(Фотин, Фот, Фотей и Фатей)
Светлый (греч.).
19 (6) февраля – святитель Фотий, патриарх Константинопольский.
7 марта (22 февраля) – мученик Фотин воин.
18 (5) марта – мученик Фотий.
2 апреля (20 марта) – мученик Фотин (известен также под именем Виктор).
6 июня (24 мая) – мученик Фотин.
9 июня (27 мая) – святитель Фотий, Московский и всея России чудотворец (Рус.) (перенесение мощей).
19 (6) июня – преподобный Фотий.
2 (15) июля – Святитель ФОТИЙ, митрополит КИЕВСКИЙ.
22 (9) августа и 25 (12) августа – мученик Фотий.
10 ноября (28 октября) – мученик Фот.
(ок. 820 - ок. 891)
константинопольский патриарх, один из образованнейших людей своего времени. Составил «Лексикон», содержащий ок. 800 статей с объяснением знач. слов, приложением редких синонимов и фразеолог. материала, и «Библиотеку» (или «Мириобиблион»), в к-рой излагаются содержание, отрывки и крит. замечания о 280 ныне б. ч. утерянных произв. др.-гр. прозы.
Соч.: Памятники византийской литературы IX - XII вв. М., 1969.
Лит.: Фрейберг Л. А., Попова Т. В. Византийская литература эпохи расцвета. IX - XI вв. М., 1978.
Ц.К.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
выдающийся византийский политический деятель, писатель, дипломат, идеолог ромейской аристократии и высшей церковной знати. В 858 году, после низложения патриарха Игнатия был избран константинопольским патриархом, что послужило поводом к обострению церковно-политической борьбы. Игнатиане, выражавшие интересы константинопольского чиновничества и монашества, искали поддержки у римских пап, тогда как Фотий в интересах знати осуществлял активную внешнюю политику, которая привела к разрыву с Римом. Император Василий I, стремившийся в начале своего правления к союзу с папством, в 867 году вернул патриаршество Игнатию. Однако союз с папством оказался недолговечным. Уже в 70-е годы Фотий был возвращен из ссылки и назначен воспитателем детей василевса, а после смерти Игнатия вновь занял патриарший престол (877-886 гг.).
(ок.810 - ок.897) - крупный богослов и церк. деятель Византии, одна из самых блистательных личностей на патриаршем троне Константинополя (858-867 и 877-886). Занимал видные посты при дворе императора Михаила III (842—867), участвовал в посольстве к арабам. Ф. выражал интересы высших церк. кругов, тесно связанных со светской провинциальной аристократией. Он одним из первых среди визант. патриархов начал борьбу против главенства императора над церковью, открыто выступал с идеей равенства светской и духовной властей, за что поплатился саном (в 886 г. Ф. был низложен императором Львом VI и умер в ссылке). Ф. проводил широкую миссионерскую деятельность и способствовал, вопреки папству, распространению православия среди славян, народов — в Болгарии, Моравии, сербских княжествах и на Руси. При Ф. с особой силой проявились полит, и догматич. разногласия с рим. престолом, что явилось как бы прелюдией к разделению церквей.
Ф. сочетал служение церкви с плодотворной деятельностью мецената, поклонника и знатока ант. культуры. Автор «Мириобиблиона» («Множество книг»), где рассматривается творчество 280 ант. и ранневизант. писателей с обширными цитатами из оригиналов (многие ныне утраченные сочинения ант. авторов дошли до нас именно благодаря сохранившемуся труду Ф). Ф. — автор сочинений по философии, богословию, церк. праву. Ему принадлежат многочисленные проповеди и письма по вопросам церк. догматики и полемики, но в некоторых из них даны важные сведения по внутренней и внешнеполит. истории Византии.
Лит.: Каждан АЛ. Социальные и политические взгляды Фотия // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. 2. М.; Л., 1958; Культура Византии. Вторая половина VII—XII в. М., 1989; Рассейкин Ф.М. Первое правление Фотия патриарха константинопольского. Сергиев-Посад, 1915.