21 мая 2024
450 тысяч слов
+49 за сегодня

Значения слова трансцендентальный

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
Термины Киносемиотики

Словарь Ушакова

трансцендентальный

трансцендентальный, трансцендентальная, трансцендентальное; трансцендентален, трансцендентальна, трансцендентально (от лат. transcendo - переступаю, перешагиваю) (филос.). прил., по знач. связанное в идеалистической философии с признанием независимых от опыта, априорных форм познания, сверхопытный, априорный. Трансцендентальная эстетика. Трансцендентальный идеализм. Трансцендентальная философия Канта.

Энциклопедический словарь

трансцендентальный

(от лат. transcendens, род. п. transcendentis - выходящий за пределы),..

  1. в схоластике - предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое) .
  2. В философии Канта - априорные (см. Априори) формы познания, организующие опытные данные.

Словарь Ожегова

трансцендентальный

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. В идеалистической философии: относящийся к познанию собственно умозрительных, независимых от опыта явлений.

| сущ. трансцендентальность, и, ж.

Словарь Ефремовой

трансцендентальный

прил.
Изначально присущий рассудку, не приобретенный в процессе опыта (в философии
Канта).

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

трансцендентальный

 Трансцендентальный

 ♦ Transcendantal

   Отнюдь не синоним трансцендентному.

   Честь изобретения этого слова принадлежит схоластам, а обозначает оно атрибуты, превосходящие виды бытия или аристотелевы категории, иными словами, все то, что стоит выше их и по этой причине может быть приложимо к той или иной сущности. Так, Единица, Истина, Добро и само Бытие суть трансцендентальные понятия.

   Однако в последние два столетия в термин «трансцендентальный» благодаря Канту принято вкладывать несколько иной смысл. Трансцендентальным мы называем все то, что относится к априорным условиям опыта, а также те знания, которые из этого опыта могут вытекать. Это неэмпирическое в эмпирическом. «Я называю трансцендентальным, – пишет Кант, – всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов». Или, как он уточняет во втором издании своего труда: «…поскольку это познание должно быть возможным a priori» («Критика чистого разума», Введение, VII). Как видим, ничего общего с трансцендентным, по отношению к которому трансцендентальное следует скорее рассматривать как противоположность. Действительно, трансцендентно все, что выходит за рамки опыта; трансцендентально все, что входит в опыт и делает его возможным. «Слово трансцендентальный, – подчеркивает Кант, – означает не что-то такое, что стоит выше всякого опыта, но нечто такое, что наверняка предшествует опыту (a priori) и вместе с тем имеет только одно предназначение – сделать возможным эмпирическое познание. Если понятия выходят за рамки опыта, их употребление будет трансцендентным, то есть отличным от имманентного употребления, основанного на опыте» («Пролегомены…», Приложение). Трансцендентное противостоит имманентному, но противостоит ему извне: то, что трансцендентно, не может быть имманентным; то, что имманентно, не может быть трансцендентным. Трансцендентальное противостоит эмпирическому, но противостоит ему изнутри. В эмпирическом познании, если оно необходимо и универсально, всегда присутствует трансцендентальное, то есть неэмпирическое начало. «Но хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта» («Критика чистого разума», Введение, I). Допустим, я заявляю, что 7+5=12 или что любой факт имеет причину. В той мере, в какой эти знания универсальны и необходимы, они не могут целиком проистекать из опыта: у них должен быть некий априорный источник (способность к рассуждению, категории и принципы мышления). То же самое относительно пространства и времени, которые являются априорными формами чувственности и благодаря которым становится возможен опыт, иначе говоря, эти формы не могут быть результатом чувственности. Их трансцендентальная идеальность (тот факт, что они существуют только в качестве субъективных условий чувственной интуиции) является залогом их эмпирической реальности (для всякого объекта возможного опыта), но отнюдь не проистекает из этой реальности: априорные условия опыта по определению не могут быть объектами опыта. Таким образом, трансцендентальность выступает в виде своего рода парадоксальной трансцендентности, существующей как бы внутри имманентности, что и побуждает некоторых людей строить на этом основании религию человека или религию духа (Люк Ферри, воспользовавшись выражением Гуссерля, назвал это явление «трансцендентностью в имманентности»). Однако Кант, насколько мне известно, так далеко никогда не заходил. Для него подлинный Бог трансцендентен, что, с одной стороны, исключает возможность его познания, а с другой – исключает его трансцендентальность.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

трансцендентальный

(от лат. transcendensвыходящий за пределы) — то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями; свойство основных определений (трансценденталий) сущего, их шесть: вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое; у Канта — априорные формы познания, организующие опытные данные.

Термины Киносемиотики

трансцендентальный

(лат. transcendere — переступать) — в схоластике означает сверхкатегориальный. Т. определения бытия, или трансценденталии, шире (по объему) традиционных категорий схоластической философии (форма и материя, акт и потенция и др.), они выражают всеобщие, сверхчувственные свойства бытия, которые познаются интуитивно, до всякого опыта. Согласно схоластике, три осн. трансценденталии (всего их шесть) обозначают: единство — отношение бытия к самому себе, или тождество бытия; истину — сопоставление бытия с бесконечным духом, или умопостигаемость бытия в божественном разуме; благо — сопоставление бытия с бесконечной волей, или целесообразность бытия, обусловленную божественной волей. Впервые трансценденталии упоминаются Александром Галльским (францисканский схоласт, реалист 12-13 вв.)… В новое время учение о трансценденталиях было подвергнуто критике с позиций номинализма. Спиноза и Гоббс называли его "наивным" и "бессмысленным",. Кант "стерильным" и "тавтологичным"… (Филос. словарь). См. также ФЕНОМЕНОЛОГИЯ.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово трансцендентальный может быть

Предложения со словом трансцендентальный

  • Лишь поскольку специальные методы признают своей собственной сердцевиной трансцендентальный метод, постольку получают признание общенаучные нормы, достигается надежная основа для подступа к междисциплинарным задачам, и науки призываются к объединению в более широкое единство способов выражения, идей и направлений, где они получают возможность внести действительно значительный вклад в решение фундаментальных проблем.
  • Если говорить кратко, то Кант употребляет выражение «трансцендентальный субъект» в значении близком к понятию «трансцендентальная идея».
  • Совершенно не существует, насколько мне известно, попыток понимать саму психологию как трансцендентальное построение, и вполне понятно, ибо трансцендентальный метод с самого его открытия всегда как раз противополагал себя методу психологическому или же, поскольку трансцендентальному методу все же пытались придавать психологическую окраску, как раз затушевывалось все своеобразие его трансцендентального характера и на его место водворялась все равно эмпирическая или трансцендентная психология.
  • Трансцендентный, а шире – трансцендентальный кинематограф с его экзистенциальной и метафизической направленностью, кинематограф потаенной сердечной глубины есть один из путей апофатического самопознания.