удивление, удивления, мн. нет, ср. Состояние, вызванное сильным впечатлением от чего-нибудь, поражающего неожиданностью, необычайностью, странностью или непонятностью. Посмотреть на кого-нибудь с удивлением. Вне себя от удивления. Открыл рот от удивления. К удивлению всех, он согласился.
• На удивление кому-чему (разг.) - очень хорош, замечателен. Обед вышел на удивление.
УДИВЛЕНИЕ, я, ср. Впечатление от чегон. неожиданного и странного, непонятного. Вне себя от удивления. Смотреть с удивлением. К всеобщему удивлению (так, что все удивлены).
• На удивление (разг.) о ком-чёмн. удивительном (во 2 знач.). Яблок в этом году на удивление (т.е. очень много). На удивление беззастенчив ктон.
ср.
Состояние, вызванное сильным впечатлением от чего-л. поражающего
неожиданностью, необычайностью, странностью.
На удивление - очень хорошо, прекрасно
И не удивительно (разг.) - так и должно было быть; и вполне понятно, почему.
► -Никто не простудился. И не удивительно: все были тепло одеты.
На удивление кому-чему (разг.) - очень хорош, замечателен.
► Обед вышел на удивление.
Удивление
♦ Étonnement
В классическом, подчеркнуто глубоком смысле слова – чувство изумления или оцепенения, вызванное неожиданностью. В современном значении – чувство, порожденное не только внезапностью, но и странным или таинственным характером наблюдаемого явления. Именно в этом смысле удивление свойственно философии, которую больше интересует не то, что ново или неожиданно, а то, что якобы противоречит очевидному и привычному. Философ удивляется тому, что вовсе не удивляет (или больше не удивляет) остальных его современников. Именно удивление подвигло первых мыслителей к философским размышлениям, как оно движет ими и сегодня, отмечал еще Аристотель («Метафизика», книга первая (А), глава 2). То же самое, хоть и спустя 25 веков, с блеском доказывает Жанна Херш («Философское удивление», «История философии»). Например, существование мира удивительно не потому, что мир внезапен и непредсказуем, но потому, что он погружает наш ум, стоит ему задаться теми или иными вопросами, в недоумение, доходящее действительно до оцепенения. Почему скорее существует что-то, нежели ничто? То же самое касается и нашего собственного существования в мире. «Когда я задумываюсь над краткостью своей жизни, – пишет Паскаль, – с двух сторон пожираемой прошлой и будущей вечностью, когда я вглядываюсь в то крошечное пространство, которое занимаю, и даже то, которое вижу, теряющееся в безмерной огромности пространств, мне неведомых и не ведающих обо мне, я чувствую испуг и удивление: почему я здесь, а не там? Ведь нет никакой причины, почему существует "здесь", а не "там", почему я существую сейчас, а не тогда? И кто меня сюда сунул? По чьему приказу и прихоти это место и это время оказались предназначены мне?» Избавиться от этого удивления можно лишь с помощью рационального объяснения, когда оно возможно, или в силу привычки. Вот почему философия не только не избавилась от него, но вновь и вновь к нему возвращается.
педагогически целесообразная модификация исходного природного любопытства, предпосылка и значительная часть содержания интереса к жизни, познанию.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 294)