ж.
Отвлеч. сущ. по знач. прил.: тревожный (3).
Тревожность
♦ Anxieté
Часто синоним страха. Не случайно во многих языках оба эти понятия обозначаются одним и тем же словом. Особенно это характерно для медицинского лексикона, в котором грань между страхом и тревожностью постепенно стирается. Тем не менее тревожность – понятие, более тяготеющее к психологии, чем к философии. Это скорее черта характера, чем экзистенциальная позиция, скорее состояние, чем опыт, а если это и предрасположенность, то скорее патологическая, чем онтологическая. Тревожность – тот же страх, но не замахивающийся столь далеко; это страх перед возможным, а не перед небытием, и потому он ближе к обыкновенному испугу. Это смутная боязнь чего-то определенного, и боязнь этой боязни, и склонность впадать в эту боязнь. Склонный к тревожности человек всегда боится заранее: он три раза проверит, запер ли дверь; на улице ему кажется, что за ним кто-то идет – явно с недоброй целью; он постоянно боится за себя и близких – боится болезни, несчастного случая, неприятностей. Пытаясь бороться с этими страхами, он не жалеет сил на всяческие предосторожности, но от них его тревожность только растет. Ему страшно, что он всего боится, и это ввергает его уже в настоящий ужас.
Но даже патологическая тревожность не всегда бывает беспочвенной. Скорее она является результатом обостренного осознания реальных опасностей, которые окружают нас в жизни, но при этом склонна к явному преувеличению их вероятности и, что самое мучительное, переживает эти опасности еще до того, как они случатся. Тревожность – страх, несоизмеримый и не совпадающий по времени с реальной опасностью.
Противоположностью тревожности является доверие. Средствами борьбы с ней – медицина и активные действия.
эмоциональное состояние, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Выражается в беспокойстве, озабоченности, беспомощности и неопределённости. Может сопровождаться учащением дыхания, сердцебиения, повышением артериального давления и т.п. Т. имеет много общего со страхом (см. Страхи), но отличается менее определённым характером и возникает при действительной или мнимой угрозе человеку.
Различают Т. как эмоциональное состояние (ситуативная Т.) и как устойчивую черту (личностная Т.), проявляющуюся в повышенной склонности к Т. без достаточных причин. Т. по-разному проявляется на возрастных этапах развития личности. Например, у малышей чувство тревоги возникает при разлуке с матерью, у младших школьников - в период адаптации к школе, у подростков - в процессе самоутверждения при общении со сверстниками (особенно лицами противоположного пола) и др. Выделяют также Т., проявляющуюся в определённой сфере: школьная, межличностная и др.
Возникновение чувства Т. у ребёнка, как правило, является следствием его неблагополучного положения в семье, школе, детском коллективе и исчезает после устранения причин, его порождающих. Однако стойкая личностная Т. может являться не только свойством темперамента, но и симптомом умственной отсталости (см. Нарушения интеллекта), других нарушений в психофизическом развитии, психических заболеваний. Поэтому возникновение Т. у ребёнка требует особого внимания со стороны родителей и оказания ему психолого-педагогической помощи.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 291)
См. также Нарушения интеллекта, Страхи