16 июня 2024
450 тысяч слов
+19 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова фонация

все
Словарь Ушакова
Словарь Ефремовой
Словарь музыкальных терминов
Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник
Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Словарь Ушакова

фонация

фонация, фонации, мн. нет, жен. (от греч. phone - звук) (линг.). Произношение, произносительный процесс человеческой речи.

Словарь Ефремовой

фонация

ж.
Произнесение звуков речи.

Словарь музыкальных терминов

фонация

(гр. phone — голос) — сложный нервно-двигательный процесс взаимодействия всех органов голосового аппарата, обеспечивающий эстетически полноценное звукоизвлечение.

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

фонация

(от греч. phone — звук, голос) — совокупная активность органов речи, обеспечивающая звукопроизводство (артикуляционный аспект), и совокупность акустических характеристик звука, обеспечивающая его слуховое восприятие и анализ (акустический аспект). Процессы производства и восприятия звуков взаимодействуют по принципу обратной связи; при образовании звука важную роль играет звуковой самоконтроль говорящего, при восприятии звука слуховой (сенсорный) анализ дополняется «внутренним» артикуляционным (моторным) самоконтролем слушающего (так называемый анализ через синтез) (см. голосовой аппарат).

Лит.: Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи.— Л., 1977; Сорокин В.Н. Теория речеобразования. — М., 1985.

А.А. Князьков

Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

фонация

   , фонационный этикет.

   Давно существует ряд правил фонации в условиях светского общения, которые и в наше время не утратили своего значения. Многие такого рода рекомендации следует соблюдать, находясь в обществе культурных людей, как и остальные правила хорошего тона.

   Не следует в приличном обществе разговаривать крикливо, вести себя шумно. Громкий голос в светском, культурном обществе вульгарен и неприятен; в публичном месте это привлекает внимание окружающих, а в камерной обстановке действует раздражающе. Следовательно, не надо никогда слишком увлекаться разговором и повышать голос.

   Но в то же время не рекомендуется разговаривать и шепотом. Это тоже показывает недостаточную воспитанность. Особенно невежливо шептаться в камерной обстановке в присутствии третьего лица.

   Неприемлемы интонации заносчивости, развязности, злорадства (оно может быть, наряду и параллельно с интонацией, выражено междометием, звуковым жестом), вызывающий тон, интонации спеси, напыщенности, самодовольства, хвастовства и других низменных чувств.

   * Ср., например, фразу: Мы вас подвезем, садитесь! (как приглашение в свою машину) – можно произнести доброжелательно-любезным тоном, как и положено, или снисходительно-хвастливым тоном (подчеркивая свои социальные преимущества). Не следует издавать и звуки неуемного и длительного восторга, аналогичные прыжкам от радости. *

   В обстоятельствах недовольства, обиды и т. п. субъекту рекомендуется использовать так называемый холодный тон, но нельзя при этом спускаться до фонационного (как и до лексического) проявления презрения, до грубой иронии. Необходима интонационная и прочая сдержанность, интонации показного спокойствия или равнодушия. В этих ситуациях нельзя повышать голоса.

   Не следует проявлять слишком большого удивления или возмущения, если собеседник допускает единичные, отдельные резкие нетактичности или эпатирующие высказывания; в этом случае также полагается проявлять внешнее бесстрастие, не горячиться, не казаться слишком шокированным.

   Плохо расценивается и поспешность, быстрота речи, тем более скороговорка, чем страдают многие. В одном из произведений писателя Шеллера-Михайлова мы встречаем рекомендацию воспитательницы-дворянки не говорить в приличном обществе в быстром темпе, так как это является дурным тоном.

   Отклонением от норм культуры общения считаются:

   • громкие вздохи как демонстративное выражение нетерпения и других отрицательных душевных состояний и чувств;

   • громкое вдыхание воздуха, в частности, во время своей речи, увлекаясь ее предметом;

   • сопение в знак обиды или недовольства;

   • визжание от испуга и др.;

   • вскрикивание от неожиданности, от боли;

   • щёлканье языком как выражение удовольствия и других чувств;

   • жеманное растягивание слов, выговаривание их нараспев, так сказать, тихое скандирование: «Приезжай завтра» – «Не-хо-чу!»;

   • мычание себе под нос мелодии и вообще манера напевать что-то, будучи в обществе, в ситуации, когда другие ничего не поют.

   Еще большими нарушениями норм культурного общения является:

   • фырканье как выражение брезгливости или недовольства;

   • громкое, тем более демонстративное зевание;

   • громкое кряканье (многозначительное или недовольное);

   • высокий и не очень громкий звук «у-у-у» как знак неудовольствия, разочарования; вообще нужно воздерживаться от междометий (звуковых жестов) выражающих слишком отрицательные эмоции;

   • передразнивание чужих интонаций и других чужих фонационных особенностей;

   • громкий смех вообще, в частности, смех-ржание, смех-гоготание, смех-блеяние, смех типа «гы-гы-гы», а также слишком нестандартный смех.

   * Ср. И.С. Тургенев в романе «Дым» отмечает аристократичность манеры смеяться в нос; *

   • невнятная дикция, что характеризуется выражением «каша во рту»;

   • свист, присвистывание в любых вариантах (выражение удивления, подзывание кого-то, насвистывание мотива);

   • эгоцентрическая речь, т. е. речь, обращенная к самому себе, а не к другим, манера размышлять вслух; это указывает на недостаточность интеллектуального развития.

   Предписывается соблюдение почтительной интонации в разговоре со старшими по возрасту или положению. В такой ситуации со стороны юношей и девушек (и вообще когда возрастная, социальная разница общающихся хорошо заметна, очевидна) не допустимы интонации самоуверенности, безапелляционности, насмешливости и т. п. Со стороны старших по возрасту или по положению при общении с младшими или подчиненными не должно быть никаких интонаций, могущих унизить человеческое достоинство партнеров по общению. В ситуации общения старшего и младшего по положению последний должен избегать сервилических интонаций, достаточно выражения уважения.

   Тон беседы светских и вообще культурных людей в норме должен быть доброжелательным или, по крайней мере, любезным (в сочетании с соответствующим смыслом слов и кинетической невербаликой – мимикой и др.). По мере возможности и необходимости выражается умеренная восторженность, восхищение и другие положительные эмоции, если для этого есть повод (при поздравлениях, комплиментах, представлениях новых знакомых).

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc