философ, философа, муж.
1. Ученый, специалист по философии; Человек, занятый разработкой вопросов мировоззрения, мыслитель. «Философом может быть всякий..., кто родился с привычкой думать и во всем искать начало и конец.» М.Горький. Философы античной древности.
2. перен. Человек, спокойно и разумно относящийся ко всяким невзгодам жизни (разг.).
3. В старину - ученик духовной семинарии по классу философии (см. философия в 4 знач.; ист.).
ФИЛОСОФ, а, м.
1. Специалист по философии, а также создатель какойн. философской системы.
2. перен. Человек, к-рый разумно, рассудительно и спокойно относится ко всем явлениям жизни, к ее невзгодам (разг.).
— св. мученик, юноша, родом из Александрии, пострадал при Деции, около 252 г. Когда мучители не могли склонить его от отречения от Христа, то вздумали поругаться над его девственной чистотой — старались насильно склонить его к плотскому греху; но Ф., откусив свой язык, бросил его в лицо искусительницы. Память 13 мая.
Syn: мыслитель, мудрец
«Любомудр», любитель мудрости (греч.).
13 июня (31 мая) – мученик Философ.
невежда
профан
Философ
♦ Philosophe
Не помню, кто именно – Гиттон (***) или Тибон (***) – рассказал эту историю, якобы случившуюся с ним самим. Дело происходило в начале ХХ века, в более или менее отдаленной деревушке. Молодой преподаватель философии прогуливался с другом и встретил крестьянина, знакомого этого друга. Взаимные приветствия, знакомство, и между ними завязалась короткая беседа.
– А вы кем работаете? – спросил крестьянин.
– Я преподаю философию.
– Это что, работа такая?
– Конечно. Вас это удивляет?
– Вообще-то да.
– А почему?
– Ну, философ… это ведь такой человек, которому на все чихать. Не думал, что этому теперь учат в школе…
Крестьянин вкладывал в термин «философ» расхожий смысл. Согласно ему, философ – если и не тот, кому на все чихать, то во всяком случае тот, кто ко всему относится спокойно, безмятежно, на все поглядывает со стороны и ничем не огорчается. Выходит, это мудрец? Совсем не обязательно. Но в любом случае это тот, кто стремится к мудрости. Именно такова, кстати сказать, и этимология греческого слова «философ» (дословно: тот, кто любит мудрость), да и его собственно философский смысл. Иногда мне возражают: дескать, это справедливо только в отношении древних греков. Будь это так, было бы уже неплохо. Но все-таки нельзя же совсем забыть о Монтене, о Спинозе, о Канте («Философия есть учение и тренировка мудрости, – пишет он в своем посмертном труде, – а не просто наука; для человека философия – вечно длящееся усилие к достижению мудрости»). Как нельзя забыть и о Шопенгауэре, о Ницше, об Алене. Для всех них философ – это не тот, кто умнее или эрудированнее других, и необязательно автор новой философской системы; это тот, кто живет лучше, потому что лучше мыслит или хотя бы пытается лучше мыслить («Верно судить, чтобы правильно делать», – говорил Декарт; вот это и есть философия). Потому философ до сих пор остается тем самым влюбленным в мудрость учеником, образец которого задан этимологией слова и 25-вековой традицией. Но если вам самому философия не нравится, зачем отвращать от нее других?
Так кто же такой философ? Это человек, занимающийся философией, иначе говоря, тот, кто использует разум для осмысления мира и собственной жизни в надежде приблизиться к мудрости и счастью. Можно ли научить этому в школе? Этому нужно учить, потому что философом не рождаются, а философия это прежде всего труд. И если он начинается со школьной скамьи, что ж, тем лучше. Но главное – начать и не останавливаться. Чтобы заняться философией, никогда не бывает ни слишком рано, ни слишком поздно, примерно так говорил Эпикур, потому что не бывает слишком рано или слишком поздно, чтобы стать счастливым. Добавим лишь, что опоздать с философией можно лишь в том случае, если вовсе утратишь способность мыслить. Такое тоже случается. Лишний довод к тому, чтобы не откладывать с этим делом.
***
Жан Гиттон (1901–1999) – французский христианский философ, академик, автор трудов «Молчание о главном», «Диалоги с Павлом VI», «Философия бунта», «Абсурд и тайна» и других.
Гюстав Тибон (1903–2001) – французский философ и писатель христианского направления. Автор трудов «Наш взгляд, в котором не хватает света», «Звездное невежество», «Покров и маска», «Плодовитая иллюзия». Поддерживал дружеские отношения с Симоной Вейль.
(от греч. philosophos — друг мудрости) — первоначально так назывался человек, занимающийся исследованием, позднее так стали называть человека, стремящегося к окончательной, всеобъемлющей ясности и истинности. Философ стремится к исследованию истинны во имя самой истины, выражает ее в понятиях, а не образах или символах; он рассматривает вещи согласно их сущности. Философ не является и собственно ученым, ибо его взгляды есть результаты не только применения его метода и согласованности с опытом, но и результаты присущей ему индивидуальной силы внутренней убежденности (предполагается, что такая сила имеется).