22 ноября 2024
450 тысяч слов
+27 за сегодня

Значения слова форма

все
Словарь Ушакова
Этимологический Словарь Русского Языка
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Тезаурус русской деловой лексики
Фразеологический словарь русского языка
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Энциклопедия моды и одежды
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Вестминстерский словарь теологических терминов
Толковый переводоведческий словарь
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
Историко-этимологический словарь латинских заимствований
Эстетика. Энциклопедический словарь
Лексикон джаза

Словарь Ушакова

форма

форма, формы, жен. (лат. forma).

1. Наружный вид, внешние очертания предмета. Земля имеет форму шара. Придать изогнутую форму. Дом в форме куба. «Белые, причудливых форм тучки с утра показались на горизонте.» Л.Толстой.

| только мн. Очертания частей тела, фигура. Красавица с пышными формами. У нее роскошные формы.

2. Образец, по которому выделывается какой-нибудь предмет; приспособление для придания предмету тех или иных внешних очертаний (спец.). Форма для шляп.

| Сосуд, полое вместилище, в которое сливается расплавленная или разжиженная масса, приобретающая после застывания, затвердевания очертания вместилища (тех.). Чугунная форма для отливки. Форма для барельефа.

3. Установленный образец чего-нибудь (офиц. канц.). Представить сведения по форме № 1. Заявление написано не по форме. Форма протокола.

| Установленный способ, порядок совершения чего-нибудь (офиц. канц.). По форме снарядили суд, отставку Мишке дали.

4. Однообразная, одинаковая одежда, установленная для военных, для служащих какого-нибудь ведомства, для учащихся какого-нибудь учебного заведения и т.п. Форма обмундирования. Военная форма. Походная форма. Парадная форма. Одет не по форме. Команда футболистов в красивой форме. Форма одежды - сюртук.

5. перен. Внешний, установившийся по традиции шаблон чего-нибудь. Всё это - пустая форма.

| Внешняя видимость, внешность, в противоп. внутреннему содержанию. «Они и теперь еще продолжают протестовать, но делают это вяло, очевидно только ради формы.» Салтыков-Щедрин. По форме правильно, а по существу издевательство.

6. Вид, устройство, тип; структура, конструкция чего-нибудь, характер которой обусловлен содержанием. Форма правления. Организационные формы работы. «Формы буржуазных государств чрезвычайно разнообразны, но суть их одна: все эти государства являются так или иначе, но в последнем счете обязательно диктатурой буржуазии.» Ленин. «...Формы нашего государства меняются и будут меняться в зависимости от развития нашей страны и изменения внешней обстановки.» Сталин. «Советы явились новой революционной формой народного творчества.» История вкп(б). «...Расцвет национальной культуры народов СССР, национальной по форме, социалистической по содержанию...» Сталин. «...дело не только в самих колхозах, как социалистической форме организации, но прежде всего в том, какое содержание вливается в эту форму, - дело прежде всего в том, кто стоит во главе колхозов и кто руководит ими.» Сталин.

7. Внешняя сторона художественного произведения как система художественных средств и приемов (лит., иск.). «Пушкин считал драму высочайшею формою искусства.» Чернышевский. Художественная форма. Сонетная форма стиха. Проблема формы и содержания.

8. Способ внешнего выражения грамматических категорий, взаимоотношений слов в речи и взаимоотношений предложений (линг.). Учение о формах слов. Формы изменения. Формы словосочетаний.

9. Внешний вид, видимость, внешность, ничего не говорящая о внутреннем содержании или даже противоречащая ему. «Крестьянская община была на самом деле удобной формой для прикрытия кулацкого засилия...» История вкп(б).

10. Рама, в которой закреплен типографский набор, а также самый набор в раме (тип.).

11. Деревянная рамка с сетками для зачерпывания бумажной массы при ручной выделке бумаги (тех.).

12. Каждый из элементов пространства: точка, линия, фигура и т.п.

Этимологический Словарь Русского Языка

форма

Немецкое – Form.

Латинское – forma.

Существительное «форма» попало в русский язык либо непосредственно из латинского, либо через западноевропейские языки. В словарях русского языка слово впервые встречается в начале XVIII в. Производные от данного слова стали появляться только во второй половине XVIII в.

Формой может быть «внешнее очертание какого-либо предмета», «некий шаблон, с помощью которого основному предмету придается определенное очертание», а также «одинаковая по покрою и цвету спецодежда».

Производные: форменный, формальный, формировать, формовать.

Энциклопедический словарь

форма
  1. в математике - многочлен от нескольких (m) переменных, все члены которых имеют одну и ту же степень (под степенью одночлена x?y? понимают число n = ?????????). В зависимости от числа m переменных различают бинарные формы (m = 2), тернарные формы (m = 3), а в зависимости от степени n их членов - линейные формы (n = 1), квадратичные формы (n = 2), кубичные формы (n = 3) и т. д. См. также Билинейная форма.
  2. (лат. forma),.. 1) внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета... 2) Внешнее выражение какого-либо содержания (см. Содержание и форма) ...3) Установленный образец чего-либо (напр., написать отчет по форме) ...4) Приспособление для придания чему-либо определенных очертаний (напр., литейная форма) ...5) Одинаковая по цвету и покрою одежда (напр., форма военнослужащих) ...6) Совокупность приемов и изобразительных средств художественного произведения (напр., стихотворная форма).

Словарь Ожегова

форма

ФОРМА, ы, ж.

1. Способ существования содержания (во 2 знач.), неотделимый от него и служащий его выражением. Единство формы и содержания.

2. Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара. Квадратная ф. Предмет изогнутой формы.

3. Совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения. Повествовательная ф. Ф. стиха.

4. В языкознании: материальное выражение грамматического значения. Формы слова. Формы словоизменения.

5. перен. Внешний вид, видимость (как нечто противоречащее внутреннему содержанию, действительности). Удобная ф. для прикрытия чегон. По форме только правильно.

6. Установленный образец чегон. Дать сведения по форме. Готовые лекарственные формы (готовые лекарства).

7. Приспособление для придания чемун. тех или иных очертаний. Литейная ф. Ветчина в форме (спрессованная в таком приспособлении).

8. Одинаковая по покрою, цвету одежда (у военных, у служащих одного ведомства, учащихся). Офицерская ф. Парадная ф. Школьная ф.

9. мн. Очертания частей тела, фигура (разг.). Красавица с пышными формами.

В форме 1) в таком состоянии, что может проявить все свои силы, способности, умение; собран, подтянут. Спортсмен сегодня в хорошей форме; 2) чего, в знач. предлога с род. п., в виде чегон., будучи выражен, оформлен какимн. образом. Доклад в форме тезисов.

| прил. формальный, ая, ое (к 1 спец., 3 и 4 знач.), формовый, ая, ое (к 7 знач., спец.), формовой, ая, ое (к 7 знач.; спец.), форменный, ая, ое (к 6 и 8 знач.) и формный, ая, ое (к 7 знач.; спец.). Формальный анализ. Форменный бланк. Форменная одежда. Формный цех.

Словарь Ефремовой

форма
  1. ж.
    1. Наружный вид, внешние очертания предмета.
    2. :
      1. Установленный образец чего-л.; шаблон.
      2. Сосуд, полая емкость, куда сливается расплавленная или разжиженная масса, приобретающая после застывания или затвердения очертания вместилища.
    3. Устройство, тип, структура, характер которой обусловлен содержанием.
    4. :
      1. Внешняя сторона художественного произведения как система художественных средств и приемов (в литературе и искусстве).
      2. Вид, жанр, разновидность произведений искусства.
    5. Разновидность животного или растительного организма, минерала.
    6. :
      1. перен. Способ проявления какого-л. действия.
      2. Вид, характер заболевания.
    7. :
      1. перен. Установленный порядок совершения чего-л.
      2. Принятые нормы поведения.
    8. Одежда установленного образца (для военных, служащих какого-л. ведомства, учащихся какого-л. учебного заведения и т.п.).
    9. перен. Состояние человека, отражающее степень готовности использовать свои силы, умение, способности.
    10. перен. Внешняя сторона чего-л., не выражающая сути (а иногда и противоречащая ей); видимость чего-л.
  2. ж. Материальное выражение значений грамматических категорий (в лингвистике).
  3. ж.
    1. Любая поверхность с рельефным, углубленным или иным изображением (в полиграфии).
    2. Типографский набор, закрепленный в раму.

Тезаурус русской деловой лексики

форма

Syn: вид, очертание, конструкция, стиль, конфигурация, модель

Фразеологический словарь русского языка

форма

В форме кто - в таком состоянии, которое позволяет полностью проявить свои способности, умение, силы

По всей форме - как полагается

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

форма

   , -ы, ж.

   1. Внешние очертания, наружный вид предмета.

   * Шаровидная форма. *

   2. Устройство, способ организации чего-н.

   * Форма государственного устройства. *

   3. Система художественных средств как способ выражения содержания в искусстве.

   * Романная форма. *

   4. Приём, способ выражения чего-н.

   * Форма отрицания. *

   5. Установленный образец.

   * Форма протокола. *

   6. Одежда, единая по цвету и покрою.

   * Спортивная форма. *

   7. грамм. Средство выражения грамматического значения.

   * Краткая форма прилагательного. *

   ♦ По всей форме. Как полагается

Энциклопедия моды и одежды

форма

   (лат. forma - вид, образ)

   1. Внешний вид, контуры предмета, изделия.

   2. Очертания человеческого тела, фигуры.

   3. Единая по покрою, цвету и др. признакам одежда, установленная для лиц определенных категорий (например, Ф. военнослужащих, железнодорожников, учащихся некоторых училищ и др.).

   4. Установленный образец; строго установленный порядок в чем-л. (способе изготовления, ношении одежды и др.).

   (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

форма

 Форма

 ♦ Forme

   Допустим, перед нами статуя Аполлона. Вслед за Аристоте лем мы можем различить в ней материю (мрамор, из которого она сделана) и форму (ту, которую придал ей скульптор). Мы понимаем, что форма – это цель, к которой стремится труд скульптора (материя – всего лишь вещество, отправная точка) и достигнув которой он останавливается. Но форма является также сущностью, основным качеством. Что это такое? Статуя Аполлона. Из той же глыбы мрамора мы могли сделать совсем другую статую, а могли сделать такую же (в основных чертах) из другой глыбы мрамора, а то и из дерева или бронзы. Таким образом, форма есть одновременно и определяющее и определяемое: то, чем является именно эта статуя, как только она оказалась законченной. Но не потому, конечно, что статую нельзя разбить (определяемое не вечно), а потому, что она достигла своего совершенства или своей энтелехии. В материи она была потенцией; в форме она стала актом.

   Может ли быть форма без материи? Это будет уже не форма, а идея (по-гречески eidos) или Бог. Здесь от Аристотеля мы переходим к Платону, вернее, должны были бы перейти, будь форма чем-нибудь иным, а не абстракцией.

   У Канта форма это то, что формирует, т. е. то, что, исходя из субъекта, организует материю ощущения. Таковы чувственные формы (пространство и время) или формы рассудка (категории). Остается выяснить, существуют ли эти формы независимо от материи, как полагал Кант, или они суть всего лишь следствие способности материи к самоорганизации, проявляющейся в нас. В этой точке берет начало выбор между идеализмом и материализмом, между трансцендентностью формы и имманентностью структуры.

Вестминстерский словарь теологических терминов

форма

 ♦ (ENG form)

 (греч. eidos, лат. forma)

   философский термин, обозначающий видимый образец или организацию материи, отличную, но неотделимую от нее. Совокупно материя и форма образуют субстанцию (Аристотель). Согласно Платону, формы могут существовать независимо от материи.

Толковый переводоведческий словарь

форма

1. Материальное выражение грамматического значения.

2. Способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением.

3. Совокупность приемов в изобразительных средствах художественного произведения.

4. Внешнее очертание, наружный вид предмета.

5. Установленный образец чего-либо.

6. Средство внешнего выражения грамматических категорий, взаимоотношений слов и предложений.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

форма

(от лат. forma)

1) наружный вид, внешнее очертание;

2) способ существования и выражения какого-либо содержания;

3) (в математике) многочлены от нескольких переменных и определенной степени — по числу переменных различают бинарные формы (для двух), тринарные формы (для трех) и т. д., по степени различают линейные формы (для степени 1), квадратичные (для 2), кубичные (для 3) и т. д. формы.

Историко-этимологический словарь латинских заимствований

форма

   1) Внешнее очертание, наружный вид предмета;

   2) мн.ч. очертания человеческого тела, фигуры (обычно женской);

   3) способ существования и выражения какого-л. содержания;

   4) структура чего-л.; система, организация чего-л.;

   5) установленный образец чего-л., шаблон;

   6) единая по цвету, покрою одежда установленного образца;

   7) перен. видимость чего-л., формальность;

   8) совокупность изобразительных средств художественного произведения;

   9) приспособление, устройство в различных отраслях промышленности, в каком-л. производстве для получения соответствующей продукции;

   10) лингв. средство внешнего выражения грамматических категорий, взаимоотношений слов и предложений;

   11) мат. многочлен от нескольких переменных, все члены которых имеют одну и ту же степень.

    лат. forma «1) форма, вид, образ, облик; 2) литера, рисунок буквы; 3) наружность, внешность; 4) устройство, организация; 5) форма, чекан; 6) грам. форма слова». Заимств. из польск. forma XVII в. в значениях «литейный слепок» (Фасм., IV, 203), а также «форма, образ, вид».

   Впервые фиксируется в Лекс. Полик. (144) в значении «вид». В значении «правило судопроизводства» слово форма начинает применяться при оформлении судебных документов во второй трети XVIII в. (KC XVIII). Приводится в Сл.Кург. (413). в значениях «образ, вид, начертание, пример, стать». См.: Веселитский, 1964, 206.

   С первой трети XIX в. слово форма широкоупотребительно в админи-стративно-деловой сфере – так называется «определенный порядок», а также «установленная правительством одежда для должности или ведомства» (Сл.Даля1, IV, 490).

   В значении «совокупность приемов и изобразительных средств художественного произведения» слово форма получает распространение во второй трети XIX в., напр.: «В былое время на первом плане была форма; читатели восхищались совершенством внешней техники и вследствие этого безусловно предпочитали стихи прозе» (Писарев. Реалисты, 154). Значение впервые фиксируется в Сл.Ушак. (IV, 1100-1101).

   В конце XIX в. из фр. forme было воспринято значение «типографский шрифт» (Rob., 808-809), а из нем. Form был, по-видимому, заимствован лингвистический термин форма. Оба значения приводятся в Сл.Ушак. (IV, 1101).

   Сдвиг смысла в сторону значения «видимость, формальность» произошел во второй половине XIX в. Отмечается у Ушак. (IV, 1101).

   ║ Форменный. Образовано при помощи суф. -н- (Сл.Сокол., II, 1633).

   ║ Форменно. Образовано при помощи суф. -о (CA 1847, IV, 391). формировать

   1) Придавать определенную форму, вид, законченность, порождать;

   2) образовывать, составлять.

    лат. formare 1) придавать форму, образовывать; 2) устраивать, организовывать. Заимств. из нем. formieren «набирать войско» в том же знач. (Fremdwörterbuch, 253), а также «формировать, образовывать», фр. former. Впервые приводится в Сл.Кург. (413). Ср.: БАС, XVI, 1501. В смысле «придавать форму» встречается с первой половины ХIХ в. Фиксируется в Сл.Ушак. (IV, 1103).

Эстетика. Энциклопедический словарь

форма

   философско-эстетическая категория, обозначающая: 1) внешнюю определенность вещи и наблюдаемые признаки ее существования, отвечающие художественноэстетическим критериям и служащие предметом эстетических оценок; 2) активную творческую силу сверхфизического характера, организующую ту материю, из которой состоит вещь, а также те пространственно-временные параметры, в которые она вписывается. Второе понимание формы идет от Аристотеля, который рассматривал ее как одно из причинных начал, без которого материя пребывает в состоянии потенциального «сырья» и которая обеспечивает возникновение и существование конкретных вещей. Существует система форм. Так, внешняя форма удерживает содержание в пределах определенной структуры и не позволяет ему «рассыпаться» на составляющие элементы, ничем между собой не связанные. Внутренняя форма привносит в содержание, уже организованное внешней формой, те характерные смысловые, ценностные оттенки, которые делают данное содержание неповторимым. Над бесчисленным разнообразием земных, внешних и внутренних, форм довлеет высшее начало, которое преобразовало хаос в космос, сотворило миропорядок, облекло все сущее в формы различной степени сложности. Практически в каждой значительной философской системе присутствует такое первоначало, играющее роль пер- воформы, организовавшей земную материю. Поскольку в бытии всегда присутствует возможность небытия и любая конкретная структура рано или поздно распадается, можно утверждать, что порядок чреват хаосом, подобно тому как жизнь всегда чревата смертью. Хаос - это отсутствие структурности, рассеянность, безмерность. В мифологии хаосом издавна принято именовать некое неразличимое в себе, внутренне недифференцированное. неструктурированное первоначало бытия, выступающее как аморфная, неустойчивая стихия. Хаос либо предшествует порядку, либо возникает в результате разрушения существующего порядка. В столкновениях своих стихий он несет огромную потенциальную энергию, способную при определенных условиях воплотиться, оформиться в конкретные структуры. Упорядоченность представляет собой способ и форму существования организованных структур, внутренне уравновешенных целостностей. Являясь качеством системы, формальная упорядоченность предполагает бесконечное множество своих степеней, каждая из которых находится на определенном удалении от противоположных полюсов хаоса и гармонии. Гармоничность - это состояние целого, когда все его элементы приходят в такое соотношение друг с другом, при котором система достигает высокой степени совершенства, функциональной эффективности и продуктивности. В условиях гармоничной оформленности все часто целого существуют максимально полноценно, образуя не внешнее соединение противоположностей, а их слияние в конкретное, органичное тождество, когда устраняются резкие различия и контрасты между ними. В духовной жизни особой областью, специально культивирующей, намеренно и успешно формирующей гармоничные связи, является искусство. Оно как бы для того и предназначено, чтобы напоминать людям, что кроме пугающего хаоса и размеренного, но порой бездушного порядка, существует высший мир прекрасных форм, отвечающих критериям гармони и совершенства.

   Для греков одним из главных мифологических образов, олицетворяющих формообразующее начало цивилизованного порядка, был бог света, соразмерности и гармонии Аполлон. Поклоняясь ему, эллины высоко ценили принцип меры как высшее проявление оформленности и как важнейшее условие упорядоченности и гармоничности любого, жизненного или художественного, материала. Сентенции Гесиода в поэме «Труды и дни» свидетельствуют о том, что этот принцип служил важным нормативным инструментом в формировании культурного сознания:

   Меру во всем соблюдай

   И дела свои вовремя делай...

   ...Меру в словах соблюдешь

   И всякому будешь приятен.

   Через образ Аполлона в представлениях мифологического сознания происходило самоуяснение необходимых смысловых оттенков проблем формы, упорядоченности, соразмерности, гармоничности. Аполлон виделся как сила, способная воссоединять и оформлять то, что разрозненно, согласовывать то, что противоречит друг другу, конфликтует между собой. Он символизировал способность утихомиривать бушующий дионисийный хаос внутри человека, подчинять его инстинкты и страсти началам законосообразности. К нему взывали греки, когда испытывали насущную потребность в авторитетном формообразующем, дисциплинарном начале. Внося начала формы, меры и гармонии во все проявления человеческой натуры от повседневного поведения до высших разновидностей художественного творчества, Аполлон нес в себе могучую энергию принудительного воздействия, энергию долженствования. Когда один из крупнейших культурологов XX в. О. Шпенглер назвал душу античной культуры аполлоновской, это было во многом верно и с этим, казалось бы, невозможно спорить. Но если бы кто-то взялся утверждать, что и душа античного человека была аполлоновской, подобное суждение было бы ошибочным. Душа древнего эллина была в равной степени и аполлоновской, и дионисийной. Она словно состояла из двух чаш весов, где аполлоновское влечение к форме, упорядоченности и гармоничности пребывало в отношениях динамически-противоречивой уравновешенности с дионисийным влечением к хаосу. Строго говоря, вся греческая культура тоже не была целиком аполлоновской. В поэзии, драматургии, философии диоиисийство присутствовало в значительной степени. Влечение к хаосу явственно ощущается во многих сценах трагедий Софокла, в философских выступлениях софистов и циников. Другое дело, что общая устремленность культуротворческой активности греков такова, что оформленность, упорядоченность, соразмерность, красоту и совершенство они ценили несравнимо выше, чем бесформенность, беспорядок и дисгармоничность. Собственное бессознательное влечение к хаосу они воспринимали как изначальную данность и неизбежность, с существованием которой надо смириться, отведя ей определенное место в собственной жизни. Любовь же к высшим проявлениям оформленности жизненного и художественного материала, каковыми выступают красота и гармония, страстное влечение к ним были тем, что возвышало эллинский дух, наполняло жаждой творчества, придавало особый смысл всем его устремлениям.

   В эстетическом сознании представления о форме неразрывно связаны с характеристиками содержания. С помощью этих категория характеризуется художественное произведение. Связь между ними проявляется следующим образом:

   • эстетическая форма выступает в качестве организующего принципа, упорядочивающего то или иное содержание, придающего ему определенную внешнюю кон- фигуративность и способность отвечать критериям художественности;

   • форма не существует в отрыве от содержания; содержание воспринимается только через форму; каждая попытка рассматривать их по-отдельности имеет, как правило, характер условного аналитического приема. Понятие формы - абстракция достаточно высокого, философского порядка, которая в художественно-эстетическом контексте обретает вид таких конкретных эстетических категорий, как жанр, стиль, композиция, ритм и т. д.

   ◘ Лит.: Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. - Л., 1971; Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Он же. Вопросы литературы и эстетики. - М. 1975; Гачев Г. Д. Содержательность художественной формы. - М., 1968; Григорьев М. С. Форма и содержание литературно-художественного произведения, - М., 1929; Виноградов И. И. Проблемы содержания и формы литературного произведения. - М., 1958.

Лексикон джаза

форма

Form

построение, структура музыкального произведения, соотношение его частей, определяемое характером изложения и развития мелодико-тематического материала, особенности ритма, гармонии и т.п. В джазе в этом своем значении форма не подверглась эволюции. Наиболее типичная форма джазовой музыки - тема с вариациями.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово форма может быть

Предложения со словом форма

  • В пункте 13 названного Положения также предусмотрено, что в зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты (в письме Минфина России от 7 октября 2003 г.
  • Так как рассмотренная здесь непосредственная форма обращения всегда телесно противопоставляет друг другу товар и деньги – первый на полюсе продажи, вторые на противоположном полюсе купли, – то масса средств обращения, необходимых для процесса обращения товаров, уже определена суммой цен последних, В самом деле, деньги лишь представляют собой реально ту сумму золота, которая идеально уже выражена в сумме цен товаров.
  • Так как рассмотренная здесь непосредственная форма обращения всегда телесно противопоставляет друг другу товар и деньги – первый на полюсе продажи, вторые на противоположном полюсе купли, – то масса средств обращения, необходимых для процесса обращения товаров, уже определена суммой цен последних, В самом деле, деньги лишь представляют собой реально ту сумму золота, которая идеально уже выражена в сумме цен товаров.
  • В справочнике вы найдете исчерпывающую информацию и о самых новых, и о давно известных лекарствах (более 1500 наименований), а главное, сможете выбрать оптимальное фармакологическое средство.