25 ноября 2024
450 тысяч слов
+38 за сегодня

Значения слова фонетика

все
Словарь Ушакова
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедический словарь
Большой юридический словарь
Большая Советская Энциклопедия
Словарь лингвистических терминов
Антропологический толковый словарь
Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

Словарь Ушакова

фонетика

фонетика [нэь], фонетики, мн. нет, жен. (от греч. phonetikos - звуковой) (линг.).

1. Отдел языкознания, изучающий звуковой строй языка. Экспериментальная фонетика. Историческая фонетика.

2. Звуковая сторона речи, звуковой состав языка. Говоры отличаются друг от друга фонетикой.

Словарь Ожегова

фонетика

ФОНЕТИКА [нэ], и, ж.

1. Раздел языкознания учение о звуках речи. Экспериментальная ф.

2. Звуковой состав языка. Русская ф.

| прил. фонетический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

фонетика
  1. ж.
    1. :
      1. Звуковой состав языка.
      2. Акустические и артикуляционные особенности языка.
    2. Раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка.

Энциклопедический словарь

фонетика

(от греч. phonetikos - звуковой, голосовой),..

  1. акустические и артикуляционные свойства звуков данного языка...
  2. Раздел языкознания, изучающий способы образования звуков речи и их акустические характеристики.

Большой юридический словарь

фонетика

наука о звуковой части речевой коммуникации. Судебная Ф. используется при идентификации по голосу, а также для фонетического анализа текста. По своей природе является междисциплинарной наукой; использует естественнонаучные методы, основанные на применении специальной техники и ЭВМ.

Большая Советская Энциклопедия

фонетика

(греч. phonetikos √ звуковой, от phone √ звук), раздел языкознания , изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. лингвистических дисциплин, Ф. исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений. Поэтому Ф. связана также с нелингвистическими дисциплинами: с анатомией и физиологией речеобразования и восприятия речи, с одной стороны, и с акустикой речи √ с другой. Как и языкознание вообще, Ф. связана с психологией, поскольку речевая деятельность является частью психической деятельности человека.

В отличие от нелингвистических дисциплин, Ф. рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. Вне этой функции звуковая сторона языка не может быть понята; даже отдельный звук речи выделяется из звуковой цепи лишь как представитель фонемы , т. е. благодаря его связям со смысловыми единицами языка.

В соответствии с тем что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в Ф. различают собственно Ф. и фонологию .

Различают общую и частную Ф., или Ф. отдельных языков. Общая Ф. изучает общие условия звукообразования, исходя из возможностей произносительного аппарата человека (например, различаются губные, переднеязычные, заднеязычные согласные, если имеется в виду произносительный орган, определяющий основные черты согласного, или смычные, щелевые, если имеется в виду способ образования преграды для проходящей из лёгких струи воздуха, необходимой для образования согласного), а также анализирует акустические характеристики звуковых единиц, например наличие или отсутствие голоса при произнесении разных типов согласных. Строятся универсальные классификации звуков (гласных и согласных), которые основаны отчасти на артикуляционных, отчасти на акустических признаках. Общая Ф. изучает также закономерности сочетания звуков, влияния характеристик одного из соседних звуков на другие (разного вида аккомодация или ассимиляция ), коартикуляцию; природу слога, законы сочетания звуков в слоги и факторы, обусловливающие слогоделение; фонетическую организацию слова, в частности ударение . Она изучает средства, которые используются для интонации ; высоту основного тона голоса, силу (интенсивность), длительность отдельных частей предложения, паузы.

В частной Ф. все указанные проблемы рассматриваются применительно к данному языку и сквозь призму функций, которые то или иное фонетическое явление или единица выполняют. Частная Ф. может быть описательной, или синхронной (см. Синхрония ), и исторической, или диахронической, изучающей эволюцию звукового строя языка. Фонетические и фонологические аспекты представляют в частной Ф. единое целое, т.к. все звуковые единицы выделяются опосредованно через смысловые единицы, существующие в языке.

В Ф. широко применяются экспериментальные методы; поскольку при этом используются специальные приборы, эти методы называются также инструментальными. К ним относятся: палатография, при помощи которой устанавливаются места соприкосновения языка с нёбом при звукообразовании, рентгенография, позволяющая видеть положение органов речи и их движение (при кинорентгене), осциллография, позволяющая анализировать длительность, высоту и интенсивность звука, и спектрография, дающая общую акустическую картину звука. В Ф. применяется метод изучения восприятия тех или иных звуковых явлений носителями языка, что особенно важно для фонологического истолкования этих явлений.

Ф. имеет прикладное значение для рационализации письма (графики и орфографии), обучения правильному произношению, особенно на неродном языке, для исправления недостатков речи (логопедия и сурдопедагогика). Данные Ф. используются для повышения эффективности средств связи.

Начало изучения механизма образования звуков речи относится к 17 в.; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы Х. П. Бонета, Дж. Уиллиса, И. К. Аммана). В конце 18 в. рус. учёным Х. Краценштейном было положено начало акустической теории гласных, которая была развита в сер. 19 в. Г. Гельмгольцем . К середине 19 в. исследования анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э. Брюкке. В работе нем. учёного Э. Зиверса «Grundzüge der Lautphysiologie», 1876 (2 изд. √ «Grundzüge der Phonetik», 1881) впервые рассматривалось учение о звуках речи с лингвистической точки зрения. Важную роль в развитии Ф. сыграли книги Г. Суита, Й. Есперсена , М. Граммона и др.

В России большую роль в развитии общей фонетики сыграли труды И. А. Бодуэна де Куртенэ , а также его учеников В. А. Богородицкого и Л. В. Щербы . Большое значение имели работы А. И. Томсона («Общее языковедение», 1906). В сов. языкознании разрабатываются проблемы общей и практической фонетики (работы Р. И. Аванесова, Л. Р. Зиндера, М. И. Матусевич, А. А. Реформатского и др).

Лит.: Матусевич М. И., Введение в общую фонетику, 3 изд., М., 1959: Зиндер Л. Р., Общая фонетика, Л., 1960; Essen О. von, Allgemeine und angewandte-Phonetik, 3 Aufl., В., 1962; Abercrombie D., Elements of general phonetics, Edinburgh, 1967; Manual of phonetics, Arnst., 1968; M a Imberg B., La phonetique, P., 1968.

Л. Р. Зиндер.

Словарь лингвистических терминов

фонетика

(греч. phonetike от phone — звук).

1) Раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи. Фонетика историческая. Раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка в ее развитии.

Фонетика общая. Раздел языкознания, изучающий на материале различных языков теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой стороны языка к его грамматической системе. Фонетика описательная. Раздел языкознания, изучающий звуковой строй конкретного языка в синхронном плане.

Фонетика экспериментальная. Изучение звуков речи с помощью инструментальных методов исследования,

2) Артикуляционные (физиологические) и акустические свойства звуков данного языка. Фонетика русского языка. Фонетика французского языка.

Антропологический толковый словарь

фонетика

(греч. phone звук) - в зависимости от контекста: 1) фонетический ряд языка (как сленговое понятие); 2) раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. лингвистических дисциплин, исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений. Поэтому фонетика связана также с нелингвистическими дисциплинами: с анатомией и физиологией речеобразования и восприятия речи, с одной стороны, и с акустикой речи - с другой. Связана с психологией, поскольку речевая деятельность является частью психической деятельности человека.

Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

фонетика

   (греч.). Учение о звуковом составе отдельных языков и о фонетических изменениях (см.) звуков в истории этих языков. Ф. является наиболее разработанным отделом науки о языке. Литература. По сравнительной Ф. индо-европейских языков см. Сравнительное языковедение. По Ф. нынешнего русского языка: 1) Радован Кошутић. Граматика руског језика. 1. Гласови. 1. Општи део. Петрогр. 1920 (на сербском яз.); 2) В. Чернышов. Законы и правила русского произношения. 3 изд. Петрогр. 1915 (элементарное руководство), а также соответствующие отделы в общих руководствах В. А. Богородицкого, В. К. Поржезинского, А. И. Томсона, Д. Н. Ушакова (см. Д. Н. Ушаков. Краткое введение в науку о языке, список пособий). Многими учеными термин Ф. применяется также к акустике и физиологии звуков речи (см.). См. также Экспериментальная Ф.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом фонетика

  • Изучением динамических аспектов синхронии должна заниматься дисциплина, которую он называет исторической фонетикой, а диахроническим аспектом – диахроническая фонетика.
  • Этой задаче я старался служить всеми своими детскими книжками, поскольку фонетика выдвинута в них на первое место (и всякому изменению сюжета соответствует изменение ритма).
  • Если лексикология и грамматика изучают смысловую сторону языка, значения предложений, слов и частей слов, то фонетика имеет дело с материальной стороной языка, с такими его средствами, которые не имеют смыслового значения.
  • Слов нет, тексты нужно читать точно, но история одного этого диспута показывает, что грамматика и фонетика не могут заменить исторической критики.