20 мая 2024
450 тысяч слов
+49 за сегодня

Значения слова трамвай

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Мир Лема - словарь и путеводитель
Москва. Энциклопедический справочник
Энциклопедия Екатеринбурга

Словарь Ушакова

трамвай

трамвай, трамвая, муж. (англ. tramway от tram - рельс и way - путь).

1. только ед. Электрическая городская железная дорога. Вагон трамвая. Проложить трамвай. Первый трамвай был построен в 80-х гг. 19 века.

2. Поезд этой железной дороги, из одного или нескольких вагонов. Трамвай переполнен. Сесть в трамвай. Грузовой трамвай. Попал под трамвай.

Речной трамвай (неол.) - небольшой пассажирский пароход или катер, совершающий рейсы по рекам в черте и окрестностях города.

Энциклопедический словарь

трамвай

(англ. tramway, от tram - вагон и way - путь), городская наземная электрическая железная дорога; вагон или несколько вагонов (чаще все моторные). Питание осуществляется постоянным током напряжением 500-700 В обычно через подвесную контактную сеть (обратный провод - рельсы). Трамваи появились в 80-х гг. 19 в.

Словарь Ожегова

трамвай

ТРАМВАЙ, я, м. Городская наземная электрическая железная дорога, а также её вагон или поезд. Сесть в т. (на т.). Ехать на трамвае (в трамвае).

Речной трамвай пассажирское судно, совершающее рейсы в черте города, в пригород.

| прил. трамвайный, ая, ое. Т. парк.

Словарь Ефремовой

трамвай
  1. м.
    1. Городская наземная электрическая железная дорога.
    2. Поезд такой железной дороги, состоящий из одного или нескольких вагонов.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

трамвай

— см. Конножелезные дороги и Электрические трамваи.

Мир Лема - словарь и путеводитель

трамвай

   рельсовый электровагон, создан в 1881 году, продолжает применяться в начале XXI века:

    * "Я старался найти какую-нибудь ошибку, анахронизм, думая, что историка могло рассмешить именно это... Неужели ты не видишь? Ведь это рельсовый электровагон, так называемый "трамвай", бывший в употреблении на рубеже XIX и XX веков, а водитель и пассажиры одеты, как придворные французских королей!" - Магелланово облако *

Москва. Энциклопедический справочник

трамвай

Начал перевозить пассажиров по Москве в 1899, после переоборудования под электрическую тягу одного из участков конки — от Страстной площади до Петровского парка. В 1913 трамвай перевозил ежегодно свыше 250 млн. пассажиров со средней эксплуатационной скоростью около 11 км/ч; в 20—30-х гг. объёмы перевозок трамвая росли, затем стали сокращаться с вводом метрополитена и развитием троллейбусного и автобусного сообщения. В 80-х гг. трамвайная сеть имела протяжённость свыше 450 км (более 35 маршрутов), в основном за пределами Садового кольца; в 90-х гг. наметилась тенденция к прокладке линий трамвая в некоторых новых районах, созданию скоростных маршрутов.

Вагоны для первых линий московского трамвая изготовлялись в Германии, Австро-Венгрии. Затем производство трамваев было налажено на Русско-Балтийском (Рига), Мытищинском и Коломенском заводах. К 1914 в Москве насчитывалось около 1300 моторных и прицепных вагонов. В период первой мировой и Гражданской войн большая часть подвижного состава вышла из строя, значительное число трамваев было переоборудовано для грузовых перевозок. В ходе восстановления городского хозяйства в Москву начали поступать первые четырёхосные трамваи КМ (Коломенский моторный завод), а также прицепные вагоны КП и С. В 30-х гг. из них стали формировать трёхвагонные поезда. В 1938 Мытищинский завод приступил к производству вместительных трёхдверных вагонов ТМ-38. В середине 40-х гг. началась эксплуатация трамваев МТВ-82 и МТВ-82Б, выпускавшихся сначала на Тушинском машиностроительном, а затем на Рижском заводах. Вместе с двухвагонными поездами с моторными вагонами (БФ или КМ и прицепными С) эти трамваи составляли основу трамвайного парка города до конца 60-х гг. С конца 50-х гг. в Москву поставлялись чехословацкие трамваи завода «Татра»: Т-1 и Т-2. К середине 80-х гг. все остальные модели трамваи были выведены из эксплуатации. Московский трамвайный парк насчитывал к этому времени около 1300 вагонов чехословацкого производства. С конца 80-х гг. на многих маршрутах Москвы начали эксплуатироваться вагоны, выпускаемые Усть-Катавским заводом.

А.В. Рогачёв.

Энциклопедия Екатеринбурга

трамвай

гор. наземная электрич. дорога; вагон или неск. моторных вагонов. Питание - пост. (реже переменный) ток обычно через подвесную контакт. сеть.

Впервые вопрос о стр-ве трамвая в Екат. поставлен в 1910, однако из-за отсутствия средств гор. Дума отклонила проект. Та же участь постигла проект и в 1916.

Острая потребность в пуске трамвая возникла в сер. 1920-х: г. становился кр. индустр. Ц. страны, быстро росли его тер-рия и нас. В 1927 началось стр-во первой линии. Пущена 7 нояб. 1929 и соединила р-н загород. ул. (Щорса, Фрунзе, Фурманова) с ж/д вокзалом через Ц. г. На первой линии эксплуатировалось десять вагонов. Ч. первого участка (по ул. Толмачева, Дзержинского, Свердлова, а также по ул. 8 Марта от просп. Ленина до ул. Радищева) с 1990-х не функционирует. Первые трамвайные кольца располагались на вокзале (ликвидировано во время реконструкции привокзальной пл.) и на месте действующего автовокзала. В 1930 построены трамвайные линии на ВИЗ и пл. Обороны, по четырем гор. маршрутам перевезено 30 млн чел. В 1931 открыт маршрут на Уралмаш. Далее освоены Эльмаш, Сортировка, Шарташ, Втузгородок (ул. Студенческая).

В 1930-е существовала практика плацкартных (имеющих только сидячие места) трамваев, но успеха у горожан такие вагоны не имели из-за высокой стоимости билета (втрое больше обычной цены.) В 1937 дл. трамвайных линий составила 50 км, парк насчитывал 140 вагонов, объем перевозок составил 84 млн пассажиров в г. В гг. Вел. Отеч. войны построена линия на пос. мясокомб-та. К 1960 протяженность путей возросла до 90 км, к 1970 - до 148, к кон. 1980-х - до 175.

Характерная особенность развития трамвая в 1970-1980-е - стр-во линий, соединяющих р-ны г. в обход Ц., т.н. хордовых соединений (ул. Ленинградская - Викулова, Уральская, Радищева - Московская, Бебеля). Построены линии в Юго-Зап. (1973 - до ул. Волгоградской; 1980 - по ул. Викулова до ВИЗа) и Комсомольский р-ны (до ул. 40-летия Октября), в пос. керамического з-да.

В 1990-е трамвай являлся одним из ведущих видов гор. пасс. транспорта Екат. По протяженности сети и кол-ву перевозимых пассажиров он входит в число трех крупнейших трамвайных городов России (после Москвы и СПб.). В 2000 трамваями перевезено 224,5 млн чел. Выполнено 535,6 тыс. рейсов.

В 1999 протяженность трамвайных путей (в однопутном исчислении) составила 183 км. Трамвайные пути соединили Ц. г. и важнейшие пересадочные узлы (ж/д и автобусный вокзалы, остановочные ж/д платформы Первомайская, ВИЗ, аэровокзал) с кр. жил. массивами и отдаленными гор. р-нами: Семь Ключей, Уралмаш, Эльмаш, Вторчермет, Шарташ, Комсомольский, Юго-Западный и др. В 2001 г. действовали 28 трамвайных маршрутов. Самый протяженный из них (25) соединяет пос. керамического з-да с ул. Фрезеровщиков и имеет протяженность (в один кон.) 22 км. Общ. кол-во трамвайных вагонов составляет 465 ед. (2001). Они распределены между тремя трамвайными депо: Южным (ул. Фрунзе), Северным (просп. Космонавтов) и Западным (ул. Чердынская). Парк укомплектован машинами чешского произ-ва "Tatra". В кон. 1990-х на ПО "Уралтрансмаш" осуществляется инвестиционная программа "Совместное производство екатеринбургских трамваев (СПЕКТР)". Первые вагоны приняты в эксплуатацию в 2001. В перспективе развитие трамвая в г. пойдет по пути стр-ва новых участков, заменяющих ныне действующие на оживленных город. магистралях (просп. Ленина, ул. 8 Марта и др.). Эта работа будет вестись по мере стр-ва новых участков метрополитена на юг (до ст. Чкаловская,) и широтной линии ВИЗ - Каменные Палатки.

Лит.: Букин В.П., Пискунов В.А. Свердловск. Перспективы развития до 2000 г. Свердловск, 1982; Городской пассажирский транспорт. Справочник / Сост. В.П. Рогожкин, С.А. Ваксман, В.В. Платонов. Свердловск, 1977; Екатеринбург на рубеже столетий: Сб. стат. материалов. Екатеринбург, 1999; Народное хозяйство Свердловской области. Стат. сб. Свердловск, 1962; Очерки истории Свердловска (1723-1973). Свердловск, 1973; Панов П. Свердловск. Изд. 2-е. Свердловск, 1966; Первый трамвай в городе // Календарь-справочник Свердловской области. 1969. Свердловск, 1969. С. 187; Свердловск. Путеводитель-справочник. Свердловск, 1975; Итоги экономического, социального и экологического развития муниципального образования "Город Екатеринбург" за 2000. Екатеринбург, 2001.

Е.Г. Анимица, Р.К. Сабитов

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово трамвай может быть

Предложения со словом трамвай

  • Только на последней остановке ночной диспетчер обратил внимание на то, что трамвай проследовал без остановки, двери его распахнуты, салон пуст, а за трамваем что-то волочится.
  • Этот тип, – кивнула на Диана, не сводящего с меня глаз, – ввел меня в заблуждение, и из-за него я села не в тот трамвай.
  • Но более высокая стоимость реконструкции трамвайных путей с их последующим обособлением, а также попытки решения автомобильной проблемы за счет площадей совмещённого с проезжей частью трамвайного полотна откладывают вопрос приоритета трамвая на далекую перспективу.
  • Ночь летняя коротка, и не успеет последний трамвай прокатиться по затопленными синими сумерками улицам, а уж вместе с лимонной полоской зари выкатывается из трампарка заспанный первый трамвай, злобно визжит на повороте ребордами и проносится по улицам в погоне за сонными пассажирами.