тор, тора, муж. (лат. torus - узел) (мат.). Тело, получаемое от вращения круга около оси, лежащей в его плоскости. Шар - частный случай тора.
м. сар.-хвал. мордовск., нож, ножик.
См. торить.
один из главных богов скандинавской мифологии, бог грома, бури и плодородия (у древних германцев континента ему соответствовал Донар). Т. ≈ главный защитник богов и людей от великанов и страшных чудовищ. Изображался рыжебородым богатырём, вооружённым боевым молотом.
(сканд.) — бог грома, сын Одина и Ёрд, муж Сив. Имеет дочь Труд и сыновей Магни и Моди, причем Магни рожден от великанши Ярнсаксы. Т. изображают рыжебородым богатырем, вооруженным боевым молотом Мьёлльниром. Его жилище — Трудхейм, он ездит в повозке, запряженной двумя козлами, Тангниостром и Тангрисниром. Останавливаясь на ночлег, Т. убивает козлов и жарит их на ужин, оставляя нетронутыми кости, а затем возвращает их к жизни. Когда Тьяльви и его сестра Рёскви, у которых Т. остановился на ночлег, ели это мясо, Тьяльви нарушил запрет и стал грызть кости, из-за чего один из козлов слегка охромел. Тьяльви с сестрой были вынуждены стать слугами Т. в качестве выкупа за ущерб. Т. защищает Мидгард и Асгард от великанов (ётунов) и чудовищ, он — противник мирового змея Ёрмунганда. Большинство мифов о Т. связаны с его походами в страну великанов. После похищения великаном Трюмом молота Мьёлльнира Т. отправился в страну великанов, наряженный богиней Фрейей, предназначенной в невесты Трюму, и в сопровождении Локи, одетого ее служанкой. На пиру «невеста» проявляет богатырский аппетит, сильно смутив этим жениха, а затем, получив молот, который приносят для освящения свадебного обряда, избивает великанов. Чтобы добыть у морского великана Хюмира котел для варки пива, Т. побеждает быка и делает из его головы наживку для рыбной ловли, а вместо рыбы чуть не вытаскивает мирового змея со дна океана. В мифе о великане Хрунгнире, который победил Одина в конном состязании и стал похваляться перед асами, что убьет их всех и уведет с собой богинь Фрейю и Сив, боги позвали Т., и тот вместе с Тьяльви отправился к Хрунгниру в Ётунхейм и убил великана в поединке. Однако сам он был ранен жерновом в голову, а нога убитого Хрунгнира придавила ему горло. Ногу великана скинул с шеи отца сын Т. — богатырь Магни, а осколки жернова стала вынимать из головы Т. волшебница Гроа. Узнав о том, что скоро вернется ее муж, которого Т. вынес из страны великанов, Гроа на радостях перестала читать заклинания, и осколки жернова так и остались в голове Т. В последней битве перед концом света (Рагнарёк) Т. убивает Ёрмунганда, но тут же сам умирает от его ядовитых укусов.
, торус
(от лат. torus – выпуклость, валик)
вал, один из классических древнегреческих архитектурных обломов. Тор строится по дугам окружности или более сложным кривым.
|
* * *
Вал (2) в базе колонны; в ионическом ордере может быть прорезан непрерывными горизонтальными желобками (каннелюрами).
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
— Слово это употребляется в ботанике в двояком смысле. Во-первых, Т. является синонимом слова цветоложе (см.); во-вторых, Т., или бляшкой, называется утолщенная центральная часть замыкающей перепонки в окаймленной поре. Тонкий край перепонки, окружающий Т., именуется марго.
ТОР
(от галльского "тоrr" - холм, возможно лат. turrus - башня) - высокий скалистый пик или естественное нагромождение крупных глыб гранита или других пород, почти не перемещенных, образованных выветриванием и денудацией. Происхождение Т. обычно связывается с неравномерным выветриванием пород и последующим откапыванием неразрушенных глыб и скал из-под коры выветривания.
Тор - в древнегерманской мифологии бог грома, своим молотом повергающий великанов - врагов асов и других чудовищ, покровитель кузнецов.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
в германо-скандинавской мифологии сын верховного бога Одина, бог грома и молнии, бури и плодородия, защитник богов И людей.