19 мая 2024
450 тысяч слов
+49 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова удмурты

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Этнографический Словарь
Уральская Историческая Энциклопедия

Словарь Ушакова

удмурты

удмурты, удмуртов, ед. удмуртурт, удмурта, муж. Народность, составляющая основное население Удмуртской асср; прежнее название - вотяки.

Энциклопедический словарь

удмурты

(самоназвание - удмурт, устар. название - вотяки), народ, коренное население Удмуртии (497 т. ч.). Общая численность 747 тыс. человек (1992). Язык удмуртский. Верующие - православные.

Словарь Ожегова

удмурты

УДМУРТЫ, ов, ед. урт, а, м. Народ, составляющий основное коренное население Удмуртии.

| ж. удмуртка, и.

| прил. удмуртский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

удмурты
  1. мн.
    1. Народность, составляющая основное население Удмуртии.
    2. Представители этой народности.

Этнографический Словарь

удмурты

представители достаточно большой по численности национальности России, расселенные сравнительно компактно на востоке Восточно-Европейской равнины нашей страны, в междуречье Камы и Вятки

Современные психологи и этнографы выделяют в национальном характере удмуртов такие качества, как природную сообразительность, доброжелательность, терпимость, скромность, внутреннюю культуру, тактичность, музыкальность, поэтичность. Особо бросается в глаза их деликатность, которую иногда принимают за пассивность, мнительность, излишнюю стеснительность, замкнутость, некоммуникабельность. Хотя часто это не соответствует действительности.

Кроме того, в системе социальных ценностей удмурты всегда отводили важное место оптимальным отношениям со своими близкими и дальними родственниками, соседями, в целом с добрыми людьми. В семейном быту они необыкновенно уживчивы и ради семейной выгоды приносят в жертву свои личные интересы, терпят известное подчинение, лишают себя в некотором роде самостоятельности. Именно от этого, считают они, во многом зависит социальное благополучие, общая атмосфера жизни, успех или неудача в хозяйственной и прочей совместной деятельности. И по этой причине у них никогда не было в чести нищенство и попрошайничество.

Удмурты чрезвычайно дорожат своей репутацией среди родственников, односельчан, соплеменников. Очень многое, по их мнению, зависит от того, "что говорят другие", "что сказали", "что подумают". Удмурты легко сходятся с людьми и очень трудно расстаются с ними. У них высокая культура межличностных отношений. Издревле самым тяжким преступлением среди них считалось инициирование вражды и ссор между людьми. Вместе с тем по этой причине часто складывается впечатление, что они излишне застенчивы, нерешительны, мнительны, безынициативны.

(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)

Уральская Историческая Энциклопедия

удмурты

   удмурт, укморт (самоназв.), вотяки (устаревшее рус. назв.), народ Зап. Приуралья, коренное нас. Удм. респ. По переписи 1989 всего 747 тыс. чел. Числ. в России - 714,8 тыс. чел., в т.ч. в Удмуртии 496,5 тыс., в Татарии - 24,8 тыс., Башк. - 23,7 тыс., Перм. обл. - 32,8 тыс., Кировской обл. -23 тыс., Свердл. обл. - 23,6 тыс. чел. Живут также в Казахстане (15,8 тыс.), на Украине (8,6 тыс.), Узбекистане (2,5 тыс.). 48% У. России - жители г. и пос. гор. типа.

   В среде удмуртов развито удм.-рус. двуязычие, 30% удм. родным признают рус. яз. Гл. целью совр. нац. движения (об-ва удм. культуры "Дэмен"(1989), ассоциации "Удм. Кенеш" (1991)) является возрождение этноса и его сохранение.

   Этногенез Удм. восходит к древним племенам Волго-Камья и связан с ананьинской (VIII-II вв. до н.э.), пьяноборской (III в. до н.э. - II в. н.э.), поломской (VI-IX вв. н.э.), чепецкой (IX-XV вв. н.э.) археол. культурами. В этнической истории Удм. значительна роль волжских булгар, татар, русских. С присоединением к Рус. гос-ву (сев. Удм. - в 1489, юж. - в 1558) усилился процесс формирования единой народности. Удм. участвовали в классовой борьбе против царизма (Крест. война под предводительством Е.И.Пугачева, башк. восстания и др.). 4 нояб. 1920 образована Вотская (с 1932 Удм.) авт. обл., в 1934 преобразована в авт. респ., с 1991 - Удм. Респ.

   Осн. традиционные занятия удм. - земледелие и жив-во; важную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство. Земледелие было общинным; общиной управлял совет (кенеш). Обычаи и обряды образуют два комплекса: связанные с жизненным циклом чел. и трудовые. Большинство верующих удм. православные, ч. придерживается традиционных языческих верований. Удм. яз. принадлежит к перм. ветви финно-угорских яз. Письменность создана в XVIII в. на основе рус. графики. Лит. яз. сложился в сов. период. Богат многожанровый фольклор, ведущее место в к-ром занимает песня; нар. прикладное иск-во (вышивка, узорное ткачество, вязание, обработка дерева - резьба, плетение, долбление, тиснение). Накоплены знания в обл. нар. медицины, метрологии, педагогики, природоведения. В 1920-е нач. возрождение этноса, созданы нац. школа, книжное изд-во, учреждения культуры, нац. интеллигенция. Репрессии 1930-х и последующих гг. затормозили дальнейшее развитие нац. культуры. Традиционная нар. культура признавалась устаревшей и недостойной внимания. Проф. виды иск-ва развивались под гос. и парт. контролем в русле соцреализма. Хоть и медленно, но все же проф. культура росла, ее деятели наращивали профессионализм и мастерство. Образованы творческие союзы писателей, худ., композиторов. Стали изв. имена прозаиков Кедра Митрея, М.Петрова, М.Коновалова, Т.Архипова, Г.Красильникова, драматургов И.Гаврилова, В.Садовникова, Е.Загребина, поэтов К.Герда, Ашальчи Оки, Н.Байтерякова, Ф.Васильева, худ. С.Виноградова, П.Елкина, М.Гарипова, композиторов Г.Корепанова, Г.Корепанова-Камского, деятелей сценического иск-ва В.Перевощикова, Н.Бакишевой, Г.Веретенникова, В.Садаевой и др. Популярны Гос. ансамбль песни и танца "Италмас", театр фольклорной песни "Айкай", эстрадный ансамбль "Шулдыр жит".

   Лит.: Верещагин Г.Е. Вотяки Сосновского края // Записки ИРГО. Т. 14. Вып. 2. СПб., 1896; Владыкин В.Е. К вопросу об этнических группах удмуртов // Советская этнография, 1970. № 3; Он же. Из истории религиозного синкретизма удмуртов // Мировоззрение финно-угорских народов. Новосибирск, 1990; Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. История этнографии удмуртов: Краткий исторический очерк с библиографией. Ижевск, 1984; Они же. Этнография удмуртов. Ижевск, 1991; Голдина Р.Д. Проблемы этнической истории пермских народов в эпоху железа // Проблемы этногенеза удмуртов. Устинов, 1987; Иванова М.Г. Чепецкие древности. Ижевск, 1987; Пименов В.В. Удмурты: Опыт компонентного анализа этноса. Л., 1977; Смирнов И.Н. Вотяки. Казань, 1992; Христолюбова Л.С. Семейные обряды у удмуртов. Ижевск, 1984; Она же. Этнокультурные процессы у удмуртов в 1970-е гг. // Статистико-этнографические исследования в Удмуртии. Устинов, 1985.

   Христолюбова Л.С., Владыкин В.Е.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc