умолчание, умолчания, ср.
1. только ед. Действие по гл. умолчать (книж.). Умолчание о самом существенном.
2. Служащий для яркости речи стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком (лит.), напр.: - Но мне ли, мне ль, любимцу государя... Но смерть... но власть... Но бедствия народны... (сомнения Басманова в "Борисе Годунове" Пушкина). Фигура умолчания.
(греч. άποσιώπησίς) — риторическая фигура, где речь внезапно прерывается перед самым ее окончанием — напр., у Виргилия известное "quos ego!", y Пушкина (заключительный стих элегии "Ненастный день"): "Но если...". Действие У. — иногда очень сильное — заключается в вовлечении читателя в творческую работу автора; его настроение приподнято, его мысль возбуждена — и он сам может подсказать то окончание, перед которым умолк автор, предоставляя его самодеятельности других.
А. Г—д.
Syn: недомолвка, недосказанность, недоговорка (редк.), недоговоренность
Ant: высказанность, откровенность
Оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадаться, что именно осталось невысказанным. Но слушай: если я должна тебе... кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена (П у ш-к и н).
высказанность
досказанность
♦ (ENG reserve)
термин, использовавшийся в середине 19 в. трактарианцами (см. Трактарианизм) и обозначающий утаивание глубинных доктринальных учений христианства от тех, кто только недавно обратился в христианскую веру.
1) оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадаться, что именно осталось невысказанным;
2) композиционный прием, когда писатель, как бы интригуя своих читателей, какое-то время держит их в неведении об истинной сути изображенных событий.
Рб: Язык. Изобразительно-выразительные средства
Род: Фигуры речи
Асс: Эллипсис
Пример:
Но слушай: если я должна
Тебе... Кинжалом я владею,
Я близ Кавказа рождена.
А. Пушкин. "Бахчисарайский фонтан"
* "Чаще всего писатели прибегают к фигуре умолчания тогда, когда нужно передать речь человека, чем-то сильно взволнованного и неспособного поэтому излагать мысли в их полноте и внутренней связи" (Г.Л. Абрамович).
"Умолчания о событиях могут придавать изображению действия большую напряженность. Так, читая "Войну и мир" впервые, мы долгое время вместе с семьей Болконских полагаем, что князь Андрей после Аустерлицкого сражения умер, и лишь в момент его появления в Лысых Горах узнаем, что это не так" (В.Е. Хализев). *