транспорт, транспорта, муж. (от лат. transporto - переношу).
1. (транс.) только ед. Действие по гл. транспортировать; перевозка, доставка (грузов, пассажиров и т.п.) из одного места в другое. Транспорт хлеба по железной дороге. Непрерывный транспорт грузов.
2. (транс.) только ед. Тот или иной вид перевозочных средств. Городской транспорт (автомобили, трамваи). Подземный транспорт (напр. в шахтах). Железнодорожный транспорт. Водный транспорт. Гужевой транспорт. Воздушный транспорт. Автомобильный транспорт. Водитель транспорта.
| Отрасль народного хозяйства, обслуживающая различные виды перевозок. Работа транспорта. Рост советского транспорта.
3. (транс.). Партия грузов, доставленных одновременно. Большие транспорты хлеба.
4. (транс.). Обоз или совокупность перевозочных средств специального назначения (воен.). Санитарный транспорт. Артиллерийский транспорт. Дивизионный транспорт.
5. (транс.). Судно (военного флота) для перевозки грузов или людей (воен.-мор.). Минный транспорт.
6. (транс.). Перенос суммы на другую страницу, то же, что репорт во 2 знач. (бух.).
7. (транс.). В азартных играх - перенос ставки на другую карту (карт.). «Он узнал некоторые ассигнации, которые углами и транспортами несколько раз переходили из рук в руки.» Л.Толстой.
ТРАНСПОРТ, а, м.
1. см. транспортировать.
2. Отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов, а также тот или иной вид перевозочных средств. Наземный, водный, воздушный, подземный т. Железнодорожный т. Городской т. Пассажирский т. Грузовой т.
3. Партия грузов, доставляемых одновременно. Большой т. хлеба.
4. Движущиеся перевозочные средства специального назначения. Санитарный т. Т. с зерном.
5. Судно морского флота для перевозки грузов, людей.
| прил. транспортный, ая, ое. Транспортное машиностроение.
— термин бухгалтерии, означающий в дословном переводе перенос и заменяемый иногда формулою "по странице". Один из этих терминов ставится на последней строке страницы перед графой, в которой означена общая сумма (итог), подлежащая переносу на следующую страницу.
(мор.)
общее название судов, предназначенных для перевозки каких-либо грузов или пассажиров. Различают грузопассажирские, пассажирские, сухогрузные наливные суда, контейнеровозы и др.
(от лат. transporto - перемещаю)
1) отрасль экономики, хозяйства, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов;
2) письменный приказ банка своему корреспонденту о выдаче денежной суммы лицу, указанному в приказе.
(от лат. transporto - перемещаю)
1) отрасль экономики, хозяйства, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов;
2) письменный приказ банка своему корреспонденту о выдаче денежной суммы лицу, указанному в приказе.
I. перевозка пассажиров и грузов; также и самые средства, служащие для указанной цели;
виды транспорта:
1) сухопутный: а) гужевой (на животных); б) ж.-дорожный, в) автомобильный;
2) водный: а) морской, б) речной;
3) воздушный.
II. см. перенос
(от лат. transporto перемещаю)
отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Различают наземный, водный и воздушный транспорт. Наземные виды: железнодорожный, автомобильный и трубопроводный; водные - морской и речной; воздушные - авиационный. Транспорт подразделяется на транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и населения, транспорт необщего пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и др.), а также транспорт личного пользования. Делится также на пассажирский и грузовой.
ТРАНСПО́РТ
, -а, м.
1. Перенос ставки на другую карту.
◘ Что раз, то "attendez", то транспорт, то с углом!.. А.И.Полежаев. День в Москве, 1832.
◘ Казарин. ◊ Забавна будет стычка. Хозяин. Посмотрим.- Транспорт. М.Ю.Лермонтов. Маскарад, 1835.
◘ Посмотрите, как каждый юноша и муж заботится, чтоб ему рутировала дама, с какою надеждою гнёт он её на пэ, и в душе и на столе транспорт! А.Ф.Вельтман. Эротида, 1835.
◘ Я не имел понятия о каком-нибудь полыньковом вине и, верно бы, не отличил хорошего рома от скверной французской водки, но зато очень любил шампанское и никогда не смешивал шатомарго с лафитом, не стал бы ни за что проигрывать деньги на трактирном бильарде, но знал, однако ж, сколько надобно загнуть углов, чтоб поставить на десять кушей с транспортом ◊ М.Н.Загоскин. Искуситель, 1838.
◘ Он узнал некоторые ассигнации, которые углами и транспортами несколько раз переходили из рук в руки. Л.Н.Толстой. Два гусара, 1856.
♠ От лат. transportāre 'переносить'.
2. Ставка в три куша.
◘ Валет транспорт и сто рубликов мазу. А .С.Афанасьев-Чужбинский. Петербургские игроки, 1872.
совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения. Делится на Т. общего н личного пользования, Т. промышленный и Т. военный (различные виды Т., принадлежащие воинским частям, соединениям, объединениям, учреждениям). Различают водный, воздушный и наземный Т. (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, выочиый, гужевой).
отрасль материального производства, связанная с перевозками пассажиров и грузов. Основные циды Т.: железнодорожный, водный (речной и морской), автомобильный, воздушный, гужевой, а также трубопроводы.
совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения; важнейшая часть обеспечения действий сил и средств РСЧС в чрезвычайных условиях. К транспортным средствам относятся автомобили, автомобильные тягачи, транспортёры, автомобильные прицепы, трайлеры, ж.-д. вагоны всех типов, локомотивы, электровозы, морские и речные суда, самолёты, трубопроводы и др. Путями сообщения являются железные и автомобильные дороги, водные пути, воздушные трассы, несущие каналы подвесных канатные дорог. Т. оказывает существенное влияние на подготовку и способы ведения действий при осуществлении спасательных, гуманитарных и др. операций. Т. выполняет перевозки сил и средств РСЧС, осуществляет подвоз материальных средств, а также эвакуацию раненых и больных, поврежденной техники, ненужного имущества и т.д. В зависимости от среды, в которой осуществляется передвижение, различают водный, воздушный и наземный (сухопутный) Т.
Москва является крупнейшим транспортным узлом России. Основная доля перевозок внешним транспортом приходится на Московский железнодорожный узел — 43 млн. пассажиров дальнего следования, 34 млн. тонн грузов (1995). С 9 московских вокзалов (Ярославский, Казанский, Ленинградский, Киевский, Белорусский, Павелецкий, Курский, Савёловский, Рижский) отходит 11 железнодорожных направлений (Ленинградское, Савёловское, Ярославское, Горьковское, Казанское, Рязанское, Курское, Павелецкое, Киевское, Смоленское, Рижское), соединённых Большим железнодорожным кольцом протяжённостью 554 км (проходящим по территории Московской и частично Владимирской областей на расстоянии 50—100 км от границ города), а также Малым железнодорожным кольцом протяжённостью 54 км (проходящим по территории города).
Авиационным транспортом в 1995 перевезено 10,1 млн. пассажиров. В 4 московских аэропорта (Шереметьево, Домодедово, Внуково, Быково) пассажиры доставляются экспресс-автобусами и маршрутными такси, которые отправляются от ближайших к аэропортам станций метро и от городского Центрального городского аэровокзала (расположен на Ленинградском шоссе), в Домодедово и Быково также — пригородными электропоездами. Два московских аэродрома (в районах Ходынки и Тушино) не используются для пассажирских перевозок.
Системой водных путей (основной из них — Канал имени Москвы и судоходная часть Москвы-реки) столица связана с Каспийским, Азовским, Чёрным, Белым и Балтийским морями. Водный транспорт используется преимущественно для перевозки грузов: через 3 грузовых порта (Северный, Западный и Южный) и 23 грузовых причала (в том числе в пределах МКАД — 19) в 1995 прошло свыше 10 млн. тонн грузов (в 1970 — 30, в 1980 — 34, в 1990 — 23 млн. тонн). В ближайшее Подмосковье или в дальние путешествия пассажиры отправляются с 2 речных вокзалов (Северного и Южного) и с 63 пассажирских пристаней (36 из которых находятся в пределах МКАД).
Москва — крупный центр автомобильных перевозок: ежегодно перевозится 6 млн. пассажиров и 9 — 10 млн. тонн грузов. К Москве сходятся 13 шоссейных автомобильных дорог. Пассажиры междугородных и пригородных маршрутов отправляются с Автовокзала (у станции метро «Щёлковская») и с 5 автостанций (у станций метро «Измайловский парк», «Выхино», «Юго-Западная», «Тушинская», «ВДНХ»).
Внутригородские перевозки реализуются системой городского пассажирского транспорта, включающего массовые виды транспорта (метрополитен, автобус, троллейбус, трамвай) и индивидуальные (государственные и муниципальные, частные автомобили, такси).
Сеть метрополитена (общая протяжённость 256 км, 150 станций) имеет радиально-кольцевую структуру, включающую 6 диаметральных, 2 радиальные и 1 кольцевую линию (в 1970 протяжённость сети составляла 138,2 км; в 1980 — 184,5 км; в 1990 — 230,5 км). Каждые сутки метрополитен перевозит более 8 млн. пассажиров, что составляет 33% всего объёма перевозок городского пассажирского транспорта. В 1995 метрополитеном перевезено 3,2 млрд. пассажиров.
Протяжённость сети наземного транспорта составляет (по оси улиц): трамвая — 1810 км, троллейбуса — 5670 км, автобуса — 1560 км. Ежегодно наземным транспортом перевозится 4430 млн. пассажиров. Их обслуживает около 5600 автобусов, 1700 троллейбусов и около 900 трамваев. Структура перевозок отдельными видами наземного транспорта: автобусом — 67% общего объёма перевозок, троллейбусом — 23%, трамваем — 10%.
В столице интенсивно развивается парк автотранспорта индивидуальных владельцев: с 1985 он увеличился в 3 раза (в 1970 — 103 тыс. единиц, в 1985 — 458 тыс. единиц, в 1996 — 1486 тыс. единиц). В частном пользовании населения Москвы находится 53,6 тыс. грузовых автомобилей и 10,5 тыс. автобусов. Общая вместимость гаражей и автостоянок в городе составляет 470 тыс. машино-мест.
Общая протяжённость улично-дорожной сети составляет 4535 км, в том числе магистральной (общегородского и районного значения) — 1235 км, местной сети (включающей жилые улицы и местные проезды в жилых, коммунально-производственных зонах) — 3300 км.
Территориальной комплексной схемой развития транспорта (в 1996 НИиПИ генплана г. Москвы) намечено к 2010 увеличить протяжённость улично-дорожной сети до 5900 км.
Москва является также крупнейшим в стране узлом трубопроводного транспорта. Начиная с 1946 к Москве последовательно проводились газопроводы от Поволжья, Северного Кавказа, северных районов России и др., которые затем замкнулись газовым распределительным кольцом.
Е.Н. Боровик, Т.В. Мичина.