01 ноября 2024
450 тысяч слов
+3 за сегодня

Значения слова умозаключение

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Тезаурус русской деловой лексики
Словарь антонимов русского языка
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
Педагогический терминологический словарь

Словарь Ушакова

умозаключение

умозаключение, умозаключения, ср.

1. Логический процесс выведения из двух суждений заключения, силлогизм (филос.). Дедуктивное умозаключение.

2. Заключение, вывод (книж.). Сделать умозаключение. Правильное умозаключение.

Энциклопедический словарь

умозаключение

умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм выводов, во многом совпадающих с правилами и законами логики.

Словарь Ожегова

умозаключение

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, я, ср. (книжн.). Вывод, заключение (в 3 знач.). Сделать, вывести у. Правильное у.

Словарь Ефремовой

умозаключение
  1. ср.
    1. Логический процесс выведения заключения из двух суждений; силлогизм.
    2. Вывод, основанный на рассуждении, размышлении.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

умозаключение

— см. Силлогизм.

Тезаурус русской деловой лексики

умозаключение

Syn: выведение, вывод, дедукция, рассуждение, заключение, следствие

Словарь антонимов русского языка

умозаключение

посылка

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

умозаключение

формально-логический прием, состоящий в мысленном выводе из нескольких суждений, предпосылок или посылок одного суждения — вывода.

Педагогический терминологический словарь

умозаключение

   мыслительная операция, состоящая в получении нового вывода из нескольких суждений. Является необходимым средством познания, когда для установления истины недостаточно простого усмотрения, а требуется провести исследование: вывести следствие, осуществить доказательство, систематизировать знания, проверить гипотезу и др. Ценность У. для процесса познания состоит в том, что с его помощью новое знание добывается без обращения к непосредственному опыту, извлекается из сформулированных в речи положений, отражающих общественно-исторический опыт людей.

   Суждения, из которых строится У., называются посылками. Суждение, которое получается путём сопоставления посылок, называется заключением. В процессе У. суждения должны согласовываться друг с другом на основе соответствующих логических правил. Соблюдение этих правил и истинность посылок обеспечивают истинность У.

   Различают несколько форм У., основные из них - индукция и дедукция. Логика рассматривает их с точки зрения логических правил построения У., а также исследует возможные логические ошибки. Психология изучает усвоение и развитие У. у ребёнка. Знание этих моментов способствует воспитанию логического мышления.

   Предпосылки этой формы мышления в виде простейших У. начинают складываться уже у дошкольников. Процессы восприятия, наблюдения, игры ставят перед ребёнком задачи разобраться в них, осмыслить результаты своих действий, понять причинные связи между явлениями. Однако У. дошкольников, как правило, весьма несовершенны и часто неправильны, поскольку характерной особенностью детского мышления является ориентация на признак, господствующий в восприятии и заслоняющий подлинное основание происходящего события. Например, по величине бросаемых в воду предметов ребёнок судит о том, поплывёт предмет или утонет.

   Когда систематическое обучение становится ведущей деятельностью ребёнка, У. получают подлинное основание и средства для своего развития. Система знаний построена т.о., что учащемуся постоянно приходится усваивать множество общих правил, уметь отказываться от ошибочных индуктивных обобщений, сложившихся в его собственной практике. В процессе решения различных задач школьники учатся пользоваться как полными развёрнутыми У., так и сокращёнными, которые по функциям эквивалентны полным. Исследования показали, что положения, обосновывающие конкретные операции, обычно опускаются, хотя и безусловно подразумеваются. Характерно, что на ранних этапах обучения У. более развёрнуты. Замена развёрнутого У. свёрнутым свидетельствует о более высоком уровне деятельности, однако преждевременный переход к сокращённым У. может явиться причиной ошибочных решений вследствие выпадения посылок.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 295)

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово умозаключение может быть

Предложения со словом умозаключение

  • Полной индукцией называется умозаключение, в котором вывод о принадлежности определенного признака всему классу предметов делается на основе изучения принадлежности данного признака всем элементам этого класса.
  • Аристотель также разработал теорию понятия и суждения, обстоятельно исследовал дедуктивное, или силлогистическое, умозаключение, что послужило основой такого направления современной математической логики, как логика предикатов.
  • Если посылки являются обоснованными, можно сказать, что правильное умозаключение всегда дает из таких посылок обоснованное заключение.
  • Таким образом, умозаключение становится «аподиктическим», логическая необходимость совпадает в нем с реальной, или онтологической, и силлогистический вывод какого-нибудь положения может быть принимаем за изображение образования и формы самих вещей, за адекватное выражение определения их качеств посредством форм понятий.