феномен (феномен устар.), феномена, муж. (греч. phainomenon, букв. являющееся).
1. То же, что явление в 3 знач. (филос., научн.).
| В некоторых идеалистических философских системах - внешняя, чувственно данная сторона явления, в отличие от скрытой, непознаваемой его сущности - ноумена (филос.).
2. О человеке или явлении: нечто исключительное, выдающееся, небывалое.
(от греч. phainomenon - являющееся),..
ФЕНОМЕН, а, м. (книжн.).
1. Явление, в к-ром обнаруживается сущность чегон. Ф. долголетия. Мода социальный ф.
2. О человеке или явлении, выдающемся, исключительном в какомн. отношении.
т. е. явление (с греческого " φαινόμενον" — являющееся, от "φαίνεσθαι" — являться, показываться) — философский термин, употребляемый для обозначения всякого рода бытия, поскольку оно обнаруживается в своей изменчивой или кажущейся сущности. Ф. противополагается, с одной стороны, субстанции как тому, что пребывает, а не является, с другой — "вещи в себе", или "ноумену", т. е. тому, что должно мыслиться в предметах как независимое от акта восприятия и познания. Понятие Ф. в смысле последнего противоположения установлено главным образом Кантом; но уже Лейбниц полагал гносеологическое различие между данным в восприятии явлением и умопостигаемой сущностью вещей, понимая тело как Ф. хорошо обоснованный (phaenomenon bene fundatum), т. е. соответствующий агрегату монад. См. Феноменализм.
С. Алексеев.
Syn: явление
, а, м.
Исключительное, выдающееся явление.
* ► Одна знатная дама просила смотрителя за садом показать детям ее этот редкий феномен. // Гоголь. Нос // *
ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ.
(греч. phainomenon – являющееся)
1) необычный, исключительный факт, явление;
2) философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании.
Феномен
♦ Phénomène
То же, что явление, т. е. то, что является перед нами. От видимости, в частности в трактовке Канта и его последователей, отличается своим реальным «весом». Явление – не иллюзия, а воспринимаемая реальность (в отличие от ноумена, постигаемого разумом), реальность для нас (в противоположность вещи в себе) и единственно познаваемая реальность.
Современная философия, в частности феноменология, отказалась от противопоставления феномена ноумену, или вещи в себе. Феномен, пишет Сартр, больше не указывает свысока «на истинное бытие абсолюта. Тем, что он есть, он есть абсолютно, ибо он себя разоблачает как есть, в абсолютном выражении, поскольку раскрывается в своей сущности». Феномен «относительно абсолютен» и может быть «изучен и описан как таковой, ибо он абсолютно изъявляет самого себя» («Бытие и ничто», Введение). Это недалеко отстоит от того, что Марсель Конш назвал чистой видимостью, а Клеман Россе, значительно проще, – реальностью.
♦ (ENG appearance)
традиционный философский термин для обозначения того, что противопоставляется реальности.
(от греч. phamomenon — являющееся)
1) явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена (у Канта — непознаваемая «вещь в себе»), постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена;
2) редкое, необычное явление, факт или исключительный в каком-либо отношении человек.
отражение субъектом (в субъекте) нечто в единстве реального факта (даже случайного), явления и сущности; феномен – сущность, схватываемая человеком в непосредственном созерцании.
(Звенигородская Г.П. Практика рефлексивного образования: смысловой эффект. - Хабаровск, 2003. С. 130)
(от греч. phainomenon являющееся)
1) необычный, исключительный факт, явление;
2) философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена).
(греч. phainomenon — являющееся) — понятие, означающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. Ф. принципиально отличается от НОУМЕНА, к-рый остается за пределами опыта и является предметом интеллектуального созерцания. Кант пытался при помощи понятия Ф. резко отделить сущность от явления, считая первую непознаваемой. С т. зр. диалектического материализма нет непроходимой грани между сущностью и явлением; сущность познается через явления (Филос. словарь).