удовольствие, удовольствия, ср.
1. только ед. Чувство радости и довольства от приятных ощущений, от удовлетворяющих переживаний. «Он испытывал удовольствие, бичуя себя.» М.Горький. «Белебухин просиял от удовольствия.» Чехов. «Игра на рожке ей доставляет удовольствие.» Пришвин. «Я посвятил с особенным удовольствием целое утро обозрению зоологического сада.» Гончаров. «Он дрался и буянил не столько для собственного удовольствия...» Л.Толстой. Мало удовольствия ждать целый час. Не имел удовольствия его встречать (ирон.).
2. То, что создает такое чувство, забава, развлечение. «Не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд.» А.Тургенев. Масса удовольствий.
УДОВОЛЬСТВИЕ, я, ср.
1. Чувство радости от приятных ощущений, переживаний, мыслей. Испытать, получить у.
2. Забава, развлечение. Доставить детям много удовольствий.
• Дорогое удовольствие (разг.) о том, что обходится дорого, стоит больших усилий.
В свое удовольствие (делать что) - столько, сколько хочется, до полного удовлетворения
Жить в свое удовольствие - жить беспечно, весело
Срывать цветы удовольствия (ирон.) - беспечно, не думая о своем семейном или общественном долге, пользоваться удовольствиями жизни.
► Ведь на то живешь, чтоб срывать цветы удовольствия. Гоголь.
неудовольствие
отвращение
Удовольствие
♦ Plaisir
Один из основных аффектов, в силу этого трудно поддающийся определению. Скажем так: удовольствие есть аффект, противостоящий боли, доставляющий нам радость, вызывающий одобрение; это приятное осуществление желания.
Нетрудно заметить, что это желание далеко не всегда означает нехватку чего-либо (возьмем, к примеру, эстетическое удовольствие) и не обязательно предшествует чувству удовлетворения (приятный запах, красивый пейзаж или хорошая новость воспринимаются мной как удовольствие, хотя я ни о чем подобном и не помышлял). Спиноза мог бы сказать в этой связи, что подобные удовольствия все же согласуются с моей способностью существовать (conatus); мы скажем, что они согласуются с моей способностью наслаждаться, действовать и радоваться, иначе говоря, действительно с моим желанием, но понимаемым как неопределенная потенция. С этим я совершенно согласен, и именно потому всякое удовольствие относительно. Мы желаем ту или иную вещь не потому, что она нам приятна; она приятна нам именно потому, что мы ее желаем, т. е. потому, что она согласуется с нашим желанием. Почему бы тогда не определить удовольствие как простое удовлетворение желания? Потому что удовлетворение желания не обязательно приносит удовольствие: курильщикам хорошо известно, что далеко не каждая сигарета и даже не каждая затяжка – удовольствие. Точно так же каждый из нас знает, что одного желания жить мало, чтобы жизнь стала легкой и приятной.
Удовольствие «мы познаем как первое благо, прирожденное нам», утверждает Эпикур. Потом он, правда, добавляет: «Не всякое удовольствие следует выбирать» (Письмо к Менекею). Дело в том, что многие люди доставляют себе и другим больше зла, чем добра. Вот почему гедонизм имеет свои пределы. Разумеется, удовольствие есть «первое благо», отвечающее нашей природе, «принцип выбора одного и отказа от другого», наконец, «цель счастливой жизни» (там же). Но это справедливо далеко не для всякого удовольствия и даже не обязательно для самых сильных удовольствий. Мы вынужденно стоим перед выбором, и там, где речь идет о нас лично, нас ведет благоразумие, там, где речь идет о других людях, – мораль. Это не значит, что мы отказываемся от удовольствия, это значит лишь, что невозможно «жить с удовольствием, забыв о благоразумии, честности и справедливости» (там же, 132). Удовольствие – цель, но не путь к цели.
♦ (ENG pleasure)
(лат. placere - нравиться)
то, что приносит радость, удовлетворение или наслаждение. В этике ощущение может быть морально нейтральным или позитивным, когда оно сопровождает добродетельные поступки.
чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса (то же, что наслаждение). У. сопровождает уменьшение внутреннего напряжения (физического и психического), способствует восстановлению жизненных функций организма. У. может быть представлено как благо и, следовательно, добро. З. Фрейд сделал вывод о несомненно положительной роли У. в жизни организма, в особенности У., связанного с продолжением рода, и дал основание говорить о "принципе У." как гл. естественного регулятора психических процессов, или душевной деятельности, а шире - инстинкта жизни.
Как показал Фрейд, для ребёнка ранние сексуальные У. знаменательны как интимный опыт внутренней автономии и независимости от окружающих. Первый детский опыт - непосредственного удовлетворения простых витальных потребностей - обусловливает ту притягательность У., которая никогда актуально не осознаётся, но которая делает У. желанным: оно не только удовлетворяет, но и услаждает. За У. всегда стоит желание, которое, в конечном счёте, как индивидуальное желание, общество стремится взять под контроль. Однако в процессе социализации происходит ограничение естественной установки индивида на У. Расширяющиеся функциональные контакты с окружающими требуют от человека контролировать своё стремление к У., откладывать получение У., терпеть неудовольствие и т.п. Потребности адаптации индивида в окружающем мире и эффективного социального взаимодействия приводят к замещению принципа У. "принципом реальности", который, по Фрейду, тоже влечёт к У., но отсроченному и уменьшенному, хотя и более надёжному. Принцип У. проявляется в противостоянии общественным установлениям и как таковой выступает в качестве некоторой основы личной независимости: в У. индивид принадлежит самому себе, освобождён от обязательств и в этом плане - суверенен. Ориентация на У., поиск У. как деятельность, или опыт желания, противоположны обыденному поведению, основанному на благоразумии и стяжании пользы; последовательность же в стремлении к У. оказывается реализуемой в уходе от ответственных отношений с другими людьми.
С точки зрения обязанности милосердия и принципа альтруизма У. ставится в зависимость от усилий человека содействовать благу других людей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 294-295)