обобщенное наименование художественных направлений, противостоящих радикальным устремлениям авангардизма. Традиционалистские тенденции непосредственно продолжают стили прошлого, такие, как классицизм и романтизм, а также новые направления, уже ставшие классическими (импрессионизм, модерн), избегая резкой, "революционной" художественной тактики. Активно противоборствуя в культуре 20 в., традиция и авангард тем не менее постоянно сосуществуют или непринужденно перемежаются (напр., у П. Пикассо, который в 1920-е гг. обратился к классицистской манере). Компромиссными, авангардно-традиционными могут быть целые направления, в частности, метафизическая живопись или магический реализм, а также все тенденции постмодернизма.
ТРАДИЦИОНАЛИЗМ, а, м. (книжн.). Приверженность к старым традициям.
| прил. традиционалистский, ая, ое.
м.
Приверженность традициям.
— направление в философии религии, опровергающее, по определению Жубера, идеи определенного времени на основании вечных идей религиозного порядка, как они проявились у всех народов. Это направление появилось в борьбе с деизмом и религиозной критикой вообще; поэтому, говоря о Т., обыкновенно разумеют писателей начала XIX в., у которых усиление религиозного творчества было вызвано отрицательным отношением к религии писателей XVIII в. К этому направлению относятся Шатобриан, Жозеф-де Мэстр, де Бональд, Ламеннэ (в нервом периоде его деятельности), Балланш, Ботэн, аббат Марэ, Гратри и отчасти Борда-Де-Мулен. При общей тенденции названных писателей, каждый из них развил характерный ряд доводов. Де-Мэстр в своих знаменитых "S oiré es de St-Petersbourg" защищал рискованную тему о том, что физическое зло есть результат порока и опровергал сенсуализм XVIII в. (в лице Локка) и эмпиризм (в лице Бакона). Опровергая некоторых философов, Мэстр все же уважал философию; Бональд в этом отношении пошел далее: он нападал на самое существо философии, отрицая ее пользу. Возвеличивая значение веры, Бональд принижает разум; его учение осуждено самим католичеством на соборах в Ренне и Амьене. Может быть самым талантливым и без сомнения самым страстным из традиционалистов был Ламеннэ. В вопросе о достоверности знания Ламеннэ старался найти средний путь между скептицизмом и догматизмом. Человек, взятый в отдельности, ничего достоверно знать не может, но коллективный человек (или человечество) может достигнуть истины. Индивидуальный разум бессилен, но универсальный или общий разум способен найти истину: итак, истина есть результат здравого смысла или общего согласия. Найденным принципом Ламеннэ пользуется для различения истинной религии от ложной: истинной религией оказывается католическое христианство. Мы указали лишь на писателей традиционалистов во Франции; то же течение мысли можно проследить и в других странах (напр., Росмини-Сербати в Италии). См. Ferraz, "Histoire de la philosophie en France au X IX siè cle. Traditionalisme et ultramontanisme" (П., 1880).
Э. Р.
♦ Традиционализм по С. Аверинцеву: в архаике дорефлективный традиционализм, от античности до классицизма — рефлективный традиционализм, от романтизма — рефлективный антитрадиционализм. Видимо, этот последний есть в то же время дорефлективный традиционализм новой формации: таковы шаблоны реализма, которые присутствуют у всех в сознании, но считаются несуществующими. Только когда они станут предметом теории, можно будет говорить, что эпоха реализма позади. Сейчас ругаются словом "штамп"; в традиционалистском обществе, вероятно, ругались: "эх ты, новатор"?
♦ (ENG traditionalism)
призыв к возврату к прошлым формам религии, культуры или образцам веры или поведения. Также - реакция на модернизм, настаивающая на том, что вера в Божественное откровение, переданная через традицию, является единственным источником религиозного знания.
По учению традиционализма, хотя существование в нас идеи о Боге несомненно предполагает воздействие на наш дух Божества, но вследствие падения человека, разрушившего союз его с Богом и возможность живого взаимодействия между ними, такое воздействие могло иметь место только в первобытном состоянии человека. Бог сообщил первому человеку понятие о Себе путем откровения; затем, когда постоянная возможность такого откровения, вследствие повреждения человека, прекратилась, действительное распространение религиозных истин могло происходить только путем предания, преемственной передачи первоначально полученного религиозного познания. К защитникам этого учения принадлежат французские философы: Ламеннэ (1782–1854), Ботэн (1796–1867), Бональд (1753–1840) и др.