29 сентября 2024
450 тысяч слов
+6 за сегодня

Значения слова упование

все
Словарь Ушакова
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Библия: Тематический словарь
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Вестминстерский словарь теологических терминов

Словарь Ушакова

упование

упование, упования, ср. (книж., поэт.). Твердая, стойкая надежда на кого-что-нибудь. «Мы в жизнь вошли с прекрасным упованьем.» Огарев. Возлагать все упования на кого-что-нибудь. «Мои светлеют упования, печаль от сердца отошла.» Языков.

Словарь Ожегова

упование

УПОВАНИЕ, я, ср. (книжн., часто ирон.). То же, что надежда (в 1 знач.).

Словарь Ефремовой

упование

ср. устар.
Твердая, стойкая надежда на кого-л., что-л.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

упование

упов’ание — твердая надежда (Пс.64:6).

Библия: Тематический словарь

упование

см. святость, размышление

Темы в Библии

УПОВАНИЕ как тема псалмов:

Пс 61:6

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

упование

 Упование

 ♦ Espoir

   Часто служит синонимом слову «надежда». Пытаясь отделить одно от другого, мы почти всегда отдаем предпочтение последнему. Если надежда еще может претендовать на звание добродетели, то упование – не более чем страсть. Особенно ярко это проявляется в христианской теологии, где надежда входит в число трех добродетелей (вера, надежда, любовь. – Прим. ред.), поскольку ее объектом является сам Бог. Что из этого следует? Что всякий раз, когда я связываю свои надежды с чем-то или с кем-то помимо Бога, мною владеет не надежда, а упование – страсть, тщетная, как все прочие страсти. Еще один вывод: для внерелигиозного философа подобное различение вообще не имеет смысла. Древние греки, кстати сказать, его и не делали, и я, в свою очередь, не вижу к тому причин.

   Не различал надежду и упование также и Спиноза. Что такое надежда? «Непостоянное удовольствие, – говорит он, – возникающее из идеи будущей или прошедшей вещи, в исходе которой мы до некоторой степени сомневаемся». Вот почему, согласно знаменитому определению, данному в «Этике» (часть III, теорема 50, схолия, и определение аффектов 13, объяснение), нет упования без страха и страха без упования. Сомнение, обязательно присутствующее в том и другом, приводит к тому, что эта пара может существовать только в виде неразрывного единства. Уповать на что-нибудь значит бояться разочарования; бояться значит надеяться, что все обойдется. Безмятежность, исключающая страх, тем самым исключает и всякие упования. Я называю это состояние «веселым отчаянием», а Спиноза, который был мудрее меня, называл его мудростью или блаженством. Но еще до Спинозы эту тему разрабатывали стоики: «Ты перестанешь бояться, – учил Гекатон (***), – когда перестанешь надеяться». До стоиков к ней обращались киники: «Лишь тот свободен, – говорит Демонакт (***), – кто не имеет ни надежды, ни страха». Мудрец ни на что не надеется – он перестал бояться. И ничего не боится – он перестал надеяться на что бы то ни было. Значит ли это, что он утратил желания? Отнюдь нет. Напротив, он желает, но его желания направлены лишь на то, что имеется (а это уже не надежда, а любовь), или на то, чего он может добиться (и это не надежда, а воля).

   Мне возразят, что для нас подобная мудрость недостижима. Мы все и всегда на что-то уповаем, потому что наша слабость никуда не девалась, потому что наше невежество при нас и наши беспокойства не отпускают нас ни на миг. Не спорю. И не устаю повторять, что, пока мы живы, нельзя отказываться от надежды, ибо это значило бы превращать мудрость в очередное упование, пустое и тщетное. Гораздо лучше, если мы будем стараться наращивать, насколько это от нас зависит, свою долю силы, свободы и радости, т. е. учиться познанию, деятельному труду и любви. Ведь мудрость это не идеал, а процесс. «Чем более мы будем стремиться жить по руководству разума, – писал Спиноза, – тем более будем стремиться возможно менее зависеть от надежды сделать себя свободными от страха, по мере возможности управлять своей судьбой и направлять наши действия по определенному совету разума»(«Этика», часть IV, теорема 47, схолия).

   ***

   Гекатон (I в. до н. э.) – родосский философ-стоик, ученик Панетия, автор сочинения «Об обязанностях».

   Демонакт (I-II вв.) – древнегреческий философ-киник. Считал себя учеником Диогена, однако придерживался менее радикальных позиций.

Вестминстерский словарь теологических терминов

упование

 ♦ (ENG trust) (лат. fiducia; старонорвеж. Traust - стойкость)

   уверенность в чем-то или ком-то; часто используется как основное описание веры (лат. fides, Пс. 30:15; 113:17). Должно с упованием относиться к Богу (Пс. 4:7), к-рый оправдывает (Рим. 4:5) и является абсолютно надежным (2 Тим. 1:12).

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово упование может быть

Предложения со словом упование

  • Если кто просит меня помолиться с ним о нем, я не отрицаюсь, если только примечаю в просящем искреннюю веру и искреннее желание спасения – и вера и упование не посрамляют» (9).
  • Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлени быти в час исхода нашего от жития сего и на страшнем суде Сына Твоего, Христа Бога нашего, деснаго Его стояния сподобитися и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков.
  • Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господем Иисусом за нас грешных, да упование на благая Своя не отженет от нас, и от всякия скорби и нужды да избавит ны.
  • Приискание и своих средств, при уповании на Бога, не умаляет силы упования, ибо сие искание должно совершаться с упованием.