фарс, фарса, муж., и (устар.) фарса, фарсы, жен. (франц. farce).
1. Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания (лит., театр.). Театр комедии и фарса.
2. перен., только ед. Непристойное, постыдное, циничное зрелище (публиц.). В большинстве капиталистических государств т.н. "свободные" выборы превратились в жалкий фарс.
3. Грубая шутка, шутовская выходка (разг. устар.). «Всех рассмешит надутой речью, гримасой, фарсой площадной.» Лермонтов.
ФАРС, а, м.
1. Театральная пьеса лёгкого, игривого содержания с внешними комическими эффектами.
2. перен. Нечто лицемерное, циничное. Грубый ф.
| прил. фарсовый, ая, ое (к 1 знач.).
м. фарсы мн. франц. шутка, забавная шалость, смешная выходка шутника. Фарсить, ломаться, дурачиться, передразнивать, смешить, выкидывать шутки или штуки. Фарсун, фарсунья, кто фарсит, выкидывает фарсы.
, а, м.; ФАРСА, ы, ж.
1. Театральная пьеса легкого, игривого содержания с внешними комическими эффектами.
2. Нечто лицемерное, циничное и лживое; шутка, насмешка.
* ► [Репетилов:] Вот фарсы мне как часто были петы, Что пустомеля я, что глуп, что суевер... // Грибоедов. Горе от ума //; Милый мой, я ненавижу людей, чтоб их не презирать, потому что иначе жизнь была бы слишком отвращенным фарсом. // Лермонтов. Герой нашего времени //; Бывало, в деле, под картечью Всех рассмешит надутой речью, Гримасой, фарсой площадной иль неподдельной остротой. // Лермонтов. Тамбовская казначейша // *
ФАРСОВЫЙ.
трагедия
(фр. farce)
1) вид средневекового западно-европейского театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера (XIV – XVI вв.);
2) в театре XIX – XX вв. – комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.
(от лат. farcio — начинаю) — самый популярный жанр средневековой драмы. Это небольшие комические пьесы бытового содержания, близкие по тематике и идейной направленности фаблио. Ф. возник, видимо, в XIII в. и расцвел накануне Возрождения. Это жанр типично гор. литературы; именно гор. жизнь с ее своеобразной спецификой наполнила его сюжетами, темами, образами и создала благоприятные условия для расцвета ф. Писался для широких кругов горожан, отражал их интересы и вкусы (представители др. сословий, в первую очередь дворяне и крестьяне, изображаются в ф. не очень часто). Ф. оперирует не индивидуальными характерами, а готовыми типами — масками. Таковы плут-монах, шарлатан-врач, глупый муж, сварливая и неверная жена и т.д. В ф. обличается корыстолюбие богатых горожан, высмеиваются индульгенции, разоблачается разврат монахов, клеймятся феод, войны и т.д. Наибольшую известность получили фр. фарсы XV в.: «Лохань», «Адвокат Пателен» и др. Жанр ф. оказал большое влияние на развитие за-падноевроп. театра, особенно на комедии Мольера и ит. комедии дель арте и др.
Лит.: Михальчи Д. Фарсы об адвокате Пателене // Три фарса об адвокате Пателене. М., 1951; Средневековые французские фарсы. М., 1981.
1) (франц. farce) — одна из форм комического, проявляющаяся в шутовских выходках, грубых шутках.
Рб: Эстетические категории в литературе
Род: Комическое
Жанр: пародия, фарс2
Асс: буффонада, гипербола, гротеск
* "Приемами фарса широко пользовались Ж.Б. Мольер, особенно в комедиях-балетах, В. Шекспир (фарсовые влияния сказались даже в его трагедиях, например, в знаменитой сцене могильщиков в "Гамлете"), русские драматурги В.В. Капнист ("Ябеда"), Н.В. Гоголь, А.В. Сухово-Кобылин (комедия-шутка "Смерть Тарелкина"), В.В. Маяковский и др." (Краткий словарь по эстетике). *
2) — комедия легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.
Рб: Роды и жанры литературы
Род: комедия
Эст: фарс1
Асс: Буффонада, Гротеск
* "Прогрессивная роль комедии в развитии человеческого сознания неизмерима. Даже площадной фарс, где пройдошливый плебей поочередно лупил палкой полицейского, купца и щеголя, снимал у людей с глаз шоры, мешавшие им увидеть ни-чтожество сильных, богатых и знатных" (С.С. Наровчатов).
"Полные неподдельного остроумия, забавных положений, содержащие много метких народных оборотов, фарсы всегда привлекали демократического зрителя" (А.Ф. Головенченко). *
река в республике Адыгея левый приток Лабы; берет начало из пещеры Гаврышева (северные склоны ск. Галкина (1121 м)), впадает в Лабу в районе а. Пшизов. В более раннее время Фарс был известен под именем Сосурукай (имя нартского героя), также называлась Махошеевская деревня – центр всего махошеевского племени. В адыгском языке встречаются слова ифэрзагъ, къифэрзагъ – «вкатился», «влетел». Согласно другой версии, гидроним имеет иранскую основу, где фарс переводится, как «сторона»; река с таким же названием есть и в Иране. В арабском языке Фарз, означает обязательное религиозное предписание, обязанность.