06 мая 2024
450 тысяч слов
+46 за сегодня

Значения слова феномен

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Тезаурус русской деловой лексики
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Культурология. Словарь-справочник
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Вестминстерский словарь теологических терминов
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
Педагогический терминологический словарь
Политическая наука: Словарь-справочник
Термины Киносемиотики

Словарь Ушакова

феномен

феномен (феномен устар.), феномена, муж. (греч. phainomenon, букв. являющееся).

1. То же, что явление в 3 знач. (филос., научн.).

| В некоторых идеалистических философских системах - внешняя, чувственно данная сторона явления, в отличие от скрытой, непознаваемой его сущности - ноумена (филос.).

2. О человеке или явлении: нечто исключительное, выдающееся, небывалое.

Энциклопедический словарь

феномен

(от греч. phainomenon - являющееся),..

  1. необычный, исключительный факт, явление...
  2. Философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена).

Словарь Ожегова

феномен

ФЕНОМЕН, а, м. (книжн.).

1. Явление, в к-ром обнаруживается сущность чегон. Ф. долголетия. Мода социальный ф.

2. О человеке или явлении, выдающемся, исключительном в какомн. отношении.

Словарь Ефремовой

феномен
  1. :
    1. м. Явление, в котором обнаруживается сущность чего-л. (в философии).
    2. м.
      1. Редкое, необычное, исключительное явление.
      2. перен. Выдающийся, исключительный в каком-л. отношении человек.
  2. м. см. феномен (2*).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

феномен

т. е. явление (с греческого " φαινόμενον" — являющееся, от "φαίνεσθαι" — являться, показываться) — философский термин, употребляемый для обозначения всякого рода бытия, поскольку оно обнаруживается в своей изменчивой или кажущейся сущности. Ф. противополагается, с одной стороны, субстанции как тому, что пребывает, а не является, с другой — "вещи в себе", или "ноумену", т. е. тому, что должно мыслиться в предметах как независимое от акта восприятия и познания. Понятие Ф. в смысле последнего противоположения установлено главным образом Кантом; но уже Лейбниц полагал гносеологическое различие между данным в восприятии явлением и умопостигаемой сущностью вещей, понимая тело как Ф. хорошо обоснованный (phaenomenon bene fundatum), т. е. соответствующий агрегату монад. См. Феноменализм.

С. Алексеев.

Тезаурус русской деловой лексики

феномен

Syn: явление

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

феномен

, а, м.

   Исключительное, выдающееся явление.

   * Одна знатная дама просила смотрителя за садом показать детям ее этот редкий феномен. // Гоголь. Нос // *

   ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ.

Культурология. Словарь-справочник

феномен

(греч. phainomenon – являющееся)

1) необычный, исключительный факт, явление;

2) философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

феномен

 Феномен

 ♦ Phénomène

   То же, что явление, т. е. то, что является перед нами. От видимости, в частности в трактовке Канта и его последователей, отличается своим реальным «весом». Явление – не иллюзия, а воспринимаемая реальность (в отличие от ноумена, постигаемого разумом), реальность для нас (в противоположность вещи в себе) и единственно познаваемая реальность.

   Современная философия, в частности феноменология, отказалась от противопоставления феномена ноумену, или вещи в себе. Феномен, пишет Сартр, больше не указывает свысока «на истинное бытие абсолюта. Тем, что он есть, он есть абсолютно, ибо он себя разоблачает как есть, в абсолютном выражении, поскольку раскрывается в своей сущности». Феномен «относительно абсолютен» и может быть «изучен и описан как таковой, ибо он абсолютно изъявляет самого себя» («Бытие и ничто», Введение). Это недалеко отстоит от того, что Марсель Конш назвал чистой видимостью, а Клеман Россе, значительно проще, – реальностью.

Вестминстерский словарь теологических терминов

феномен

 ♦ (ENG appearance)

   традиционный философский термин для обозначения того, что противопоставляется реальности.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

феномен

(от греч. phamomenon — являющееся)

1) явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена (у Канта — непознаваемая «вещь в себе»), постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена;

2) редкое, необычное явление, факт или исключительный в каком-либо отношении человек.

Педагогический терминологический словарь

феномен

   отражение субъектом (в субъекте) нечто в единстве реального факта (даже случайного), явления и сущности; феномен – сущность, схватываемая человеком в непосредственном созерцании.

   (Звенигородская Г.П. Практика рефлексивного образования: смысловой эффект. - Хабаровск, 2003. С. 130)

Политическая наука: Словарь-справочник

феномен

(от греч. phainomenon являющееся)

1) необычный, исключительный факт, явление;

2) философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена).

Термины Киносемиотики

феномен

(греч. phainomenon — являющееся) — понятие, означающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. Ф. принципиально отличается от НОУМЕНА, к-рый остается за пределами опыта и является предметом интеллектуального созерцания. Кант пытался при помощи понятия Ф. резко отделить сущность от явления, считая первую непознаваемой. С т. зр. диалектического материализма нет непроходимой грани между сущностью и явлением; сущность познается через явления (Филос. словарь).

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово феномен может быть

Предложения со словом феномен

  • Их содержание позволяет ориентироваться в теоретических конструктах и различных сторонах общения, феноменах, законах и закономерностях, которые являются результатом сложившейся ситуации развития современного человека – субъекта общения, социокультурных и психологических аспектах коммуникации.
  • И поскольку предметом науки с полным правом называют то, для чего она непосредственно и со всей категоричностью устанавливает законы, то, думаю, я не ошибусь, если предположу, что при дефиниции естествознания как науки о физических феноменах, с этим именем часто связывают понятие «сил пространственно протяженного и протекающего во времени мира», сил, которые своим влиянием на органы чувств вызывают ощущения и которые в процессе своей деятельности воздействуют друг на друга, и применительно к которым естествознание изучает законы сосуществования и преемственности.
  • Выготским), оказывается тем единственным научным фактом, который благодаря своей, во-первых, фактической содержательности (предметной верифицируемости), во-вторых, самодостаточности (имеется в виду отсутствие необходимости полагать некую первопричину поведения), в-третьих, несомненности (сомневаясь в достоверности феномена поведения, мы осуществляем поведение, поскольку сомнение – есть поведение, что делает всякие сомнения относительно достоверности поведения весьма и весьма нелепыми) позволяет избежать возникновения тех «белых пятен», которые неизбежно разрыхляют теоретические концепции поведения (в бихевиоральной его трактовке), деятельности и активности.
  • Уход мифоритуальной культуры в дурную бесконечность горизонтального эволюционирования, дробление и самоумножение форм и феноменов привели к перенасыщению культурного пространства дискретными и хаотизованными смысловыми структурами, что с точки зрения человеческой ментальности приняло вид распада традиционного мифоритуального космоса.