тональность, тональности, жен. (см. тон) (муз.). Та или иная гамма, лежащая в основе данного музыкального произведения. Тональность до мажор. Тональность си бемоль минор. Переход из одной тональности в другую называется модуляцией.
ТОНАЛЬНОСТЬ, и, ж. (спец.).
1. Высота звуков лада, определяемая положением главного тона (первой ступени гаммы).
2. Преобладающее сочетание тонов (в 4 знач.) в картине.
3. перен. Основная эмоциональная настроенность в художественном произведении. Оптимистическая т. стиха.
в музыке -
(муз.), в русской терминологии высотное положение лада (собственно Т.), а также ладовая система на определённой высоте, то есть ладотональность. Термин применяется также для обозначения функциональной мажорно-минорной ладовой системы (см. Лад ). Обозначение Т. в мажорно-минорной системе складывается из высотного положения (по буквально системе ≈ с, а, fis, h или до, ля, фа-диез, си и др.) и лада (ладового наклонения ≈ Dur, moll, соответственно мажор, минор). В музыке 20 в., где однозначное определение ладового наклонения (Dur, moll) часто сомнительно или несущественно, применяется и обозначение Т. без указания лада. Например, Серенада in А (то есть с центром ля) Стравинского.
Сущность Т. в классической мажорно-минорной системе ≈ создание устойчивой и логически-дифференцированной системы ладовых значений звуков и созвучий на той или иной высоте, подчинённых главенству одного звука или созвучия, по названию которого получает своё название и сама данная Т. Для Т. мажорно-минорного типа характерно ярко выраженное тяготение подчинённых звуков и созвучий к главному (общему или местному) тональному центру. В протяжённой музыкальной пьесе тяготение ощущается и в последовании тональностей (например, при последовании соль мажора и ре минора возникает тяготение к объединяющей их Т. более высокого порядка ≈ до мажору). Смена Т. называется модуляцией . Модуляционное движение создаёт связывающий всю пьесу тональный план. При этом обычно господствует одна Т.: по ней нередко обозначается и всё музыкальное произведение (например, фантазия и фуга соль минор для органа И. С. Баха, симфония до мажор Моцарта).
Ю. Н. Холопов.
— см. Тон.
звуковысотное положение лада. Название тональности определяется названиями тоники и лада (напр., до мажор, ля минор и т. д.) (см. Приложение XVI).
основной преобладающий цвет, тон, объединяющий отдельные цвета в орнаментальном или живописном произведении; сочетание тонов.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)