упаковка, упаковки, мн. нет, жен.
1. Действие по гл. упаковать - упаковывать. Упаковка вещей. Упаковка товаров.
2. Материал, которым что-нибудь упаковано. Книги пересылаются в прочной упаковке. Картонная упаковка.
УПАКОВКА, и, ж.
1. см. паковать.
2. Материал, к-рым пакуют. В картонной упаковке. Старые истины в новой упаковке (перен.: по-новому выраженные; ирон.).
3. Содержимое пакета (коробки, пачки, ёмкости) вместе с тем, во что оно упаковано. Две упаковки таблеток.
| прил. упаковочный, ая, ое (ко 2 знач.).
средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара и окружающей среды от повреждения и потерь и облегчающих процесс обращения товаров. В широком смысле понятие "У." включает и тару, в узком смысле У. отличает от тары одноразовый характер первой.
Syn: обертка, тара
(packing)
одна из разновидностей формы предмета, временная, отделяемая оболочка. В ряду общего класса тегименов (см.), упаковка - это покрытие а) созданное человеком, а не природой (в отличие от коры, скорлупы); б) созданное человеком не для себя, а для неодушевленных предметов (в отличие от одежды, жилища).
Если рассматривать упаковку в ряду форм, как элемент их типологии, то упаковка не относится ни к внутренней, ни к внешней форме предмета, ни даже к форме поверхности. Под внутренней формой обычно понимают структуру, эйдос, способ организации данной вещи, а под внешней формой - наружное выражение, обусловленное определенным содержанием, сущностью. Например, "парламент - форма демократической государственности", "кооператив - форма коллективной собственности" и т.п. В повседневном языке под формой понимают форму поверхности - наружный вид, фигуру, очертания предмета, например, "крючковатая форма носа", "перистая форма облаков" и т.п. Но упаковка не есть форма ни в одном из этих трех значений. Упаковка есть форма, не только отделимая от своего содержания, но и приданная ему извне, на определенное время, подлежащая отделению и снятию, не внешнее выражение, но внешнее сокрытие, упрятывание чего-то.
Упаковка - это такая форма, которая имеет содержимое, а не содержание. Сам термин "содержимое" указывает на то, что "может содержаться" (а может и не содержаться) в данном облачении-покрытии, что временно и условно пребывает в нем, в отличие от постоянного и существенного содержания, имеющего свою выразительную форму. Упаковка - это поверхность второго порядка, дополнительная и отделимая, которая защищает предмет от внешних воздействий среды - или защищает среду от воздействия самого предмета. Упаковка не выражает, а сдерживает, предохраняет, создает систему границ и препятствий.
Упаковка - это "жертвенная" материя, которая служит лишь оболочкой другого предмета. Но есть и такие движения в культуре, которые придают упаковке самоценность, более того, рассматривают всю культуру как последовательность упаковок, в которых нет последнего содержания. Например, постмодернизм есть самосознание культуры как бесконечной серии упаковок, вложенных друг в друга. Христо Джавачев (Christo Javacheff), популярнейший художник постмодерна, прославился тем, что в 1985 г. упаковал в бежевую ткань парижский мост Понт Неф, а в 1995 г. покрыл серебристой металлической оболочкой берлинский Рейхстаг. Упаковывая в фольгу или полиэтилен целые здания, постмодерн имитирует безграничную множимость упаковок, облаченность и облекаемость, присущую культуре как таковой, - точнее, человеку как "паковочному животному" (упакованному изначально в свое тело, а затем и во все остальное). Постмодернизм есть пак-культура (pack-culture), которая вообще не признает содержания, а только содержимое, т.е., временное и условное отношение между оболочкой и содержимым, а не формой и содержанием.
Вообще "пак-" - это префиксоид, который может присоединяться ко многим понятием, указывая на определенную "паковочную" эстетику, метод мышления или тип поведения. Есть пак-стили, пак-жанры, пак-индивиды, пак-методологии. Например, пак-стиль - это упаковка темы во множество разных подходов и интерпретаций, не сводимых к одной идее, лишенных концептуального ядра.
М. Эпштейн. Мистика упаковки, или Введение в тегименологию. "Комментарии" (М.-Ст.-Петербург), #20, 2001, 249-261.
Михаил Эпштейн