05 октября 2024
450 тысяч слов
+36 за сегодня

Значения слова тир

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Библия: Тематический словарь
Энциклопедия битв мировой истории
Словарь по мифологии М. Ладыгина.

Словарь Ушакова

тир

1.

тир1, тира, муж. (франц. tir). Помещение для стрельбы в цель. Стрелковый тир.

2.

тир2, тира, мн. нет, муж. (голланд. teer) (мор.). Состав из жидкой смолы, вареной с гарпиусом, употр. для смазывания стоячего такелажа и рангоута на кораблях.

Энциклопедический словарь

тир
  1. (франц. tir, от tirer - стрелять), сооружение для стрельбы по мишеням из ручного огнестрельного и пневматического оружия. Существуют также тиры-аттракционы (стрельба из пневматических ружей) в местах общественного отдыха.
  2. приморский город-государство в Финикии (современный Сур в Ливане). Основан в 4-м тыс. до н. э. Наивысший подъем в нач. 1-го тыс. до н. э.

Словарь Ожегова

тир

ТИР, а, м. Специально оборудованное помещение или место для стрельбы по мишеням. Стрелковый т.

Словарь Ефремовой

тир

м.
Специально оборудованное помещение для стрельбы в цель из ручного
огнестрельного и духового оружия.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

тир

(от семит. "Цор" = скалистый о-в) — знаменитый финикийский город, один из крупных торговых центров в истории. Основание его возводилось к богам. По легенде, Усоос приплыл на бревне к о-ву, водрузил два ментра и оросил их кровью жертвенных животных. По другому преданию, о-в плавал по волнам; на нем были две скалы и между ними маслина, на которой сидел орел; он должен был остановиться, когда кто-либо приплывет к нему и принесет в жертву орла. Это сделал первый мореплаватель Усоос, и о-в был прикреплен ко дну. Геродоту говорили местные жрецы, что город их основан XXIII в. тому назад, т. е. в половине XXVIII ст. до Р. Х. Древнейшее упоминание Т. — в телль-эль-аморнской переписке (см.). Князь Т. Адимильку в униженных выражениях просит у своего сюзерена помощи против Сидона и Амореев; его заперли на о-ве, у него нет ни воды, ни дров. В папирусе Anastasi I (XIV в.) Т. упоминается как большой "город в море, к которому подвозят воду на кораблях и который богат рыбою более, чем песком". Древнейшее поселение находилось действительно на о-ве; на материке были только предместья и кладбища; имя материкового Палетира ("древний Т.") основано на недоразумении. Воды на о-ве не было; она была проведена из Рас-эль-Аин к берегу, откуда ее доставляли на кораблях в город (остатки водопровода сохранились до сих пор между Телль-Машуком и Рас-эль-Аин); во время осады приходилось собирать дождевую воду в цистерны. О-в имел две гавани — Сидонскую на С и Египетскую на ЮВ; последняя теперь засыпана песком, и часть о-ва размыта морем. На первое место среди финикийских городов Т. выдвинулся в XII веке после разрушения Сидона филистимлянами; в торговле он стал играть главную роль. Почти все колонии финикиян в западной половине Средиземного моря (Гадес, Утика, Карфаген и мн. др.) восходят к Т.: они признавали его гегемонию, считали его бога Мелькарта своим и посылали ежегодную дань в его храм. Утика, пытавшаяся восстать против Т., была усмирена царем Хирамом I (969—36), известным как устроитель и украситель города и мудрый политик (дружба с Соломоном). После него были смуты, пока не вступил на престол узурпатор Иттобал I, брат Иезавели, шурин Ахава Израильского. При нем Ассурназирпал Ассирийский дошел в своем походе до Нар-эль-Кельба (876); Т. откупился от него дарами. Иттобал основал Ботрис для защиты от ассириян и послал колонию в Ливийскую Авзу. При его внуке Маттоне I Салманассар II получил дары (842) от Т., а при следующем царе, Пигмалионе, был поход Рамман-Нирари (804 и 801), которому Т. также подносил дары. Тиглатпалассару III Т. уплатил 150 талантов; в анналах его упоминаются цари Т. Хирам II и Маттон II (738, 734). После них сидел Элулай, или Пюй (728—692), подчинивший отпавших киттийцев и выдержавший победоносно пятилетнюю осаду Салманассара IV. Саргон хвалится, что подчинил Т., но Синахерибу не удалось справиться с Элулаем, который примкнул к коалиции Тахарки (см.) и Езекии. При Ассаргаддоне царь Тира Ваал сначала подчинился Ассирии, потом примкнул к Египту, был осажден, но, по-видимому, не покорен, хотя на сенджирлийском барельефе Ассаргаддон и изобразил его вместе с Тахаркой на веревке у ног своих (Берлин. музей). Ассурбанипалу Ваал должен был подчиниться и дать ему в гарем свою дочь и в заложники — сына. Постоянные осады и войны ослабили город. Этим воспользовались рабы и произвели бунт, жертвой которого пала знать; царем был выбран Абдастарт (греч. Стратон). При Навуходоносоре Т. был на стороне Египта и Иудеи. Вавилонский царь безуспешно осаждал его 13 лет (с 587 г.) при царе Иттобале II. Однако изнемогшие граждане решили заключить мир. Царь переселился в Вавилон; на его место посажен был Ваал II (до 564), после которого в Т. был опять переворот: царская власть заменилась "судьями" (шофет). Вскоре, однако, противная партия выпросила из Вавилона царя Хирама III (552—532), при котором вавилонское владычество заменилось персидским. Это владычество Т. сносил спокойно и поставлял царям большой флот. Отказ пустить в город Александра Вел. для принесения жертвы Мелькарту повлек за собою семимесячную осаду с насыпкой перешейка от берега к о-ву. Тиряне защищались отчаянно и не без успеха; плотина едва ли много помогла бы Александру, если бы ему не удалось составить большой флот из враждебных Т. финикийских городов. 8000 граждан погибло; царь Азимильк и вельможи, спасшиеся в храме, были пощажены, 30000 чел. продано в рабство, но город не был разрушен и еще 17 лет спустя держался 15 месяцев против Антигона, будучи под властью Птолемеев. Во время эллинизма Т. был одним из центров образованности (историки Менандр, Дий, Порфирий). В иудейскую войну был против евреев. Христианство появилось в Т. рано; здесь жил неделю Ап. Павел (Деян. XXI, 3); город скоро сделался епископией (св. Дорофей и др.). В период гонений некоторые из тирских христиан потерпели мученическую кончину; при одном Диоклетиане пострадало здесь 156 мучеников. В Т. умер Ориген; гробницу его показывали еще в VI в. В Абиссинию проповедь христианства занесена была тирянами. В. ветхозаветные времена тиряне помогали евреям построить храм Соломонов. В новозаветные времена первый замечательный храм при Константине Вел. построен был тирским епископом Павлином и торжественно освящен в 314 г. Евсевий Кесарийский подробно описывает другой тирский храм, на ЮВ города, освященный им в 335 г., причем в Т. состоялся собор по делу Афанасия Александрийского. В средние века Т. был одним из главн. городов Востока и играл большую роль, считаясь неприступным. Только благодаря раздорам среди магометан удалось Балдуину II покорить его при содействии венецианского флота (1124 г.); основана была франкская епархия (Вильгельм, еп. Тирский, историк). Город был богатый и промышленный (стеклянные изделия). Осада Саладина была безуспешна. В 1190 г. здесь был погребен Фридрих Барбаросса. Разрушен Т. мусульманами в 1291 г. С этих пор город пришел в упадок, несмотря на усилия Фахреддина поднять его. В настоящее время стоящий на месте Т. Сур — хорошенький городок, не имеющий значения, так как торговля перешла к Бейруту. Вывоз из Хаурана табака, хлопчатой бумаги и жерновов. Резиденция каймакама. Жителей 6000 (2700 мусульман, 2500 католиков); большинство православных совращено в унию и получило униатского архиепископа. Школы и учреждения миссий разных монашеских орденов и протестантских сект. В 1837 г. Т. сильно пострадал от землетрясения. Город расположен на С бывшего о-ва, теперь соединенного с берегом. См. Финикия.

Б. Т.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

тир

   (скала) — название древнего, знаменитого Финикийского города, на который многократно указывается в Свящ. Писании и у классических авторов (Нав 19:29). По свидетельству И. Флавия, основан за 240 лет до храма Соломонова. При разделении Обетованной земли Тир находился на границе колена Асирова, но им владели его первоначальные жители, и он долгое время управлялся своими собственными царями. Имена некоторых из них указаны в Свящ. Писании (2 Цар 5:11, 3 Цар 5:1). В царствование Давида и Соломона, между Тирянами и евреями существовал особенно дружеский союз, и, несомненно, он много благоприятствовал торговым сношениям евреев, так как Тиряне издавна уже славились своею морскою торговлею. Роскошь, нечестие и идолопоклонство Тирян неоднократно с особою силою обличались пророками, предсказывавшими за это конечную гибель Тира (Ис 23:1, Иер 25:22, Амос 1:9-10, Иез 26:2 и др.). Некоторые из этих Библейских предсказаний, и преимущественно находящихся в кн. пр. Иезекииля, отличаются особенною своею силою, ясностью и полнотою. В них указывается на могущество Тира, на его разнообразную и громадную торговлю, его богатства, роскошь, и др. Тир не был так древен как Сидон, но он стал выше его. Он состоял из двух отдельных частей: одна из них находилась на скале или небольшом острове, вблизи от берега, а другая на материке; но которая из них древнее — вопрос спорный. Часть Тира находившегося на материке называлась Пале-Тир, или старый Тир, она простиралась вдоль берега на 7 англ. миль, а островной Тир имел 22 стадии в окружности; впрочем, по мнению большинства толкователей, часть Тира находившаяся на материке древнее первой. О ней упоминает уже Иисус Навин, как об укрепленном городе (19:29). При городе находились две гавани, одна на северной части, называвшаяся Сидонскою, а другая на южном — египетская. Громадный канал, проведенный через весь, город, соединял между собою обе эти гавани. О Тире неоднократно упоминается в Библии в царствование Давида и Соломона, как на это указано уже выше, Хирам, царь Тирский, вступил в союз с Давидом и Соломоном и доставлял им кедровые деревья, плотников и каменщиков для построения храма и дворца в иудейской столице. С помощью Хирама Соломон завел флот на конце Эланитского залива Чермного моря, неподалеку от Елафа, в Идумейском городе Ециен-Гавере, и вместе с Тирскими мореходцами евреи отправлялись в Офир, вывозя оттуда множество золота, серебра, драгоценных камней слоновой кости и пр. Через несколько времени по смерти Соломона, дочь Тирского царя Ефваала, Иезавель, была выдана замуж за Израильского царя Ахава. О торговых сношениях Тирян с Израильтянами ясно пишет пр. Иезекииль (гл. 27). Но вместе с возвышением Тирян, с увеличением их богатства и славы, возрастали и умножались их пороки и беззакония. В своей надменности и безмерной гордости Тир говорил в сердце своем: «я бог, и восседаю на седалище божием в сердце морей» (Иез 28:2). Одни только имена Иезавели и ее дочери Гофолии, Тирянок по происхождению, уже достаточно свидетельствуют о том жалком состоянии, в каком находилась нравственность Тирян при царях Израильских. Вообще же о глубоком нравственном упадке Тира пр. Иезекииль пишет следующее: — «Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; ты был помазанным херувимом; ты был совершен в путях твоих. Но от обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей, ты осквернил святилища твои… За то вот Я на тебя, Тир, — говорит Господь, — подниму на тебя многие народы, и разобьют стены Тира, и разрушат башни его; и вымету из него прах его, и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря и будет он на расхищение народам» (Иез 26:1-5-14, 27:26-36, 28:6-19, Ис гл. 3). Все это в свое время исполнилось. Когда Тир расселил многие колонии в разных местах и основал Карфаген, когда его владычество на море было безопасно, он в первый раз в собственной земле своей вошел в столкновение с одним сильным Азиатским завоевателем, Салманассаром, царем ассирийским, и за тем с Навуходоносором, царем Вавилонским, который, осадив его, держал в осаде, по сказанию некоторых, тринадцать лет, и, наконец, — со знаменитым царем Македонским, Александром, от которого вытерпел снова ужаснейшую осаду. Хотя он с громадными усилиями и издержками построил огромную земляную плотину от Тира на материке до Тира на острове, несмотря на это город после семимесячной обороны был взят приступом. Взятие города сопровождалось страшными последствиями; он был сожжен; 10 000 из его народонаселения предано смерти, а 40 000 — проданы в рабство. Плотина, сооруженная Александром Македонским, осталась в виде руины еще доселе, как незабвенный памятник древнего Тира, и, посредством оной остров сделался полуостровом. Подчиненный некоторое время власти Селевкидов, Тир вслед затем подпал под власть Римлян; но он уже никогда не мог возвратить себе прежнего блеска и величия. В средние века Тир неоднократно осаждали крестоносцы, и затем им некоторое время владела Венецианская республика. Тир, существовавший на материке во дни пророков во всем своем величии и богатстве, в настоящее время совершенно исчез, и от него, за исключением обломков разрушенного водопровода, не сохранилось ни малейших следов; камни и бревна, из которых он был построен, и даже самый прах и мусор его лежат на дне морском, куда их бросил грозный завоеватель. Рыбаки новой деревушки, стоящей на древнем острове, под названием Сур или Сор, буквально, согласно с пророчеством, расстилают здесь свои сети на песке, которым покрыта поверхность плотины. В ней до 3 000 жителей, и она, по пророчеству Иезекииля, стоит ныне «бедною, пустою, уединенно на острове», среди необозримого моря, как единственная представительница древнего, некогда славного, богатого и надменного Тира. Да, повторим опять, пророческие указания на Тир в Библейских книгах многочисленны и разнообразны: так, например, в кн. пр. Иезекииля (гл. 27) перед нашими глазами проходит оживленная панорама в последовательном порядке с кораблями и торговлею Тира, с его торговыми рынками и биржами, с его разнообразными предметами ввоза и вывоза, с его различным народонаселением из многих и далеких стран; наконец, с его громадными богатствами, роскошью и великолепием. Он вывозил из Хеврона Сенирские кипарисы для устроения своих помостов и Ливанские кедры для устройства мачт на своих кораблях. Из дубов Васанских он делал весла свои. Из Греции, или греческих островов, доставлялась ему слоновая кость для украшения судов его; из Египта узорчатые полотна на паруса и флага; голубые и пурпурового цвета ткани — из Полонеза для покрывал. Из Сидона и Аравии стекались в него гребцы; но у Тира были и свои знатоки морского дела, и он ставил их кормчими. Богатый Фарсис платил ему за товары его серебром, железом, свинцом и оловом. Из Греции и стран граничащих с Понтом он получал невольников, невольниц и медную посуду, из Армении — лошадей, строевых коней и лошаков. С берегов Персидского залива и лежащих на оном островов доставлялись в Тир слоновая кость и черное дерево. Из Сирии он получал пурпуровые ткани, виссон, кораллы и рубины; из Иудеи и земли Израилевой — пшеницу, масло, мед и бальзам; из Дамаска — вино Хелбонское и белую шерсть; из Каменистой Аравии и от князей Кидарских — ягнят, баранов и козлят; из Савы и Раемы — все лучшие благовония; из Индии — золото и драгоценные камни; из Месопотамии, Харана, Вавилонии ассирияне привозили в Тир все предметы самой утонченной роскоши. Но довольно. Для нас, чад нового Израиля, более интересны указания на этот славный некогда город, встречающиеся в Новом Завете. Жителей Тира, несмотря на все их нравственные недуги. Господь Иисус Христос находил более способными к восприятию истин спасения, нежели каковы были некоторые из Иудеев. «Если бы в Тире и Сидоне, — говорит Он, — явлены были силы, явленные в вас, — (т. е. в городах иудейских, Хоразине и Вифсаиде), — то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Но говорю вам, — присоединил Спаситель жителям упомянутых городов, — что Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам» (Мф 11:21-22, Лк 10:13-14). Во время земной жизни Господа Иисуса Христа многие из приморских мест Тира и Сидона приходили к Господу Иисусу слушать Его учение и для исцеления от своих болезней (Мк 3:8, Лк 6:17). В странах Тирских и Сидонских Он исцелил некогда бесноватую дочь одной Сирофиникиянки, которая, несмотря на то, что была язычница, имела великую веру в Него, как Спасителя (Мф 15:21-28). Из кн. Деяний Апостольских видно, что в Тире рано образовалась христианская Церковь. Ап. Павел, возвращаясь в Иерусалим, после третьего своего путешествия, на пути своем остановился в Тире, нашел здесь учеников, т. е. верующих, и пробыл у них семь дней. Отшествие его из Тира, по словам свящ. писателя книги Деяний Апостольских, походило на отшествие отца семейства: все верующие с женами и детьми провожали его за город, и на берегу, преклонив колена, молились, испрашивая апостолу от Господа счастливого пути (Деян 21:3-6). В 196 г. по Р. Х. в Тире была епископская кафедра; в этом же городе, в III веке, окончил свою жизнь знаменитый Ориген — Такова судьба Тира и таковы-то жалкие следы его прежнего величия и славы!

Библейский Словарь к русской канонической Библии

тир

(скала) — древний (Ис.23:7) и наиболее известный финикийский город на берегу Средиземного моря южнее Сидона. В Нав.19:29 он упоминается как пограничный город удела Асирова, но израильтяне им так и не овладели.

Богатство, величие и гордость Тира были неописуемы (·Иез.27 — 28). Достаточно вспомнить, что финикияне в пору расцвета своего царства торговали почти со всем известным тогда миром; они изобрели алфавит, стекло, были искусными строителями (см. Финикия). Тир был также хорошо укрепленной крепостью, так как располагался в основном на острове в полукилометре от берега. Он выдержал многие осады, в том числе пятилетнюю Салманассара в 8 ·в. ·до-РХ и тринадцатилетнюю Навуходоносора в 6 ·в. ·до-РХ. Но в 332 ·г. ·до-РХ Александр Великий захватил его после недолгой осады буквально снеся всю материковую часть города и сделав из нее плотину к острову, которая сохранилась до сих пор. Город на острове был сожжен и разрушен, жители уничтожены или проданы в рабство. Город никогда не восстановил своего прежнего величия. Напротив, он постепенно пришел в полный упадок. Так исполнилось пророчество о нем, высказанное еще в 6 ·в. ·до-РХ (Иез.26:12,14). Господь во время Своего земного служения ходил в Тир (в окрестные с ним земли) и к Нему многие приходили из тех мест. (см. пророчество, народы древней Палестины, Сидон)

Библия: Тематический словарь

тир

А. Описание и географическое положение

город купцов:

Неем 13:16

приморский город:

Лк 6:17

часто связывался с Сидоном,

Ис 23:1,2; Мф 15:21

см. Сидон

Б. Значение Тира

1. В Ветхом Завете

земля колена Асирова:

Нав 19:24,29

царь Хирам послал деревья для дома Давидова:

2Цар 5:11,12; 1Пар 14:1,2

царь Хирам послал деревья для храма:

3Цар 5:7-12; 2Пар 2:11-16

Хирам из Тира (сын медника) производил работы в храме:

3Цар 7:13,14

пророчества против Тира:

Ис 23:1-18; Иез 26:1-28:19; Иоил 3:4–8; Ам 1:9-10

2. В Новом Завете

Иисус служил там:

Мф 15:21–28; Мк 7:24-30

Павел провел семь дней там:

Деян 21:3-6

Энциклопедия битв мировой истории

тир

(Tyre)

Азиатский поход Александра Македонского

Этот хорошо укрепленный город, построенный на острове, отделенном от суши каналом в 900 м шириной, был осажден Александром Македонским в 332 до Р. X. Александр поначалу стал возводить мол через канал, но финик. галеры, дислоцированные в двух укрепленных бухтах, разрушали военные машины и препятствовали строительству. Тогда Александр собрал флот в 250 судов из захваченных финик. городов и, парализовав этими силами действия финик. флота, закончил работы. Однако 448 потребовалось определенное время для разрушения стен. В авг. 332 Александр лично возглавил штурм и взял город. Во время штурма погибло 8000 жителей города, ок. 30 000 было продано в рабство.

См. Газа1.

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

тир

Тир - см. Тюр.

Источники:

● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово тир может быть

Предложения со словом тир

  • «Жучок» в тире сам по себе уже из разряда маловероятного, а если к тому же учесть тот факт, что нынешние ультрачувствительные звукодатчики, улавливающие все, вплоть до дыхания, стука сердца и прочей физиологии, имеют скверную привычку «глохнуть» на пять-десять секунд после звуков, превышающих некоторый децибельный барьер, лучшего места для приватного разговора было не найти.
  • Но со времени бегства с острова римских легионов эти зверюги настолько мутировали, ведя беспорядочный половой образ жизни, что по их перекошенным мордам можно было вполне догадаться, кто стал предком английского бульдога.
  • Когда прихрамывающие курсанты, с трудом волоча тяжелые «МС», вышли на плац и построились в шеренгу, сержант Поджерс, не скрывая своей радости, объявил, что сегодня они узнают, что такое аварийное десантирование.
  • К тому же я мог гораздо быстрее любого хорга ориентироваться в обстановке, поэтому не нуждался в дополнительных «костылях», как я называл программы компьютера, которые должны были помочь пилоту в сложной обстановке.