ср. нескл.
см. фортепиано.
(итал. fortepiano, от forte - громко и piano - тихо), общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в нач. 18 в. Появление современного типа фортепьяно - с т. н. двойной репетицией - относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства - 19-20 вв.
(итал. fortepiano, от forte √ громко и piano √ тихо), струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент. Сконструирован в 1709√11 в Италии Б. Кристофори, изобретателем ударной фортепьянной механики. В Ф. звук, в отличие от звука клавесина , извлекался не щипком, а ударом о струны деревянных молоточков, обтянутых фильцем (специальный войлок), что дало возможность получать звуки большей длительности, а также различной силы √ от очень тихих до очень громких (отсюда название Ф.). К концу 18 в. Ф. вытеснило клавесин и клавикорд . Непрерывное усовершенствование Ф. (особенно во 2-й четверти 19 в.) было обусловлено новыми эстетическими требованиями, возникшими в связи с высоким развитием в это время пианизма . Во 2-й половине 18 в. созданы 2 основных вида механики √ с непосредственно соединённым с клавишей и с отъединённым от неё молоточком (т. н. венской и англ.); начала применяться репетиция , позволившая развивать виртуозную технику игры. Параллельно совершенствовался механизм педалей, которые дали возможность ослаблять (левая) или продлевать звучание, одновременно обогащая его призвуками (правая). Менялась форма (вместо угловатых √ округлые очертания), улучшалась конструкция инструмента √ деревянная рама стала укрепляться металлическими распорками, затем была введена чугунная рама и перекрёстное расположение струн, усиливалось их натяжение, способствовавшее увеличению силы и улучшению качества звучания. Имеет струны, издающие до 90 и более звуков хроматического (см. Хроматизм ) звукоряда. Диапазон расширился, у современных фортепьяно он достигает 71/4 октавы ( ля субконтроктавы √ до пятой октавы). Богатые выразительные возможности и способность воспроизводить многоголосную музыку сделали Ф. универсальным инструментом √ сольным, ансамблевым, аккомпанирующим, иногда оркестровым. Для Ф., важнейшего (наряду с органом и скрипкой) музыкального инструмента, создана богатейшая музыкальная литература крупнейшими композиторами 18√20 вв. Разновидности Ф. √ пианино и рояль .
Лит.: Зимин П., Фортепиано в его прошлом и настоящем, М., 1934; Closson. Е., Histoire du piano, Brux., 1944; Hirt F. J., Meisterwerke des Klavierbaus..., 1440 bis 1880, Olten, 1955.
, -а, ср.
Ударноклавишный струнный музыкальный инструмент.
* Звуки фортепьяно. *
|| прил. фортепьянный, -ая, -ое.
* Фортепьянный концерт. *