02 июля 2024
450 тысяч слов
+3 за сегодня

Значения слова тональность

все
Словарь Ушакова
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедический словарь
Большая Советская Энциклопедия
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Словарь музыкальных терминов
Энциклопедия моды и одежды

Словарь Ушакова

тональность

тональность, тональности, жен. (см. тон) (муз.). Та или иная гамма, лежащая в основе данного музыкального произведения. Тональность до мажор. Тональность си бемоль минор. Переход из одной тональности в другую называется модуляцией.

Словарь Ожегова

тональность

ТОНАЛЬНОСТЬ, и, ж. (спец.).

1. Высота звуков лада, определяемая положением главного тона (первой ступени гаммы).

2. Преобладающее сочетание тонов (в 4 знач.) в картине.

3. перен. Основная эмоциональная настроенность в художественном произведении. Оптимистическая т. стиха.

Словарь Ефремовой

тональность
  1. ж.
    1. Конкретная высота звуков гаммы, определяемая положением главного тона (в музыке).
    2. Характер звучания голоса, его тембровая окраска.
    3. перен. Эмоциональная настроенность музыкального произведения.
  2. ж.
    1. Основной, преобладающий цвет, тон (2*), объединяющий отдельные цвета в картине (в живописи).
    2. перен. Эмоциональная настроенность картины.

Энциклопедический словарь

тональность

в музыке -

  1. высотное положение лада (ладотональность). В обозначении тональности указывается основной тон (тоника) и ладовое наклонение (напр., до мажор, ля минор) .
  2. Ладовая структура, центральным элементом которой является консонирующее трезвучие (см. Мажор, Минор, Функции тональные). В широком смысле - лад, базирующийся на аккорде, в т. ч. на диссонансе в музыке 20 в.

Большая Советская Энциклопедия

тональность

(муз.), в русской терминологии высотное положение лада (собственно Т.), а также ладовая система на определённой высоте, то есть ладотональность. Термин применяется также для обозначения функциональной мажорно-минорной ладовой системы (см. Лад ). Обозначение Т. в мажорно-минорной системе складывается из высотного положения (по буквально системе ≈ с, а, fis, h или до, ля, фа-диез, си и др.) и лада (ладового наклонения ≈ Dur, moll, соответственно мажор, минор). В музыке 20 в., где однозначное определение ладового наклонения (Dur, moll) часто сомнительно или несущественно, применяется и обозначение Т. без указания лада. Например, Серенада in А (то есть с центром ля) Стравинского.

Сущность Т. в классической мажорно-минорной системе ≈ создание устойчивой и логически-дифференцированной системы ладовых значений звуков и созвучий на той или иной высоте, подчинённых главенству одного звука или созвучия, по названию которого получает своё название и сама данная Т. Для Т. мажорно-минорного типа характерно ярко выраженное тяготение подчинённых звуков и созвучий к главному (общему или местному) тональному центру. В протяжённой музыкальной пьесе тяготение ощущается и в последовании тональностей (например, при последовании соль мажора и ре минора возникает тяготение к объединяющей их Т. более высокого порядка ≈ до мажору). Смена Т. называется модуляцией . Модуляционное движение создаёт связывающий всю пьесу тональный план. При этом обычно господствует одна Т.: по ней нередко обозначается и всё музыкальное произведение (например, фантазия и фуга соль минор для органа И. С. Баха, симфония до мажор Моцарта).

Ю. Н. Холопов.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

тональность

— см. Тон.

Словарь музыкальных терминов

тональность

звуковысотное положение лада. Название тональности определяется названиями тоники и лада (напр., до мажор, ля минор и т. д.) (см. Приложение XVI).

Энциклопедия моды и одежды

тональность

   основной преобладающий цвет, тон, объединяющий отдельные цвета в орнаментальном или живописном произведении; сочетание тонов.

   (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово тональность может быть

Предложения со словом тональность

  • Черно-белая тональность как один из возможных элементов теории относительности призывает всех собравшихся открывать новые закономерности, явления природы, находящиеся вокруг нас».
  • Однако «слова и язык являются, наверное, основными мотивационными факторами для человеческих существ, и они могут быть подкреплены подходящими конгруэнтными тональностью голоса и языком тела».
  • Тематизм без тона при диалогических отношениях, предполагающих приоритет соотношения голосов над их смысловой субстанцией и потому включающих в себя тональность (в отличие от тематизма) в качестве конститутивного ингредиента, невозможен в принципе (так и в нашем примере тематического ДС о Мердле чисто семантическое, казалось бы, антиномичное опровержение чужого голоса «общего мнения» сопровождается тональной авторской иронией).
  • Конечно, мы слушаем воображаемую музыку избирательно, допуская вариации и интерпретации, но основные музыкальные характеристики пьесы – темп, ритм, мелодический рисунок и даже тембр и тональность – сохраняют удивительную точность и верность оригиналу.