08 июня 2024
450 тысяч слов
+25 за сегодня

Значения слова усвоение

все
Словарь Ушакова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Тезаурус русской деловой лексики
Педагогический терминологический словарь

Словарь Ушакова

усвоение

усвоение, усвоения, мн. нет, ср. Действие по гл. усвоить - усваивать. Предмет, трудный для усвоения.

Словарь Ефремовой

усвоение

ср.
Процесс действия по знач. глаг.: усвоить.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

усвоение

пищевых веществ равнозначаще всасыванию их из кишечного канала после их переваривания под влиянием пищеварительных соков. Не вся принятая пища усваивается организмом животных и человека, а только та часть ее, которая после пищеварения успела всосаться в кровь и лимфу. Поэтому, чтобы судить об усвоенном напр. за сутки, следует из всего суточного количества пищи вычесть то, что выделяется кишечными извержениями за то же время; при этом в расчет должны быть приняты все основные элементы пищи в отдельности, т. е. белки, углеводы, жиры и соли. Разность между введенными составными частями пищи и выведенными кишечными извержениями за сутки — будет выражать количество усвоенного, т. е. приход веществ в животную экономию. Усвояемость различных пищевых веществ имеет огромное значение в диететике и диететическое достоинство различных веществ, при равных остальных условиях, находится в прямом отношении к их усвояемости. Понятие же об усвояемости тесно связано с У. В основе У. лежат процессы "всасывания из кишечного канала". Конечно, у простейших животных, лишенных кишечного канала (см.), У. совершается поверхностью тела.

И. Т.

Тезаурус русской деловой лексики

усвоение

Syn: изучение, прохождение (редк.), штудирование (усил.), постижение (приподн.), освоение, овладение, приобретение, одоление (редк., усил.)

Педагогический терминологический словарь

усвоение

   основной путь приобретения человеком общественно-исторического опыта. В процессе У. человек овладевает знаниями и способами действий, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми. Процесс У. является психологической стороной учения, показывающей, как педагогические воздействия отражаются в сознании учащихся, в их учебной и практической деятельности и в какой мере учение служит целям всестороннего развития учащихся и выработки у них научного мировоззрения.

   По своей внутренней структуре процесс У. представляет аналитико-синтетическую деятельность и производные процессы абстракции, обобщения, конкретизации, систематизации. В зависимости от этапа обучения, от отношения новых знаний к прежнему опыту учащихся, от способностей ученика наблюдаются различные уровни анализа и синтеза и различное соотношение их друг с другом. В результате процесса У. формируются обобщения, лежащие в основе научных понятий.

   В школе учащимся не только передаются "готовые знания", но их обучают и тем рациональным приёмам мышления, с помощью которых знания добываются, усваиваются и закрепляются на практике. Без специального обучения и руководства со стороны педагога процесс выработки учащимся "своих" приёмов У. идёт путём "проб и ошибок" и требует много времени и усилий.

   У. знаний должно содействовать умственному воспитанию учащихся, причём в фонд умственного развития входит не только сумма знаний, но и те приёмы и способы мышления (умения и навыки интеллектуального характера), которые формируются и закрепляются в ходе обучения. Важное место в процессе У. занимают способы преодоления учащимися интеллектуальных затруднений, возникающих в ходе познавательной деятельности. Важная роль здесь принадлежит проблемному обучению.

   Для объяснения процесса У. в современной психологии выдвинуто несколько гипотез, в т.ч. теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (см. Действие), а также идеи, выдвинутые В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным на основе положений Л.С. Выготского.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 298)

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово усвоение может быть

Предложения со словом усвоение

  • Как головной мозг, так и все нервы, и вся мышечная система находятся, с одной стороны, под непосредственным влиянием восприятия, уподобления, усвоения, всасывания, удаления-очищения-расходования воздуха, а с другой – регулируют названный жизненный процесс и, кроме того, регулируют восприятие, уподобление, усвоение, всасывание, удаление-очищение-расходование жидких и твердых веществ, теплоту как внутри тела, так и снаружи.
  • Кстати, такой путь не только более экономен, но и более доступен, так как обучение ориентировано прежде всего на осмысление главного и существенного в изучаемом материале, на изменение структуры мыслительной деятельности ученика, обеспечивающей усвоение знаний на более высоком уровне обобщения.
  • Среди разнообразных перцептивных действий есть такие, от которых зависит совершенствование общих познавательных способностей детей, а также такие, формирование и усвоение которых помогает развитию детских художественно-творческих способностей.
  • Витамин D помогает предотвратить развитие остеопороза и рахита, также он повышает усвоение организмом магния и фосфатов.