фрейдизм, фрездизма, мн. нет, муж. (книж.). Идеалистическая буржуазная теория в психологии и психопатологии, считающая главным двигателем человеческого поведения биологические инстинкты и игнорирующая социальные, классовые условия жизни людей. (По имени австрийского врача Фрейда.)
общее обозначение философско-антропологической и психологической концепции З. Фрейда и всей совокупности развившихся на ее основе учений и школ. Фрейдизм следует отличать от психоанализа как конкретного метода исследований бессознательных психических процессов, принципам которого фрейдизм придавал универсальное значение. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, фрейдизм стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений (полового влечения - у Фрейда, стремления к самоутверждению - у Ф. Адлера и т. п.). См. также Неофрейдизм.
м.
Учение психолога и психиатра З. Фрейда, предлагающего психоанализ как метод
лечения психических заболеваний.
☼ учение австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (Freud, 1856-1939 гг.), создателя психоанализа как метода лечения психических заболеваний; ключевые теоретические положения психоанализа были преобразованы Фрейдом в концепцию бессознательного и скрытых, подавленных влечений человека, главным образом сексуальных; эта концепция легла в основу философских, исторических, психологических исследований Фрейда и его многочисленных последователей.
............
☼ общее обозначение философско-антропологической и психологической концепции З. Фрейда и всей совокупности развившихся на этой основе учений и школ. Исходя из учения З. Фрейда о бессознательном, фрейдизм стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений (прежде всего полового влечения).
♦ (ENG Freudian)
идеи, содержащиеся в учении Зигмунда Фрейда (1856-1939). Они критиковались, отвергались, изменялись и развивались, в том числе и феминистскими авторами (см. Феминизм).
общее название различных школ и течений философско-антропологического и психологического типов, стремящихся применить учение Зигмунда Фрейда для объяснения явлений, относящихся к человеку, обществу и культуре. Согласно Фрейду, основу бессознательного составляют сексуальные инстинкты (либидо), обусловливающие не только большинство психических действий человека, но и все исторические события и общественные явления: извечные конфликты в глубинах психики человека становятся причиной и содержанием (часто скрытым от непосредственного осознания) морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т. д. В 30-х годах XX века благодаря Э. Фромму, В. Райху и др. возник неофрейдизм, который, сохранив основу рассуждений и логику Фрейда, отказался видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку.