форштевень, форштевня, муж. (голланд. voorsteven,) (мор.). Носовая оконечность судна, являющаяся продолжением киля. «Бугшприт сломан у самого форштевня.» Станюкович.
м.
Крайний носовой брус, заканчивающий корпус судна.
(голл. voorsteven), брус по контуру носового заострения судна; в нижней части соединен с килем.
(голл. voorsteven, от voor √ впереди и steven √ штевень, стояк), прочный брус по контуру носового заострения, на котором замыкается наружная обшивка набора корпуса судна . В нижней части Ф. соединяется с килем. На стальных судах Ф. кованый, литой или сварной; на деревянных судах Ф., обычно составленный из нескольких частей, оковывается стальной полосой.
или фор-штевень — брус, образующий носовую оконечность судна; в деревянных кораблях составляет продолжение киля, соединяясь с последним замками, как и киль; состоит из нескольких частей (у больших судов, где его нельзя выделать из одной штуки дерева). На металлических судах представляет собой или полосу, или массивную литую или кованную часть.
деревянная или стальная балка в носу корабля, на которой закреплена наружная обшивка носовой оконечности корпуса и которая в нижней части переходит в киль. Для многих классов кораблей характерен определенный наклон форштевня. Так сухогрузные суда начала века имели вертикальный форштевень, у крейсеров и эсминцев форштевень имеет наклон от 55 до 75°, у современных пассажирских лайнеров изогнутая форма. Форштевень ледоколов (как правило, литая, стальная балка с желобом в передней части, исключающим сползание ледокола в сторону) имеют наклон, обеспечивающий вползание ледокола на льдину под действием винтов.
брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части).