему приходилось умиротворять недовольных его главенством да и самим апостолом, которого иные считали неспособным за старостью к дальнейшей апостольской деятельности и к управлению церквами. Пользуясь продолжительным отсутствием апостола, в Ефесе появились самозванцы, выступавшие с новыми вероучениями и отвергавшие авторитет апостола. В своем первом послании к Т. ап. Павел дает ему ряд наставлений, как действовать в столь затруднительных обстоятельствах. Будучи вторично в узах в Риме и предвидя свою близкую кончину, апостол написал Т. второе послание, увещевая его "возгревать полученный им чрез рукоположение дар Божий" и предсказывая, какие еще тяжкие дни ожидают церковь. Указав на свое одиночество — так как все его сотрудники, за исключением Луки, разошлись по разным сторонам, — апостол просил Т. прийти к нему возможно скорее. Скончался Т. мученическою смертию в царствование Домициана. В Ефесе совершался праздник в честь Дианы, во время которого замаскированные идолопоклонники с идолами и дрекольем в руках ходили по городским улицам и пели песни. Чтобы остановить это торжество, сопровождаемое развратом, Т. со словом обличения и назидания вышел к народному собранию; разъяренная толпа бросилась на него с палками и забросала его камнями. Полагают, что Т. был епископом ефесским 15 лет; поэтому мученическую кончину его можно отнести к 80 г. по Р. Х. Память Т. православная церковь празднует 4 и 22 января; мощи его почивают в Константинополе, куда они перенесены в царствование Констанция. См. епископ Феофан, "Толкование пастырских посланий св. апостола Павла" (М., 1882); M. Троицкий, "Послания св. ап. Павла к Тимофею и Титу" (Каз., 1884).
Чтущий Бога (греч.).
1 января (19 декабря) – мученик Тимофей, диакон.
17 (4) января и 4 февраля (22 января) – апостол Тимофей.
6 февраля (24 января) – мученик Тимофей Сицилийский.
14 (1) февраля – преподобный Тимофей исповедник.
26 (13) февраля – святитель Тимофей, патриарх Александрийский.
6 марта (21 февраля) – преподобный Тимофей в Символех.
12 марта (27 февраля) – преподобный Тимофей, Кесарийский.
29 (16) апреля – праведный Тимофей.
16 (3) мая – мученик Тимофей.
2 июля (20 мая) – благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей, Псковский (Рус.).
23 (10) июня – священномученик Тимофей, епископ Прусский.
25 (12) июня – преподобный Тимофей.
14 (1) августа – святитель Тимофей, епископ Проконесса.
1 сентября (19 августа) – мученик Тимофей.
2 сентября (20 августа) – мученик Тимофей Филиппопольский.
11 ноября (29 октября) – преподобный Тимофей Есфигменский, Афонский.
18 (5) ноября и 22 (9) ноября – мученик Тимофей.
11 декабря (28 ноября) – священномученик Тимофей, епископ.
(почитающий Бога) — имя двух лиц: 1 Мак 5:6-7 и др. — один из сирийских предводителей войск Антиоха Епифана в войнах его с Иудеями, во времена Иуды Маккавея. Деян 16:1-3, Рим 16:21, 1 Тим 1:2 и др. — ученик и ревностнейший сотрудник ап. Павла в деле Евангельской проповеди, уроженец Дервии, Ликаонской области или г. Листры. Имя его матери было Евника, Иудеянка, а имя бабки Лоида. Мать его и бабка уже были обращены к христианству (Деян 16:1), и их великие добродетели имели благодетельное влияние на юного Тимофея. От них-то он получил превосходное христианское воспитание. Отец Тимофея был из Греков. Всецелым обращением своим к христианству Тимофей, без сомнения, был обязан ап. Павлу, потому что апостол везде называет его то сыном, то возлюбленным сыном, то верным в Господе сыном (1 Тим 1:18, 1 Кор 4:17, 2 Тим 1:2). Он был из детства научен Свящ. Писанию (2 Тим 3:15); он пользовался ранним, но здравым, религиозным воспитанием, благодаря неусыпным заботам о сем со стороны его матери и бабки; он имел и возгревал в себе дар Божий, так что ап. Павел избрал его своим сотрудником в деле Евангельской проповеди. В позднейший период его жизни ап. Павел с такою высокою похвалою отзывается о нем: «Он делает дело Господне, как и я» (1 Кор 16:10) в другом месте он свидетельствует, что «Сын Божий, Иисус Христос, проповедан у Коринфян им самим вместе с Силуаном и Тимофеем» (2 Кор 1:19). В послании к Фил 2:19-20 он превозносит его, как человека, с которым никто не может равняться в усердии и заботах о них. Апостол послал к своему духовному возлюбленному сыну два послания, первое и второе. По преданию, рукоположенный самим апостолом в епископы Ефесской церкви, Тимофей, по смерти апостола, долго управлял оною. «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1 Тим 5:22), писал в это время, между прочим, апостол. Свое 15-ти летнее служение в сане епископа Тимефой, по преданию, окончил мученическою смертью при Домициане, а по другим при Нарве, будучи побит камнями, во время одного языческого праздника в честь Дианы, от раздраженных язычников. Святая память его празднуется Церковью 4 и 22-го января.
Тимоф’ей (Деян.16:1 ; Деян.17:14,15; Деян.18:5 ; Деян.19:22 ; Деян.20:4 ; Рим.16:21 ; 1Кор.4:17 ; 1Кор.16:10 ; 2Кор.1:1,19; Фил.1:1 ; Фил.2:19 ; Кол.1:1 ; 1Фес.1:1 ; 1Фес.3:2,6; 2Фес.1:1 ; 1Тим.1:2,18; 2Тим.1:2 ; Флм.1:1 ; Евр.13:23) — молодой сотрудник и верный помощник ·ап. Павла, сын грека и еврейки Евники, которая вместе с бабкой наставила его с юности в вере. Житель Листры, он наверное был свидетелем как проповеди ·ап. Павла в этом городе, так и дальнейших бурных событий (Деян.14:6 -7,19-20; 2Тим.3:10 -11). При втором посещении Листры ·ап. Павел, видя его верность, взял его с собой, после чего Тимофей уже не покидал его. Не очень крепкого здоровья (1Тим.5:23), но очень крепкий духом, самоотверженный и скромный, он до конца был с ·ап. Павлом, разделив с ним заключение и в Кесарии, и в Риме, куда он пришел из Ефеса по просьбе ·ап. Павла (2Тим.4:9), пренебрегши смертельной опасностью, грозившей каждому христианину, появлявшемуся в Риме, особенно в этот последний год правления Нерона. В 1Фес.2:7 назван Апостолом (·срн. 1Фес.1:1).
А. Ранние годы жизни
♦ из Листры:
Деян 16:1,2
♦ от смешанного брака; необрезанный:
Деян 16:1,3
♦ воспитывался как иудейский мальчик:
2Тим 3:15
♦ наставлен матерью и бабушкой:
2Тим 1:5
♦ обращен Павлом:
1Кор 4:17; 1Тим 1:1
♦ обрезан Павлом:
Деян 16:3
♦ молодой человек:
1Тим 4:12
Б. Сотрудник Павла
♦ сопровождал Павла во втором миссионерском путешествии:
Деян 16:3,4
♦ был в Верии с Силой:
Деян 17:14
♦ послан в Фессалоники:
1Тим 3:2
♦ пришел к Павлу в Коринф:
Деян 18:5; 1Фес 3:6
♦ послан в Македонию:
Деян 19:22
♦ послан решать проблемы в Коринф:
1Кор 4:17; 1Кор 16:10
♦ сопровождал Павла в Иерусалим:
Деян 20:1-4
♦ соавтор Павла:
2Кор 1:1; Кол 1:1; 1Фес 1:1
♦ служил Павлу в Филиппах:
Флп 2:19-24
♦ возглавил церковь в Ефесе:
1Тим 1:3
♦ пастырь, ответственный за богослужение:
1Тим 2:1-10; 2Тим 4:2-5
♦ был в заключении:
Евр 13:23
В. Его характер
♦ усердный служитель Господа:
Флп 2:19–24; 2Тим 2:15; 2Тим 4:5
♦ верный последователь Христа и соратник Павла:
1Кор 4:17; Флп 2:22; 2Тим 1:13,14
♦ несколько боязлив:
2Тим 1:6,7
♦ нуждался в ободрении:
1Тим 4:11–16; 1Тим 6:11–14,20
♦ подвержен болезням:
1Тим 5:23
1) др.-гр. поэт (ок. 450 - 360), представитель поздней мелики. Происх. из Милета, много путешествовал, часто бывал в Афинах. Умер в Пелле (Македония). Вместо хоровых дифирамбов Т. стал писать т. н. номы, исполняемые солистом. Для усиления выразительности муз. сопровождения довел число струн на кифаре до И (против обычных 7). Из многочисл. произв. Т. благодаря папирусной находке дошла бол. часть от нома «Персы» (ок. 400), посвященного описанию битвы при Саламине. В «Персах» Т. пользуется свободными размерами, • йе соблюдая традиц. симметрии строф. Язык Т. отличается вычурностью и экстравагантными метафорами; натуралистически изображается ломаная речь пленного перса, придающая лирич. повествованию черты трагич. гротеска. Завершение нома интересно тем, что Т. дает оценку собствен, твор-ву.
В.Я.
2) Др.-гр. скульптор (1-я пол. IV в. до н. э.). Работал на двух крупнейших памятниках IV в., от к-рых сохран. остатки - на храме Асклепия в Эпидавре (1-я четв. IV в.), где его имя упоминается в платежных счетах как автора акротериев и рельефов; и на Мавзолее в Галикарнасе (ок. 350), где ему принадлежал южный фриз. Сообщается также об отдельных статуях Т. - Артемиде, Асклепии, атлетах и др.
Д.М.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)