древний город-государство в Юж. Месопотамии (совр. городище Джоха в Ираке). В 3-м тыс. до н. э. один из претендентов на господство в Двуречье. В кон. 24 в. до н. э. Умма завоевана царем Аккада Саргоном Древним.
’Умма (Нав.19:30) — ·аналог. Аламелех.
община верующих, которая приняла пророков, подчинилась им и уверовала в Аллаха. Во множественном числе «умам». Эти слова упоминаются в Коране более шестидесяти раз, например: «Нет животного на земле и птицы, летающей на крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам» (6: 38). Некоторые толкователи Корана считали, что в этом аяте говорится о том, что человечество некогда было единой общиной верующих, но потом среди них начались раздоры и они перестали быть единой умой. Другие толкователи считали, что наоборот, человечество некогда было единой общиной неверующих. Поэтому понятие уммы можно относить не только к верующим. По их мнению, вначале была умма неверующих, а после прихода Мухаммада из нее выделилась умма верующих. В подтверждение этой мысли толкователи приводили хадис: «Эта (исламская) умма самая возвышенная среди других» (Ахмад ибн Ханбаль, V, 383). Однако в другом хадисе говорится, что понятие уммы можно относить только к тем общинам, которые подчинились пророкам: «Каждая умма подчиняется своему пророку» (Бухари). Этой точки зрения придерживаются большинство улемов. Умма может состоять как из одного народа, так и из многих народов, племен и рас. Никакой разницы между ними не ставится. Превосходство одних людей над другими заключается не в происхождении или цвете кожи, а в богобоязненности, праведности и искренней вере: «О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас - наиболее благочестивый» (49: 13). Пример этого показал пророк Мухаммад, в умме которого помимо арабов были представители и других народов и рас. Все они обладали равными правами с арабами. Пророк всегда говорил о единстве всех людей и отвергал расовые и племенные предрассудки. И после него исламская религия никогда не выступала против национальных языков, обычаев и традиций различных народов. Арабский язык обязателен только в богослужениях, что является выражением единства мусульманской уммы.