токката, токкаты, жен. (итал. toccata, букв. прикосновение) (муз.).
1. Произведение для клавишного инструмента (ист.).
2. Импровизация на органе на тему церковного песнопения (ист.). Токката Баха.
3. Произведение виртуозного характера для клавишного инструмента, характеризующееся однообразным и быстрым движением коротко длящихся тонов. Токката Шумана.
(итал. toccata, букв. - прикосновение), виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме. В фортепианной токкате преобладает аккордовая техника (Р. Шуман, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян и др.). Органные и клавирные токкаты 17-18 вв. - концертные пьесы, основанные на сопоставлении прелюдийных и фугированных разделов с большой фугой в конце (И. Фробергер, Д. Букстехуде, И. С. Бах).
ж.
Виртуозная музыкальная пьеса для фортепиано или органа, выдержанная в быстром,
четко ритмованном движении.
(от ит. слова toccare — трогать, толкать) — в старинной музыке пьеса, назначенная для клавиатурных инструментов (преимущественно органа). Характерная черта Т. состоит в том, что известная техническая фигура постоянно проводится в пьесе то в левой, то в правой руке. Форма Т. бывает различна: коленный склад, рондо, свободная фуга, фантазия. Приемы Т. перешли в оркестровые сочинения; напр. Бах в своих партитах (см. Сюита) вводил Т.
(ит. toccata, от toccare — касаться, трогать) — виртуозная инструментальная пьеса для фортепиано или органа, написанная в четком, быстром темпе звуками одинаковой краткой длительности, исполняемыми нон легато. В XVI—XVIII вв. токката — пьеса в свободной импровизационной форме, близкая к прелюдии или фантазии (напр., органные токкаты И. С. Баха). Основным признаком поздней токкаты (Р. Шуман, М. Равель, С. Прокофьев) является равномерное ритмическое движение с преобладанием ударной аккордовой техники.