упырь, упыря, муж. (тат. - злой дух; обжора).
1. То же, что вампир в 3 знач. и листонос (зоол.).
2. То же, что вампир в 1 знач. (прост.). «Съест упырь меня совсем.» Пушкин.
Древнерусское – Упирь (имя собственное).
Имя собственное Упирь упоминается в «Книге пророков» 1047 г. Вполне вероятно, что слово произошло от праславянского корня opirь (ср. парить, перо) или корня rurь (ср. нетопырь).
Родственными являются:
Украинское – упирь.
Белорусское – упiр.
Польское – upior.
Чешское – upir.
то же, что вампир.
УПЫРЬ, я, м. То же, что вампир (во 2 знач.).
— см. Вампир.
ж простореч. и нар.-поэт. то же, что вампир. Др.-рус. упиръ упырь, по древнему верованию мертвец, встающий из могилы и сосущий кровь людей || (около 1578 г.) как бранное слово || как прозвание или собст. имя (Срезневский, 3, 1238, 1239); Сл. Акад., 1847 упырь; Даль, 4, 506 упырь, южн. и упыръ, стар.; Ушаков; 4, 974 упыръ < Сшт. иЬы злой дух; обжора (Сл. Акад., 1964, 15, 799). Дмитриев относит упырь к тем тюркизмам, сопоставление которых a priori вполне допустимо (1958, 12). Для сопоставления он приводит "тат.-башк. убыр Обжора', 'ведьма', 'злой дух' от глагольного корня уб- 'глотать с жадностью', 'пожирать'. В других тюркских языках (например, кирг., каз. и др.) имеем здесь другой тип гласных: обур, обыр" (там же, 33). Фасмер считает сомнительной в фонетическом отношении приводимую тюрк. этимологию, которой до Дмитриева придерживались Миклошич, Преображенский, Горяев, против чего возражал Корш, мнение которого Фасмер разделяет, опровергая другие этимологии (4, 165). ср. Радлов обур кормилица; 2. ненасытный, обжора, ведьма, злой дух (1, 1161); убыр (казан.) мифическое существо (1, 1782, 1783). Тур. obur 1. прожорливый, жадный; обжора (Магазаник, 1945, 460); тат. убыр 1. миф. оборотень, вампир, упырь; 2. перен. обжора; убырлы: убырлы карчык: а) миф. ведьма, колдунья, баба-яга; б) перен. злая, ворчливая старуха. (For a dictionary of Türkic loanwords in Russian, the author should have learned a little about the myths and legends of the donor language. In case of "upyr", this Türkic word (ubyr, obyr) is a permanent fixture in the language of the legends, it does reflect a word "devour", but already in the Türkic genesis myths, which E.N.Shipova diplomatically calls "ancient beliefs", it was transformed into a hungry resurrected quasi-human being, antagonistic to people and to alp demigods, who play an active and well scripted role in the genesis of various Türkic tribes. Vasmer's position is a typical case of Vasmerism...)
Упы́рь - в славянской мифологии вампир (см.).
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
(вурдалак) - мертвец, бывший при жизни своей колдуном, вовкулаком и вообще отверженным церковью, каковы: самоубийцы, опойцы, еретики, богоотступники и проклятые родителями. По мнению малороссов, упыри нарождаются от блудной связи вовкулака или черта с ведьмою. В глухую полночь выходя из могил, где лежат они нетленными трупами, упыри принимают различные образы, летают по воздуху, рыщут на конях по окрестностям, подымают шум и гам и пугают путников, или проникают в избы и высасывают кровь из сонных людей, которые вслед затем непременно умирают; особенно любят они сосать кровь младенцев. Предрассветный крик петуха заставляет упыря мгновенно исчезать или повергает его окровавленного наземь - в совершенном бесчувствии. Являясь ночью к бабе, упырь начинает допытываться, как приготовляются сорочки, с тем, чтобы по отобрании ответа высосать из нее кровь. Умная баба должна как можно долее продлить свой рассказ, и потому сперва описывает: как сеют лен, как его собирают и вымачивают, потом говорит о пряже, тканье, белении полотен и наконец - о шитье сорочки. Пока она успеет окончить все эти подробности, запоют петухи и упырь пропадет. Они появляются либо в своем обличье, либо с синими лицами, закутанными в черный плащ. Упырь может превратиться в летучую мышь, перо, соломинку. Ребенка-упыря можно узнать по двойным рядам зубов. Чтобы прекратить деятельность упыря, надо вбить осиновый кол в то место могилы, где находится грудь покойника. Упыри - враги берегинь. Лекарством от укушения упыря служит земля, взятая из его могилы. Упырь, - дело другое; он всегда зол' он родится от черта и ведьмы, - или от ведьмы и вовкулака. Живет он злым человеком. Упыри не гниют в гробах, они по ночам выходят и, из спящих высасывая кровь, засасывают их до смерти (Н.А. Маркович. "Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян"). Ваня стал, - шагнуть не может./ Боже! думает бедняк,/ Это, верно, кости гложет/ Красногубый вурдалак (А.С. Пушкин. "Вурдалак").