убийство, убийства, ср. Действие по гл. убить в 1 знач. - убивать, преступное лишение жизни кого-нибудь. Убийство с целью ограбления. Умышленное убийство. Злодейское убийство.
умышленное или неосторожное лишение жизни человека. Российский закон предусматривает особо строгое наказание за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (из корыстных или хулиганских побуждений; с особой жестокостью; способом, опасным для жизни многих людей, и др.).
УБИЙСТВО, а, ср. Преступное, умышленное или по неосторожности, лишение жизни. Осуждён за у. У. из-за угла. Политическое у. (по политическим мотивам).
ср.
Действие по знач. глаг.: убивать (1*), убить (1*).
(юрид.) — причинение смерти другому человеку. Как посягательство на высшее и самое реальное благо человека — на его жизнь — У. известно всем уголовным кодексам с древнейших времен. Основные его признаки и главные условия наказуемости в современной доктрине и в положительном законодательстве европейских государств не вызывают существенного различия взглядов, но характеристика отдельных видов представляется далеко не одинаковой. Объект У. — жизнь другого человека. Отсюда следует, что самоубийство (см.) разновидности его не составляет: такою разновидностью может быть лишьучастие в самоубийстве путем подговора или пособничества. По ст. 1475 Улож. о наказ. "кто склонит другого к самоубийству, или же через доставление средств к тому, или иным каким-либо образом, будет участвовать в совершении им сего преступления, тот подвергается наказанию, как за пособничество в предумышленном У.". Кодексы французский, бельгийский и германский, последовательно развивая мысль о ненаказуемости самоубийства, отвергают вовсе и наказуемость пособничества к нему; кодексы венгерский, итальянский и голландский признают пособничество к самоубийству наказуемым, но в отличие от нашего права — проступком s ui generis. Эта же система принята проектом уголовного уложения. В действующем уложении подобный характер имеет "побуждение" к самоубийству со стороны родителей, опекунов и других облеченных властью лиц через соединенное с жестокостью злоупотребление власти (ст. 1476; тюрьма до 1 года и 4 месяц. и церковное покаяние). Ненаказуемость самоубийства приводит некоторых криминалистов (Ф. Эли; Неклюдов) к признанию ненаказуемым убийства по просьбе или настоянию убитого, вообще с его на то согласия. Другие (Фойницкий) на это возражают, что объектом убийства является не субъективное право на жизнь, а благо жизни, которое не может быть причисляемо к благам отчуждаемым. Этот последний взгляд находит прямое выражение только в германском кодексе и в нашем проекте уголовного уложения, облагающем У., учиненное по настоянию убитого и из сострадания к нему, заточением. Уложение действующее обходит вопрос молчанием; практика подводит подобные случаи под постановления об У. вообще, что по нашему закону вполне логично, раз самоубийство и покушение на него почитается деянием преступным. Так же точно его разрешает и французская кассационная практика, несмотря на отсутствие постановлений о наказуемости самоубийства. Как и в отношении всякого правонарушения, для состава убийства недостаточно посягательства на благо жизни, само по себе взятое; необходимо, чтобы это благо данного лица в данный момент имело правовую охрану. В былое время существовали целые категории лиц, которые могли быть убиваемы безнаказанно: рабы, цыгане, приговоренные к некоторым наказаниям (в Риме, в Германии) и т. п. Современное право таких лиц не знает: и приговоренный к смертной казни не лишен охраны, и он может быть убит лишь назначенным для того палачом. И современному праву известны, однако, случаи, когда сознательное и намеренное У. не составляет преступления; таково, напр., причинение смерти в состоянии необходимой обороны или во исполнение закона: палачом, приводящим в исполнение смертный приговор, часовым — бегущего из-под стражи, чинами войска — при призыве для содействия гражданским властям, когда будет отдано приказание действовать оружием, и т. д. Случаев подобного рода много, и все они обыкновенно охватываются определениями общей части уголовного кодекса. Действующее уложение о наказ., не довольствуясь этими общими определениями и не содержа прямого общего указания, что деяние, совершенное во исполнение закона, непреступно, в ст. 1471 исчисляет, когда "смертоубийство не вменяется в преступление". Этот перечень, в сущности, есть только собрание примеров; в него не включены случаи, занесенные в воинский и военно-морской уставы о наказаниях, в правила употребления оружия пограничной стражей и в другие специальные узаконения. Из понятия У. вытекает, далее, что тот, против кого было направлено посягательство, в момент его совершения должен быть жив. Посягательство на труп, хотя бы виновный ошибочно считал, что перед ним живой человек, не есть У. В какой мере человек обладает жизнеспособностью и соответствует ли он типу нормального человека или нет, это безразлично. Старое право отступало от этого положения в отношении так называемых уродов. В Древнем Риме У. урода признавалось дозволенным. Отсюда это воззрение перешло в средневековую юриспруденцию и держалось весьма долго и в кодексах, и в доктрине; даже прусское земское право (1794 г.) считало У. урода ненаказуемым. Под влиянием канонического права, исходившего из признания всякого существа, рожденного от человека, имеющим человеческую душу, постепенно ограничивалось понятие урода, и У. его приобрело характер ненаказуемого деяния только при условии учинения родителями и вообще людьми близкими и при самом рождении. По русскому законодательству до Петра Великого У. детей-уродов допускалось безнаказанно. Петр I указами 1704 и 1718 гг. повелел уродов не убивать и не таить, а объявлять о них священникам для представления по начальству в кунсткамеру; за такое представление были назначены награды, за утайку же и У. — наказания. Современное право рассматривает У. урода как У. на общем основании, но допускает пониженную его наказуемость во внимание к тому естественному чувству ужаса и отвращения, которое может возникнуть, особенно у родителей, в момент появления его на свет. Кодексы, дающие суду широкий простор в выборе меры ответственности, особых постановлений об У. уродов не содержат (напр. проект нашего уголовного уложения.). Другие создают из него вид привилегированного У. Действующее уложение в ст. 1469 назначает исправительные арестантские отделения и церковное покаяние тому, "кто в случае, когда какою-либо женщиною будет рожден младенец чудовищного вида или даже не имеющий человеческого образа, вместо того, чтоб донести о сем надлежащему начальству, лишит сего урода жизни", — ибо, поясняет закон, сие есть "посягательство на жизнь существа, рожденного от человека и следственно имеющего человеческую душу". Начальным моментом жизни человека служит момент его рождения. Что именно характеризует прекращение утробной и начало самостоятельной внеутробной жизни — это с юридической точки зрения представляется вопросом спорным. Между тем, он имеет важное значение для разграничения У. вообще и детоубийства в частности от умерщвления или истребления плода (см. Выкидыш, Вытравление плода, Детоубийство). С внешней стороны преступное действие при У. должно состоять в причинении смерти — путем активной деятельности виновного или путем воздержания от тех или иных действий, неизбежным результатом чего было наступление смерти. У. вторым способом близко соприкасается с неоказанием помощи, которое, если не имеет признаков попустительства (см. Соучастие), скорее относится к области греха, чем преступления. Действующее улож. о нак. за оставление без помощи человека погибающего, когда "от сей нечувствительности и небрежения оставленному без помощи последует смерть" (ст. 1521), назначает для христиан церковное покаяние. Наказание как за У. без прямого на оное намерения определяется тому, кто, "хотя и без решительного намерения на смертоубийство, но заведомо и с умыслом заведет или поставит другого в такое положение, в коем, по всей вероятности, жизнь его должна была подвергнуться опасности". Со стороны внутренней различают случайное лишение жизни, неосторожное и умышленное. Случайное У. ненаказуемо (см. Случай). Неосторожное У. ввиду особенной важности блага, уничтожаемого виновным, — всегда наказуемо. Условия его наказуемости определяются общими правилами о неосторожности (см.), и потому кодексы обыкновенно ограничиваются кратким указанием, какая карательная мера должна быть назначена за неосторожное лишение жизни. Так поступает и проект нашего угол. уложения. Уложение же действующее трактует о вопросе в длинном ряде статей, разбросанных по разным отделам, и столь неопределенно, что, по свидетельству объяснений к проекту угол. улож. (т. VI, стр. 129), невозможно отграничить постановления эти ни одно от другого, ни даже от постановлений об умышленном У. Главные начала выражены в ст. 1466 и 1468, различающих: лишение жизни, бывшее последствием действия, противного ограждающим личную безопасность и общественный порядок постановлениям (тюрьма или наказ. по правилам о совокупности), и причинение смерти деянием, законом не воспрещенным, но явно неосторожным (тюрьма, арест, выговор). Третий вид неосторожного У. — ненамеренное лишение жизни при восстании, насильственном сопротивлении властям и т. п. (ст. 1459; каторжные работы до 12 лет). Затем уложение сюда же относит случаи причинения смерти при посягательстве на телесную неприкосновенность — при умышленном нанесении ран, увечий, побоев и т. д., а равно У. в драке (см.). Умысел при У., по определению Фойницкого (Посягат. личн. и имущ., стр. 26), "есть такое направление воли виновного, при котором он не только предвидел последствия, могущие возникнуть из его действий, но и желал их наступления, действуя ради осуществления этого желания". Умысел или возникает и приводится в исполнение под влиянием сильного душевного волнения; или образуется в нормальном и хладнокровном состоянии духа, но выполняется немедленно по его возникновении, так что виновный не имел времени обсудить свою преступную решимость и вдуматься в последствия ее; или, наконец, он не только складывается в нормальном состоянии духа, но и приводится в исполнение по истечении некоторого времени с момента его возникновения, после более или менее тщательной оценки преступного желания. Первой форме развития умысла соответствует понятие У. в запальчивости и раздражении, второй — У. умышленного (meurtre, Todtschlag), третьей — предумышленного (assassinat, Mord). Это тройственное деление принято всеми современными кодексами на континенте Европы; только Англия не делит У. на предумышленное и умышленное. В старом праве под Mord и assassinat разумелось У. тайное, по найму или вообще из низких побуждений, противополагавшееся открытому, из гнева или мщения. Так же точно и в России до уложения 1845 г. У. различалось не по степени предумышления, а по мотивам и обстановке. Русская Правда говорила об У. явном, в ссоре (в сваде или на пиру явлено) — и разбойническом, тайном (на разбое безо всякия свады). Уложение 1649 г. различало У., учиненное умышлением, за которое полагалась смертная казнь, учиненное в драке, пьяным делом, за которое повелевалось убийцу, бив кнутом, дати на чистую поруку с записью, и У., учиненное грешным делом, без умышления, за которое наказания не полагалось. Эти же только три типа (умышленное У. вообще, неосторожное и случайное) были известны своду законов уголовных 1832 и 1842 гг. Составители уложения о наказаниях разбили умышленное У. на учиненное вследствие не внезапного, а заранее обдуманного намерения или умысла и учиненное хотя и с намрением, но по внезапному побуждению, без предумышления. Несмотря на очевидное несоответствие общему учению об умысле, это деление, пропускавшее У. умышленное, т. е. вторую степень развития умысла, что неоднократно указывалось в литературе (К. Арсеньев, Н. Таганцев), просуществовало в нашем праве до 1871 г., когда законом 23 марта была установлена поныне сохраняющая силу следующая система деления: У. с обдуманным заранее намерением (ст. 1454); У. умышленное, но без обдуманного заранее намерения (1 ч. ст. 1455) и У. в запальчивости и раздражении (2 ч. 1455 ст.). В первом случае нормальное наказание — ссылка в каторжные работы на время от 15 до 20 лет; во втором — каторга на время от 12 до 15 лет; в третьем — каторга от 4 до 12 лет или ссылка в Сибирь на поселение. Редакционная комиссия по составлению проекта уголовного уложения, отмечая различие кодексов в понимании термина "предумышление", далеко не безусловную правильность выделения случаев У. по этому признаку, а также то, что на Западе выделение этих случаев обусловливается в значительной мере сохранением за наиболее тяжкие формы У. смертной казни, решила правила о наказуемости предумышленного и умышленного У. объединить. Таким образом, по проекту существуют только две разновидности: умышленное У. (каторга на срок не ниже 8 лет) и У., задуманное и выполненное в порыве сильного душевного волнения (каторга на срок не свыше 8 лет, а если деяние было вызвано насилием над личностью со стороны потерпевшего, то исправительный дом). Квалификация момента предумышления, следовательно, предоставляется усмотрению суда в пределах от 8 лет каторги до высшего ее срока. Границы между оконченным У. и покушением определяются на общих основаниях учения о покушении (см.). Покушение на У. всегда наказуемо. Кроме того, в отношении У. наказывается и предварительная деятельность виновного — приготовление (см.). Ст. 1457 улож. за приготовление к У., остановленное не зависевшими от виновного обстоятельствами, назначает ссылку на поселение, а когда это не доказано — тюрьму от 8 месяцев до 1 года и 4 месяцев. Наказуемость приготовления к убийству сохранена и в проекте (норм. нак. — тюрьма).
Особые виды У. Квалифицированные (с повышенной наказуемостью): 1) посягательства на жизнь главы государства и членов царствующего дома — см. Бунт, Восстание, Государств. преступления, Оскорбление величества. 2) Отцеубийство — см. Родители. 3) У. родственников: всех восходящих, кроме отца и матери, нисходящих, родных брата, сестры, дяди, тетки и законного супруга — см. Родство; проект угол. улож. из приведенного перечня исключает дядю и тетку. 4) У. начальника по службе государственной и общественной — при предумышлении ссылка в каторжные работы без срока (ст. 1451 улож.). Сюда же практика подводит У. учеником кого-либо из начальствующих учебного заведения (реш. сената 1877 г. № 78 по делу Скачкова). У. начальника в военной службе воинский устав о наказаниях (ст. 98) рассматривает как квалифицированный вид нарушения чинопочитания (см.), причем не различается, было ли У. предумышленное, умышленное или неосторожное последствие насилия. 5) У. господина и членов его семейства, вместе с ним живущих. До отмены крепостного права эта квалификация имела смысл; ныне она его утратила, и сохранение подобного определения вызывает крайние недоумения комментаторов и практики. 6) У. хозяина или мастера, у которого убийца находился в услужении, работе или обучении. 7) У. воспитателя, т. е., по толкованию Лохвицкого, человека, вскормившего виновного в своем доме. 8) У. человека, коему убийца был одолжен своим содержанием. 9) У. священнослужителя (христианского исповедания) во время совершения им службы Божией или исправления духовных треб. (ст. 212 улож.). 10) У. часового или кого-либо из чинов военного караула, охраняющих особу государя императора или членов императорского дома; ст. 2 441 улож. — смертная казнь. По военно-уголовным законам (ст. 118 воинск. уст. о нак.) У. часового вообще, на каком бы он посту ни находился, влечет за собою в мирное время каторгу без срока или от 15 до 20 лет, а в военное — смертную казнь. 11) У. беременной женщины. В отношении всех перечисленных случаев ст. 1456 улож. определяет, что кто, имея намерение нанести кому-либо смерть, вместо сего лица по ошибке или иному случаю лишит жизни другого, тот подвергается тому наказанию, какому он должен был подвергнуться, если бы умертвил того, на чью жизнь имел умысел. 12) Умышленное У. при вооруженном сопротивлении властям и т. п., в местностях, состоящих на положении усиленной или чрезвычайной охраны, равно при вооруженном нападении на служащих или пассажиров Закавказской и кавказских частей Владикавказской жел. дорог и умышленное У., совершенное на Кавказе туземцами края или вообще в местности, объявленной на военном положении. Во всех этих случаях при предании виновных военному суду назначается смертная казнь (спец. узак. 1882, 1891, 1892 и 1893 гг.). 13) У. способом, опасным для жизни многих лиц — через поджог, взрыв, потопление, порчу железной дороги и т. п. 14) У. через истязания или с предшествовавшими жестокими мучениями. 15) У. изменническое и из засады. 16) У. с целью ограбления, или для получения наследства, или вообще для завладения какою-либо собственностью убитого или другого лица. 17) Отравление (см.). 18) У. для облегчения иного преступления. 19) У. по побуждениям религиозного фанатизма — со стороны раскольников, принадлежащих к ересям, соединенным с свирепым изуверством и с фанатическим посягательством на жизнь свою или других (ст. 203 улож.). 20) Повторение предумышленного У. (ст. 1450). — Привилегированные (с пониженной наказуемостью): 1) У. в запальчивости и раздражении; по терминологии проекта — "задуманное и выполненное в порыве сильного душевного волнения". 2) При превышении пределов необходимой обороны (ст. 1467 улож.) — наказание понижается до тюрьмы, ареста или даже выговора. 3) Детоубийство — см. соотв. ст. 4) У. урода — см. выше.
Литература. Фойницкий, "Посягательства личные и имущественные"; Таганцев, "О преступлениях против жизни по русскому праву"; Колосовский, "Очерк исторического развития преступлений против жизни и здоровья по русскому праву"; Н. Неклюдов, "Руководство к особой части" (т. I); А. Лохвицкий, "Курс"; "Объяснения к проекту уголовного уложения" (т. VI); К. Арсеньев, "О предумышленном и непредумышленном У." ("Жури. Мин. юстиции", 1860, № 10); Mittermaier, "Die Lehre von Morde un d Todtschlag nach preussischen Strafgesetzbuch"; Holtzendorf, "Das Verbrechen des Mordes und die Todesstrafe".
K.-K.
Syn: см. истребление
воскрешение
♦ "Нам с ней не котят крестить", выражение Ремизова ("Петерб. буерак"). Из жалости топить котят в теплой воде — это не выдумка "Записей Ковякина", это было и в мемуарах: не у Шкловского ли? Топившая хозяйка могла ответить на попреки: "А если б вас самих топили, вам все равно было бы, да?"
(Исх 20:13) — грех, запрещаемый шестою заповедью закона Божия, и состоит в отнятии жизни у ближнего каким бы то ни было образом. Но не всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство, и именно в следующих случаях: а) когда преступника наказывают смертью по правосудию; б) когда убивают неприятеля на войне за государя и отечество. Есть невольные убийцы, которые убивают нечаянно и без намерения. О таковых должно думать, что они не могут почитаться невинными, если не употребили надлежащих предосторожностей против нечаянности, и, во всяком случае, имеют нужду в очищении совести, по установлению Церкви. Кроме непосредственного убийства, каким бы то ни было образом, к сему преступлению относиться могут следующие подобные случаи: 1) когда судья осуждает подсудимого, которого невинность ему известна; 2) когда кто укрывает или освобождает убийцу, и тем подает ему случай к новым убийствам; 3) когда кто мог бы избавить ближнего от смерти, но не избавляет, как, например, если богатый допускает бедного умереть с голода; 4) когда кто превышающими силы тягостями и жестокими наказаниями изнуряет подчиненных и тем ускоряет их смерть; 5) когда кто невоздержанием и другими пороками сокращает собственную жизнь. Самоубийство, когда люди лишают жизни самих себя, есть самое законопреступное из убийств. Ибо если противно природе убить другого подобного нам человека, то еще больше противно природе убить самого себя. Жизнь наша не принадлежит нам как собственность, но Богу, который дал ее. Иные для решения своих частных распрей прибегают к так называемым поединкам. Разрешать частные распри есть дело правительства; вместо же того поединщик своевольно решается на такое дело, в котором предстоит явная смерть и ему, и сопернику, и, таким образом, в поединке заключаются три ужасные преступления: мятеж против правительства, убийство, и самоубийство. Кроме телесного убийства есть еще убийство духовное. Род духовного убийства есть соблазн, когда кто совращает ближнего в неверие или в беззакония, и тем подвергает душу его смерти духовной. Спаситель говорит: «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня: тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею, и потопили его в глубине морской» (Мф. 18:6). К убийству в некоторой степени относятся также все дела и слова, противные любви к ближнему, несправедливо нарушающие его спокойствие и безопасность, и, наконец, внутренняя ненависть против него, хотя бы она и не обнаруживалась. «Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца», — говорит св. Иоанн Богослов (1 Ин 3:15). Если запрещается вредить жизни ближнего, то тем самым повелевается, сколько можно, беречь жизнь и благосостояние ближнего, и в частности: 1) помогать бедным, 2) служить больным, 3) утешать печальных, 4) облегчать состояние несчастных, 5) со всеми обходиться кротко, любовно и назидательно, 6) примириться с гневающими, 7) прощать обиды и благотворить врагам.
лишение человека жизни: тягчайший грех против шестой заповеди Божией. Человек бывает виновен в убийстве не только тогда, когда он по злому умыслу, в гневе или по неосторожности лишил другого человека жизни, но и тогда, когда он, хотя сам лично и не убивает, но способствует убийству своим приказанием, советом, помощью, поддержкой, согласием. Убийством считается и умерщвление ребенка в утробе матери. Нельзя приравнивать к преступному убийству сражение на войне. Война есть великое общественное зло, но в то же время война – бедствие, попускаемое Господом для исправления, вразумления и испытания народа, как Он допускает эпидемии, голод, пожары, землетрясения, наводнения и другие несчастия. Поэтому убийство на войне Святая Церковь не рассматривает как частный грех того или иного человека, тем более, что каждый воин-христианин, защищая веру и Отечество, должен быть готов, по заповеди Христовой, «положить душу свою (отдать жизнь) за друзей своих». Среди святых – немало воинов, прославившихся подвигами и чудесами. Однако и на войне могут совершаться преступные убийства: например, убийство беззащитного противника, сдающегося в плен. Смертная казнь преступника – тоже зло, но допустима в исключительных случаях, когда является единственным, по справедливости, средством предотвратить новые убийства и тяжкие преступления. Тяжелейшим грехом против шестой заповеди является самоубийство.
уб’ийство — см. убиение.
грех против шестой заповеди Закона Божьего. Суть данного греха заключается в отнятии жизни ближнего. Однако не всякое отнятие жизни является преступлением Закона. Не преступает Закон правосудие, осудившее человека на смерть; не считается убийством истребление неприятеля в войне за веру и Отечество; нечаянное убийство без намерения тоже не считается грехом. Совершившие таковое считаются виновными только в том, что не проявили должной бдительности, однако им необходимо очистить совесть покаянием. Убийством считается также осуждение на смерть, если судье известно, что подсудимый невиновен. К греху убийства приравнивается укрывательство убийц, так как укрыватель дает убийце новый повод для преступления. Кроме того, убийством считается неоказание помощи ближнему и доведение его до смерти, например, когда богатый не подает помощи нищему и тот умирает от голода. Убийством считается, если работодатель жестокими наказаниями и тяжелой работой изнуряет своих работников, ускоряя тем самым их смерть, убийцей также считается и тот, кто невоздержанием в пище и питие ускоряет собственную смерть. Самым тяжким преступлением Закона считается самоубийство, так как если человеческой природе противно убить себе подобного, то еще более противно убивать самого себя. Ведь жизнь дается человеку Богом и не принадлежит нам: один только Господь имеет право распоряжаться ею. Помимо убийства телесного, существует убийство духовное, или соблазн. В этом случае человек совращает ближнего в неверие или беззаконие, подвергая тем самым его душу духовной смерти. Спаситель говорил: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Евангелие от Матфея, 18, 6).
♦ намеренное лишение жизни другого человека
А. Заповедь, запрещающая убийство
♦ шестая заповедь:
Исх 20:13; Втор 5:17; Иак 2:10,11
♦ гнев как причина убийства:
Мф 5:21,22
♦ ненависть как причина убийства:
1Ин 3:15
♦ греховное сердце как причина убийства:
Мф 15:18,19
Б. Что случается в результате убийства
♦ убийца может быть проклят Богом:
Быт 4:11
♦ может не попасть на небеса:
1Ин 3:15; Откр 22:15
♦ может быть казнен (требовалось более одного свидетеля):
Быт 9:5,6; Чис 35:30; Втор 19:15; Исх 21:12–14,23
♦ города убежища в Израиле:
Чис 35:16–32; Втор 19:1-14
♦ убийца может быть прощен:
Лк 23:34; Деян 7:60
В. Примеры убийств в Библии
♦ Каин убил Авеля:
Быт 4:8
♦ Моисей убил Египтянина:
Исх 2:11,12
♦ Авимелех убил своих братьев:
Суд 9:5
♦ Давид убил Урию:
2Цар 12:9
♦ Авессалом убил Амнона:
2Цар 13:28-33
♦ Иезавель убила Навуфея:
3Цар 21:8-14
♦ Азаил убил Венадада:
4Цар 8:14,15
♦ Гофолия убила всю царскую семью:
4Цар 11:1
♦ Ирод убил младенцев в Вифлееме:
Мф 2:16
♦ Ирод убил Иоанна Крестителя:
Мф 14:6-11
♦ Иудеи убили Иисуса:
Деян 2:23; 1Фес 2:15
♦ Иудеи убили Стефана:
Деян 7:57-60
♦ Ирод убил Иакова:
Деян 12:2
♦ (ENG killing)
намеренное лишение жизни другого человека, запрещаемое на всем протяжении Ветхого Завета (Быт. 9:6; Исх. 20:12) и подвергшееся еще более сильному запрету в Новом Завете, где любовь является первостепенной этической нормой (Мф. 5:21; Рим. 13:9-10).
в уголовном праве противоправное умышленноелишениежизни человека, тягчайшее преступление против жизни. Умышленное У. относится к числу особо тяжких преступлений. Закон предусматривает умышленное У. при отягчающих обстоятельствах и без таковых, умышленное У. в состоянии сильного душевного волнения (аффекта), при превышении необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, детоубийство (ст. 105–108 У К РФ). Ответственность за У. наступает с 14 лет. Предварительное следствие по делам об У. производится следователями прокуратуры. Расследование У. представляет обычно значительную сложность, что обусловлено применением преступниками различных способов совершения У., изощренных мер для маскировки и сокрытия преступления. По способу совершения У., на основе характера преступных действий, их можно разделить на открытые, совершаемые в присутствии свидетелей или же в их отсутствие, но с последующей явкой с повинной, и тайные. Наиболее частые поводы к возбуждению уголовных дел об У.: сообщения об обнаружении трупа, поступающие в правоохранительные органы от должностных лиц, в т. ч. и медицинских учреждений, куда был доставлен раненый или труп убитого; граждан, обнаруживших труп или его части; заявления свидетелей — очевидцев преступления, потерпевших из числа оставшихся в живых или их близких; заявления должностных лиц и граждан об исчезновении людей; явка виновных с повинной; непосредственное обнаружение органами дознания, следователями или прокурором признаков У.
Решение вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам совершенного У. не вызывает сложности, если обнаружен труп с явными признаками насильственной смерти (хотя и в этом случае смерть могла наступить от несчастного случая или в результате самоубийства) или его части. Возбуждению же уголовного дела при исчезновении человека должна предшествовать тщательная проверка, в ходе к-рой принимаются меры к обнаружению лица. Если будут получены сведения, дающие основания полагать, что могло быть совершено У. или иное преступление, возбуждается уголовное дело. В ходе расследования У. должны быть выяснены следующие обстоятельства.
По объекту преступления — кто является жертвой У. или против кого был направлен преступный умысел; если убита женщина, то не находилась ли она в состоянии беременности; не выполнял ли потерпевший при совершении его У. служебный или общественный долг; наступила ли смерть, если труп потерпевшего не обнаружен; имел ли место факт насильственной смерти и что явилось ее причиной — У., самоубийство, несчастный случай; не наступила ли смерть от естественных причин.
По объективной стороне преступления — где было совершено У. и где были обнаружены его следы, когда оно было совершено; каким способом и с помощью каких орудий или средств, не было ли оно совершено с особой жестокостью или способом, опасным для жизни многих людей; каков способ сокрытия У.; характер и размер ущерба, причиненного преступлением (завладение имуществом убитого, имущественный вред, причиненный родственникам, кредиторам, материальный ущерб в связи с потерей кормильца и пр.).
По субъекту преступления — кто совершил У., сколько человек принимали участие в преступлении, кто именно, какова роль каждого из них; не совершал ли преступник ранее умышленного У. (кроме У. в состоянии аффекта или необходимой обороны), не является ли он опасным или особо опасным рецидивистом.
По субъективной стороне преступления — какова форма вины преступника (совершено ли У. с прямым или косвенным умыслом), каково содержание умысла; цель и мотив преступления (корысть, хулиганские побуждения, намерение скрыть др. преступление, напр, изнасилование, на почве кровной мести и др.).
По делам, возбужденным в связи с обнаружением трупа или его частей, первоначальными следственными действиями являются осмотр места происшествия и трупа, назначение судебно-медицинской экспертизы, а по данным осмотра возможно и др. экспертиз, допрос свидетелей, потерпевшего, оставшегося в живых.
При судебно-медицинском исследовании трупа перед экспертом ставятся следующие вопросы: какова причина и время наступления смерти; какие из имеющихся на трупе повреждений прижизненного, а какие посмертного происхождения и др. Судебно-медицинскому освидетельствованию подвергается оставшийся в живых потерпевший для того, чтобы определить характер и тяжесть причиненных повреждений, давность их и орудие, к-рым они были причинены, опасность повреждений для жизни и их последствия. На всем протяжении начального этапа расследования усилия следователя и сотрудничающих с ним оперативных работников должны быть направлены на установление, розыск и задержание преступника. После его задержания и личного обыска следует обыск жилища задержанного, допрос, при необходимости предъявление его для опознания свидетелям и оставшемуся в живых потерпевшему. Возможно проведение следственного и судебно-медицинского освидетельствований, осмотр орудий преступления и др. следственные действия.
Расследование по делу, возбужденному в связи с исчезновением потерпевшего, имеет известные особенности. Прежде всего решается вопрос, действительно ли нет в живых человека, предполагаемого убитым. Поэтому важнейшее значение приобретают оперативные пути и средства установления факта и причины исчезновения лица, местонахождения трупа и лиц, совершивших У. Посылаются запросы по месту возможного нахождения исчезнувшего, запрашиваются больницы, морги, органы милиции соседних территорий, военкоматы, проверяются те отделения Сбербанка, где обычно хранил деньги исчезнувший.
Сразу же после подачи заявления о розыске допрашивается заявитель с целью выяснить, когда и при каких обстоятельствах последний раз видели пропавшего, как был одет, какие предметы или ценности были при нем или были взяты им из дома, из др. мест; какие у заявителя имеются основания предполагать, что исчезнувший стал жертвой преступления, кто мог быть заинтересован в его смерти и др. Проводится осмотр жилища, а если требуется, то и рабочего места исчезнувшего на предмет обнаружения следов У. Желательно также найти следы пальцев исчезнувшего, поскольку в ходе дальнейшего расследования может быть обнаружен неопознанный труп или его части и эти следы могут способствовать идентификации личности исчезнувшего. Могут быть подвергнуты обыску квартиры подозреваемых в У. с целью обнаружения не только следов преступления, уличающих документов и записей, иных вещественныхдоказательств (в т. ч. орудий У.), но и трупа или его частей. Производится проверка по учету неопознанных трупов, тщательно выясняются связи исчезнувшего, изучается личность подозреваемых.
Расследование убийств при обнаружении неопознанных и расчлененных трупов начинается с установления личности убитого, в чем и заключается основная трудность расследования таких дел. Личность потерпевшего может быть установлена путем дактилоскопирования трупа и последующей проверки по данным криминалистической регистрации; осмотром одежды, имеющейся на трупе, в целях обнаружения меток и др. признаков, позволяющих установитьличность, предметов, обнаруженных около трупа или в его одежде (квитанции, рецепты с пометками аптеки и подписью врача, записи адресов и телефонов и др.); предъявлением трупа и одежды для опознания, путем проверки по учету без вести пропавших и сопоставления их примет с приметами трупа; экспертным путем.
Экспертные методы установления личности неопознанного трупа или принадлежности костных останков: сравнение рентгенограмм скелета трупа с прижизненными рентгенограммами пропавших без вести; реконструкция лица по черепу с последующим экспертным сравнением признаков реконструированного лица с признаками лиц, пропавших без вести; сопоставление фотографий исчезнувшего с фотоснимками головытрупа; применение методоваппликации, сопоставления особенностей зубов исчезнувшего, установленных по медицинским документам, с зубами обнаруженногоскелста. Кроме экспертного исследования, реконструированная голова трупа может быть предъявлена для опознания лицам, знавшим исчезнувшего. Хотя не все авторы признают доказательственное значение подобного опознания, его результаты могут быть использованы следователем для определения направлений последующего расследования и играть ориентирующую роль. Определенное значение для установления личности погибшего могут иметь данные о местности, где обнаружен труп, имеющиеся на теле признаки его профессии и др.
Расследование У., сопровождавшихся расчленением трупа, во многом сходно с расследованием У., связанных с обнаружением неопознанных трупов. На начальном этапе усилия следователя также направлены на установление личности потерпевшего, расчлененные части трупа к-рого были обнаружены. Расчленение трупа предпринимается преступниками с целью затруднить его опознание либо для облегчения транспортировки с места убийства, а иногда и для того и для другого. Прежде всего принимаются меры к розыску всех частей трупа. Затем с помощью судебно-медицинской экспертизы решаются вопросы: принадлежат ли обнаруженные части одному трупу, каков способ расчленения и обладало ли лицо, расчленившее труп, навыками в анатомировании трупов или иными сходными навыками; что можно сказать о личности погибшего (пол, возраст, анатомические и иные дефекты и признаки); спустя сколько времени после смерти произведено расчленение и каким орудием. Изучается упаковочный материал, детально допрашиваются лица, обнаружившие части трупа. При обысках у подозреваемых следует искать материалы, аналогичные упаковке частей трупа, орудия расчленения и признаки произведенного расчленения.
Расследование У., скрытых инсценировками, обусловлено необходимостью обнаружения негативных обстоятельств, позволяющих выдвинуть версию об инсценировке самоубийства или несчастного случая. Средством их обнаружения служат осмотр места происшествия и трупа, судебно-медицинское исследование трупа. При инсценировке самоповешения внимательно исследуется положение и характер стран-гуляционной борозды, выясняется ее прижизненное или посмертное происхождение, соответствует ли она материалу и положению петли, нет ли признаков удавления руками, мягким предметом и т. п., как соотносится с положением трупа окружающая обстановка, расстояние от пола до места крепления петли соотносительно с ростом погибшего, наличием должных подставок, мебели и др. Допрашиваются родные и знако-мые потерпевшего, осматриваются его дневники, письма и т. п. с целью выяснения, были ли у него намерения и мотивы к самоубийству, изучаются образ жизни и жизненные планы. При инсценировке несчастного случая (обычно наезд поезда, автомобиля, падение с высоты, утопление) решающее значение имеет установление механизма события путем осмотра места происшествия и трупа, судебно-медицинского исследования трупа, производства трасолого-транспортной и иных экспертиз и следственных экспериментов по установлению положения потерпевшего в момент причинения ему смертельного повреждения. Особенности расследования детоубийств. Под детоубийством понимается убийство матерью своего новорожденного ребенка сразу же или вскоре после родов. Поводами к возбуждению дела служат сообщения и заявления об обнаружении трупа новорожденного, об исчезновении у беременной напоследнем месяце признаков беременности и отсутствии при этом новорожденного, об исчезновении у родившей матери новорожденного ребенка. Неотложно проводится осмотр трупа и места его обнаружения. Устанавливается, является ли обнаруженный труп трупом новорожденного ребенка или плодом, имеются ли на теле ребенка следы насильственной смерти и др. Судебно-медицинская экспертиза решает: был ли ребенок живорожденным или мертворожденным, доношенным или недоношенным и нежизнеспособным; сколько времени после родов жил ребенок; причина и время наступления смерти, какова группа крови и др. Производится проверка по женским консультациям, родильным домам, допрашиваются свидетели. Подозреваемая подвергается судебно-медицинскому освидетельствованию для установления факта родов; их времени.
лишение человека жизни: тягчайший грех против шестой Заповеди Божией. Человек бывает виновен в убийстве не только тогда, когда он по злому умыслу, в гневе или по неосторожности лишил другого человека жизни, но и тогда, когда он, хотя сам лично и не убивает, но способствует убийству своим приказанием, советом, помощью, поддержкой, согласием. Убийством считается и умервщление ребенка в утробе матери. Нельзя приравнивать к преступному убийству сражение на войне. Война есть великое общественное зло, но в то же время война - бедствие, попускаемое Господом для исправления, вразумления и испытания народа, как Он допускает эпидемии, голод, пожары, землетрясения, наводнения и другие несчастия. Поэтому убийство на войне Святая Церковь не рассматривает как частный грех того или иного человека, тем более, что каждый воин-христианин, защищая веру и Отечество, должен быть готов, по заповеди Христовой, "положить душу свою (отдать жизнь) за друзей своих". Среди святых - немало воинов, прославившихся подвигами и чудесами. Однако и на войне могут совершаться преступные убийства: например, убийство беззащитного противника, сдающегося в плен. Смертная казнь преступника - тоже зло, но допустима в исключительных случаях, когда является единственным, по справедливости, средством предотвратить новые убийства и тяжкие преступления. Тяжелейшим грехом против шестой заповеди является самоубийство.