трансцендентный, трансцендентная, трансцендентное; трансцендентен, трансцендентна, трансцендентно (от лат. transcendo - переступаю, перешагиваю).
1. В идеалистической философии - лежащий за пределами опыта, недоступный опытному познанию; ант. имманентный (филос.). Трансцендентный мир. Трансцендентная истина.
2. только полн. Не могущий быть вычисленным при помощи действий алгебры, не могущий быть выраженным алгебраическим выражением (мат.). Трансцендентные числа, функции.
| Изучающий соответствующие величины, понятия (мат.). Трансцендентная математика.
ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. В идеалистической философии: находящийся за пределами мира.
| сущ. трансцендентность, и, ж.
запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного. Одно из центральных понятий ряда философских течений, характеристика абсолюта, превосходящего всякое бытие (Единое в неоплатонизме); в теологических учениях - синоним потусторонности Бога. В философии Канта - выходящее за пределы возможного опыта ("мира явлений") и недоступное теоретическому познанию (напр., идея Бога, души, бессмертия).
философский термин, означающий, в противоположность имманентному , то, что запредельно по отношению к миру явлений и недоступно теоретическому познанию. В этом значении употреблен И. Кантом в соч. критичность периода (см. Соч., т. 3, М., 1964, с. 338). От термина «Т.» Кант отличал (не всегда последовательно) термин трансцендентальный . Трансцендентны, по Канту, бог, душа, бессмертие; недоступные для теоретического познания Т. предметы, по Канту, доступны вере, опирающейся на постулаты практического разума. В марксистской философии понятие Т. не употребляется.
Syn: непознаваемый
Ant: познаваемый
познаваемый
термин, характеризующий все то, что выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания мира.
Трансцендентный
♦ Transcendant
В классическом смысле слова – внешний и высший по отношению к миру.
В этом смысле трансцендентным является Бог, и, пожалуй, только он.
У Канта – внешний по отношению к опыту и недоступный опыту.
У Гуссерля и феноменологов – внешний по отношению к сознанию, которое стремится к этому внешнему и «взрывается». Именно в этом смысле Сартр говорит о трансцендентности эго: «Я» не является частью сознания, это всего лишь один из объектов сознания; оно существует не в сознании, но ради сознания; не «внутри», а «вне, в мире».
В современной философии термином «трансцендентный» принято обозначать все, что не сводимо к материи, природе или истории. Например, для Люка Ферри человек трансцендентен, но не потому, что он находится вне мира или вне общества, а потому что не может быть полностью сведен ни к тому ни к другому. Человек обладает способностью к излишеству, к привязанности, к абсолютной свободе, и эта «трансцендентность в имманентности» (выражение принадлежит Гуссерлю) и делает из него своего рода Бога, религией которого является гуманизм.
С точки зрения материалиста, напротив, ничего трансцендентного нет: есть лишь природа, история и все сущее, чьей частью является человек, не имеющий возможности полностью от всего этого освободиться.
♦ (ENG transcendent)
(от лат. transcendere -подниматься над, превосходить)
в философии - то, что пребывает за границами человеческого опыта. В философии Иммануила Канта (1724-1804) - то, что лежит за пределами человеческого знания. В христианской теологии Бог обычно описывается как трансцендентное бытие.
запредельный по отношению к чему-либо, к какой-либо определенной сфере, к миру в целом, противоположность имманентного.