умозаключение, умозаключения, ср.
1. Логический процесс выведения из двух суждений заключения, силлогизм (филос.). Дедуктивное умозаключение.
2. Заключение, вывод (книж.). Сделать умозаключение. Правильное умозаключение.
умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм выводов, во многом совпадающих с правилами и законами логики.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, я, ср. (книжн.). Вывод, заключение (в 3 знач.). Сделать, вывести у. Правильное у.
— см. Силлогизм.
Syn: выведение, вывод, дедукция, рассуждение, заключение, следствие
посылка
формально-логический прием, состоящий в мысленном выводе из нескольких суждений, предпосылок или посылок одного суждения — вывода.
мыслительная операция, состоящая в получении нового вывода из нескольких суждений. Является необходимым средством познания, когда для установления истины недостаточно простого усмотрения, а требуется провести исследование: вывести следствие, осуществить доказательство, систематизировать знания, проверить гипотезу и др. Ценность У. для процесса познания состоит в том, что с его помощью новое знание добывается без обращения к непосредственному опыту, извлекается из сформулированных в речи положений, отражающих общественно-исторический опыт людей.
Суждения, из которых строится У., называются посылками. Суждение, которое получается путём сопоставления посылок, называется заключением. В процессе У. суждения должны согласовываться друг с другом на основе соответствующих логических правил. Соблюдение этих правил и истинность посылок обеспечивают истинность У.
Различают несколько форм У., основные из них - индукция и дедукция. Логика рассматривает их с точки зрения логических правил построения У., а также исследует возможные логические ошибки. Психология изучает усвоение и развитие У. у ребёнка. Знание этих моментов способствует воспитанию логического мышления.
Предпосылки этой формы мышления в виде простейших У. начинают складываться уже у дошкольников. Процессы восприятия, наблюдения, игры ставят перед ребёнком задачи разобраться в них, осмыслить результаты своих действий, понять причинные связи между явлениями. Однако У. дошкольников, как правило, весьма несовершенны и часто неправильны, поскольку характерной особенностью детского мышления является ориентация на признак, господствующий в восприятии и заслоняющий подлинное основание происходящего события. Например, по величине бросаемых в воду предметов ребёнок судит о том, поплывёт предмет или утонет.
Когда систематическое обучение становится ведущей деятельностью ребёнка, У. получают подлинное основание и средства для своего развития. Система знаний построена т.о., что учащемуся постоянно приходится усваивать множество общих правил, уметь отказываться от ошибочных индуктивных обобщений, сложившихся в его собственной практике. В процессе решения различных задач школьники учатся пользоваться как полными развёрнутыми У., так и сокращёнными, которые по функциям эквивалентны полным. Исследования показали, что положения, обосновывающие конкретные операции, обычно опускаются, хотя и безусловно подразумеваются. Характерно, что на ранних этапах обучения У. более развёрнуты. Замена развёрнутого У. свёрнутым свидетельствует о более высоком уровне деятельности, однако преждевременный переход к сокращённым У. может явиться причиной ошибочных решений вследствие выпадения посылок.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 295)