указатель, указателя, муж.
1. Приспособление, служащее для указания чего-нибудь: надпись, веха, стрелка и т.п. Указатель дорог.
2. Книга, содержащая справочные сведения из какой-нибудь области. Железнодорожный указатель. Библиографический указатель.
3. Оглавление или какой-нибудь справочный список в книге. Указатель собственных имен. Указатель цитируемых сочинений.
4. Величина, характеризующая форму частей тела (антроп.).
УКАЗАТЕЛЬ, я, м.
1. Надпись, стрелка, прибор или иное приспособление, указывающие чтон. У. дорог. Световой у. У. скорости.
2. Справочная книга или справочный список в книге. Библиографический у. Предметный, именной у. (как приложение к книге).
1. Syn: индикатор, индикатриса, обозначение
2. Syn: курсор, стрелка, движок
3. Syn: словарь, справочник
4. Syn: директива, указание
♦ "Указатель — важнейшая часть научной книги, и его непременно должен составлять сам автор, даже если книгу писал не он" — английская сентенция.
♦ Редактировали указатель к 1-му тому "Ист. всемирной литературы", одни трудности вычеркивали, другие приводили к знаменателю. Вот когда оценишь Вельфлина, призывавшего к истории искусств без имен (ленился!), и когда хочется примкнуть к Морозову и Фоменко, чтобы всех однофамильцев считать одним человеком.
♦ А. Т. Фоменко был деструктивистом от истории, когда о деструктивизме от филологии у нас только-только начинали слышать. Когда он выпустил в 1980 г. первую книжечку о том, что древней истории не было, потому что она противоречит теории вероятностей, то В. М. Смирину поручили написать опровержение в ВДИ (1982, 1). Опровергать такие вещи очень трудно. Я рассказал ему, как (по Ю. Олеше) додумался до этой идеи его образец, Н. А. Морозов Шлиссельбургекий: "А, вы тюрьмой отняли у меня половину моей жизни? так я же расчетами отниму у вас половину вашей истории!" Порочность в том, что теория вероятностей приложима лишь к несвязанным событиям, а в истории события связанные. Морозов, как добросовестный позитивист, воспринимал мир как хаос атомарных, единичных фактов, а Фоменко в наш структуралистический век запоздало ему вторил. Смирин задумчиво сказал: "Вот теперь ясно, почему Морозов был теоретиком индивидуального террора…" Потом он стал читать брошюры Морозова, выходившие в 1917 г, о классовом и доклассовом обществе; человек доклассового общества назывался там "людоед-демократ". Но для рецензии на Фоменко это не пригодилось.