философско-эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся его страданием, гибелью. Трагическое неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании. Предмет специфического вида драмы - трагедии.
философско-эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся его страданием, гибелью. Трагическое неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании. Предмет специфического вида драмы - трагедии.
(от греч. tragodia) — эстетическая категория, характеризующая острый, неразрешимый конфликт, который развертывается в процессе свободного действия человека и сопровождается его страданием, гибелью.
Рб: Эстетические категории в литературе
Син: трагизм, трагичность
Корр: драматическое, лиризм, эпичность
Жанр: Трагедия
Асс: возвышенное, героическое, прекрасное, трагический герой, ужасное
* "Источником трагического являются специфические общественные противоречия — коллизии между общественно необходимым, назревшим требованием и временной практической невозможностью его осуществления" (Ю.Б. Борев).
"В литературе важнейшей специфической формой трагического является трагедия. Однако трагическое способны отражать и другие жанры, принадлежащие как к эпическому, так и к лирическому роду" (А.С. Сулейманов). *
1) важная сторона человеческого существования, свидетельствующая о том, что любой из людей всегда пребывает на грани небытия и в любой из моментов своей жизни может столкнуться с силами, внешними опасностями или внутренними страданиями, грозящими опрокинуть его в бездну небытия;
2) сущностная особенность индивидуального миросозерцания, придающая ему сумеречный характер и заставляющая воспринимать действительность сквозь призму представлений о перманентной борьбе всех со всеми и о неустранимости тяжких бедствий, сопутствующих этой борьбе;
3) одна из основных категорий эстетики, позволяющая художнику на языке образов искусства размышлять об устрашающих сторонах человеческого существования, изображать страдания, борьбу, гибель людей, показывать их самоотверженность, мужество, подвиги. Категория трагического является ключевой, базовой для такого вида драмы, как трагедия, зародившейся и Древней Греции. В греческом театре Эсхила, Софокла, Еврипида были представлены разнообразные модели трагических ситуаций, в которые способен попадать человек. Художественное моделирование помогало осмыслению таких проблем человеческого существования, как порок и преступление, раскаяние и возмездие, закон и судьба и т.д. При этом сложная, противоречивая и во многом еще таинственная жизнь человеческого духа, пробуждающегося от доисторической дремоты, обретала формы, доступные эстетическому созерцанию. Примечательной особенностью трагедий было то, что в их центре оказывались, как правило, масштабные фигуры, крупные личности с яркой индивидуальной фактурой. Подаваемые крупным планом, они позволяли обнажать и демонстрировать наиболее существенные особенности человеческой природы. В трагедиях разворачивались чаще всего два содержательных плана. Один из них составляли события, совершающиеся в пределах видимости, - сюжетные коллизии, проживаемые героями физически, эмоционально и интеллектуально. За событийным же всегда ощущалось инобытие высшего мира с его абсолютными первоначалами, неумолимыми законами и всеведущей судьбой. При этом реальность человеческого существования обнаруживала свою разительную негармоничность, являя собой арену драматических столкновений сил порядка с силами разрушения и гибели, апол- лоновского начала (светлого, разумного, гармоничного) с началом дионисийным (темным, хаотическим, разрушительным). Трагизм обнаруживался и вличности древнего грека: если аполлоновское начало заставляло его стремиться к гармоничным отношениям с космосом, социумом, государством и подчинять свое поведение разнообразным социокультурным нормам, требованиям меры и «золотой середины», то дух дионисийства устремлял его к преодолению запретов, нарушениям норм, совершению преступлений.
Одной из существенных архаических по- доплек трагического в античной культуре служил комплекс религиозных представлений об умирающем и воскресающем Боге. На его основе существовала и регулярно воспроизводилась система сложных религиозных переживаний, в которых страдания от зрелища гибели божества переходили поначалу в чувство отчаяния, скорби о понесенной утраты, а затем трансформировались в радость и восторг по поводу чудесного воскрешения Бога. Этот древний архетип умирания-возрождения вместе со столь же архаичной психологемой отчаяния-восторга обрели новую форму в истории распятия и воскресения Иисуса Христа, а впоследствии, на протяжении многих веков развития христианского искусства вдохновляли художников, поэтов, композиторов.
В искусстве Ренессанса и нового времени полнота художественно-эстетических возможностей воплощения идеи трагизма бытия обнаруживается в творчестве Микеланджело, Рембрандта, Баха. В абсолютном большинстве случаев оно связано с библейскими идеями и образами, на которые налагаются умонастроения, отмеченные печатью набирающей силу антропоцентрической парадигмы. В литературе, изобразительном искусстве, а позднее и музыке появляется лирический герой, обладающий развитым сознанием ценности своей индивидуальн- сти, убежденный в том, что его присутствие в земной жизни неповторимо.
Пафос трагического с огромной силой проявился в искусстве барокко. Далеко не всегда бывало так, чтобы культура одной эпохи и с одними макростилевыми качествами подчинялась трагической доминанте. «То, что порождает в какой-либо стране трагизм в живописи, не находит отклика в музыке; то, что стимулирует трагическое в музыке, оставляет равнодушной живопись. "Трагические кульминации" не совпадают в разных странах, часто не сближаются по времени в различных искусствах одной страны. По-видимому, здесь не приходится искать закономерностей? А между тем бурная и противоречивая эпоха эта как раз удивительно цельна в своем драматизме, в своем чувстве трагического... Начало XVII века: Шекспир, Сервантес, Эль Греко, Монтеверди. Разные страны, разные художники, разные жанры, разные темы, разные методы, но какое небывалое - еще невиданное и неслыханное - напряжение творческой мысли сразу в различных сферах, какая фантазия, какое чувство трагического. И ни у кого из них нет прямой школы, ни один не продолжает другого. Около середины XVII века: Рембрандт, Корнель, Монтеверди, Мильтон. От середины к концу столетия: Расин, Люлли, Перселл. Первая половина XVIII века: Бах, Гендель. Далее: Глюк, Давид, Гете, Гойя... Не аналогии, не простая преемственность, не связи здесь важны; явления такого масштаба редко поддаются частным сравнениям и мало нуждаются в них. Важна эта сама потребность эпохи в поразительно разных воплощениях трагического, важен этот дух трагедии, неослабевающий в искусстве Западной Европы. Сменяются стили, борются направления, но всегда есть страна или страны, перехватывающие знамя трагедии. Это еще не было характерно для предшествующих веков. Лишь Микеланджело, а затем Шекспир в XVI веке предвещают эпоху "трагических кульминаций" (Ливанова Т. Н. Западно-европейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств. - М.: Музыка, 1977.- С. 270-271). При всем различии конкретных художественных форм, посредством которых проявлялось трагическое в искусстве, в их основе лежал единый текст, а со всех сторон их окружал столь же единый и целостный контекст, обозначаемые одним словом - христианство. Именно христианство было тем образным и идейным языком, на котором европейские художники нового времени рассказывали миру о трагических перипетиях земного существования людей.
◘ Лит.: Борев Ю. Б. О трагическом. -М., 1961; Лазарева М. А. Трагическое в литературе. - М., 1983; Ливанова Т. Н. Западно-европейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств. -М.: Музыка, 1977.