в греческой мифологии божественное племя, обитавшее на о. Схерия. Потомки Посейдона, были искусными мореходами, славились своим гостеприимством. У них попросил приюта Одиссей, отправлявшийся на о. Итаку. См. Алкиной, Навсикая.
(Φαίηκες, Phaeaces) — y Гомера сказочные обитатели острова Схерии, к которым был бурею занесен Одиссей. Первоначально они жили в Гиперии (Верхней стране), близ киклопов, но, теснимые последними, переселились на Схерию (материк) под предводительством Посейдонова сына Навсифоя. Здесь они основали город и обнесли его стеною. Когда Одиссей прибыл к Ф., царем у них был сын Навсифоя Алкиной, муж Ареты, отец Навсикаи, которая первая встретила Одиссея на берегу и по внушению Афины помогла ему добраться до города. Ф. не любили иноземцев и хотя были славными мореплавателями, но назначение их было не вести торговлю, а "развозить по морям случайно занесенных на Схерию путников". Корабли Ф. благодаря сообщенному им чудесному дару Посейдона бесстрашно пробегают морскую бездну без руля и кормчего: каждое судно понимает мысли корабельщиков, умеет находить жилища людей и среди мглы и тумана, без боязни "вред на волнах потерпеть или от бури в пучине погибнуть" достигает цели плавания. Богатый, веселый, беспечный, одаренный всеми благами роскошной природы феакийский народ вел блаженное существование: ни борьба, ни тягости жизни не омрачали его безмятежного счастья. Сами боги покровительствовали ему; в собственном виде приходили они к Ф. на пиры или появлялись в народе. Единственным занятием Ф. — помимо миссии сопровождать сбившихся с пути мореплавателей, — были пляски, пиры, гимнастика. Мягкий климат страны и плодородие почвы избавляло Ф. от необходимости тяжелым трудом добывать себе хлеб: прекрасную картину этого плодородия рисует нам Гомер в описании Алкиноева сада. Дворец Алкиноя был чудом искусства: от порога его шли медные стены, увенчанные сверху карнизом из лазоревой стали; входные двери были вылиты из чистого золота, косяки и притолоки — из серебра; в преддверии стояли вылитые Гефестом две фигуры собак — одна золотая, другая серебряная. От порога, огибая кругом стены, тянулись лавки богатой работы, на которых лежали покровы: здесь знатнейшие старейшины города услаждались питьем и едой. Тут же на высоких постаментах стояли золотые статуи юношей, в руках которых ночью горели светильники. Во дворце жили пятьдесят рабынь-рукодельниц: одни мололи ручными жерновами золотистую рожь, другие сучили нити и ткали столь плотные ткани, что "и тонкое масло в них не впивалось". Политическое устройство страны, общественные отношения и религиозные верования являются, по-видимому, отражением доисторической жизни ионян: поэт, описывая Ф., к сказочному облику народа присоединил исторические черты современной ему действительности. Как у ионян, у Ф. во главе народа стоит царь, власть которого ограничена советом из 12 старейшин. Есть у Ф. и демос, и агора, и избирательное начало. Как ионяне, Ф. веруют в Зевса громовержца, покровителя чужеземцев и нищих, в Посейдона, Афину, Гермеса, Аполлона; им известны также мифические рассказы о богах и о деяниях героев. Чуждаясь иноземцев, они, однако, признают права гостеприимства (общегреческая черта); как и ионяне, они любят пиры, веселье, хороводы, гимнастические состязания; как ионийские женщины, феакиянки ведут скромный образ жизни домовитых хозяек, хотя и пользуются свободою находиться в обществе мужчин. Переплетение фантазии с историей поставило как древней, так и новейшей критике задачу определить, существовали ли в действительности Ф. и если существовали, то где искать загадочную Схерию. Фукидид, а в новейшей науке Фосс, Фелькер, Нибур отождествляли Схерию с Керкирой; Гротефенд переносил ее на север от Феспротии. Со времени появления статьи Велькера "О Гомеровских Ф. и Островах блаженных" ("Rhein. Musem f ü r Philol.", I, стр. 219—283) в науке преобладает иная теория, по которой Ф. являются мифическим народом. Велькер видит в Ф., в связи с значением слова φαίος = темный, темных перевозчиков смерти, Краузен ("Die Abenteuer des Odysseus aus Hesiodos erkl ä rt", Бонн, 1834) — морских демонов, Эккерман — морских демонов, на которых перенесены атрибуты подземного царства и божеств смерти. Рассматриваемое со стороны фантастического содержания сказание о Ф. является древнейшим образцом утопической сказки в греческой литературе. Ср. Eckermann и Krause, "Ph ä aken" и "Ph äakiä " в "Allgemeine Encyklop ädie der Wissenschaften und Kü nste" Эрша и Грубера (Лпц., 1846, III отд., 21 ч., стр. 339—353).
H. О.
(греч.)
мифический народ с о-ва Схерия, отличавшийся гостеприимством и мастерством в кораблевождении. Корабли Ф. находились под покровительством Посейдона и сами находили путь в море, не боясь ни бурь, ни туманов. Некогда Ф. во главе с Навсифоем, сыном Посейдона, перебрались на Схерию из Гиперии, спасаясь от киклопов. В описании счастливого образа жизни Ф. отразились представления древних греков о Золотом веке в сочетании с чертами патриархального рабства (царевна Навсикая стирает белье вместе со служанками, которых считает своими подругами). После пребывания у нимфы Калипсо Одиссей попал к Ф. и встретил радушный прием у царя Алкиноя и у его жены Ареты. Он получил дорогие подарки и был доставлен на родину на быстроходном корабле Ф. Разгневанный Посейдон, много лет преследовавший Одиссея, отомстил корабельщикам, превратив их корабль в скалу на обратном пути с Итаки.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Народ мореплавателей, живущий на острове Схерия. Корабли феаков плавали в любую сторону без кормчего. На таком корабле царь феаков Алкиной велел доставить Одиссея на родину.
Остров феаков изображен на картине Бёклина "Остров мертвых".
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в греческой мифологии обитатели сказочного острова Схерия. Отличавшись гостеприимством и мастерством в кораблевождении, феаки считали своим долгом отправлять на родину мореходов, попавших к ним в результате кораблекрушения. На остров феаков попал заброшенный бурей Одиссей, где получил радушный прием царя Алкиноя и его жены Ареты и дорогие подарки. Феаки доставили Одиссея на своем быстроходном корабле на Родину. На обратном пути корабль феаков был замечен Посейдоном, который превратил его вместе с экипажем в скалу. Много исследователей рассматривают корабль феаков как корабль смерти или корабль пришельцев из заколдованной страны.
Обитатели сказочного острова Схерия. Отличаясь гостеприимством и исключительным мастерством в кораблевождении, Ф.считают своим долгом отправлять на родину мореходов, попавших к ним в результате кораблекрушения. На остров Ф.попадает заброшенный бурей Одиссей, здесь он встречает радушный прием у царя Алкиноя и его жены Ареты, получает дорогие подарки, и Ф.доставляют его на своем быстроходном корабле на родину. На обратном пути корабль Ф.замечает Посейдон и перед самым входом в гавань превращает его вместе с экипажем в скалу.