учебник, учебника, муж. Учебная книга, учебное руководство. Школьный учебник. Учебник немецкого языка. Стабильный учебник.
книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний; основной и ведущий вид учебной литературы.
УЧЕБНИК, а, м. Книга для обучения какомун. отдельному предмету. Школьный, вузовский у. У. физики (по физике). У. русского языка (по русскому языку).
| прил. учебниковый, ая, ое (разг.).
м.
Книга, предназначенная для изучения какого-л. учебного предмета.
‘книга’
Syn: труд, курс, учебник, трактат, руководство
книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определённой области на уровне современных достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. У. отвечает целям и задачам обучения, воспитания и развития определённых возрастных и социальных групп.
У., с одной стороны, является для подавляющей массы учащихся важным (нередко основным) источником знаний, с другой - одним из гл. средств обучения. Через У. осуществляется организация процесса усвоения содержания образования, он призван формировать способность учащегося к накоплению личного социального опыта, формированию у него умения оценивать явления и события окружающей действительности, определять своё место в обществе.
Как средство обучения У. обладает определённой материальной формой (выраженной в сложной структуре), которая жёстко связана с содержанием образования, с процессом и результатами усвоения. Это положение предъявляет высокие требования к конструкторам У. (автор, художник, редактор), требует от них знания теории У. и закономерностей его создания.
Теория У. развивается на стыке педагогики, психологии, базовых наук, искусств, книговедения. Существуют различные подходы к обоснованию оптимальной структуры У.: с точки зрения содержательных компонентов (И.Я. Лернер), У. как комплексная информационная модель учебно-воспитательного процесса (В.П. Беспалько) и др. Окончательное суждение о качестве У. позволяет сделать только его экспериментальная апробация в процессе обучения.
Разработка в 70-80-х гг. основ теории школьного У. привела к выводу о том, что в условиях единой школы, осуществляющей всеобщее среднее образование, единый У. не может обеспечить учащимся современный уровень образования. Была выдвинута задача создания учебно-методического комплекта (УМК) как открытой системы учебных пособий. Реализация этой идеи требовала издания широкой номенклатуры дополнительной учебной литературы. В начале 80-х гг. УМК были созданы по каждому классу и учебному предмету.
В ходе реформ в 90-е гг. издание учебной литературы стало одним из факторов сохранения единого образовательного пространства. Осн. критерием оценки У. является его соответствие базисному инвариантному учебному плану или вариативным региональным учебным планам, а также государственному образовательному стандарту (см. Стандарты образовательные).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 301)
книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 421)
Ч421.215