халиф и калиф, халифа, муж. (араб. halifa - наместник) (ист.). Титул верховного главы мусульман, совмещавшего светскую и духовную власть, как преемник Магомета, в государствах арабов до 13 века.
| Титул египетского, а затем турецкого султана, как духовного главы всех мусульман.
(араб.) (устар. - калиф), в ряде стран мусульманского Востока титул верховного правителя, соединявшего духовную и светскую власть. В Турции (только как духовный глава мусульман) сохранялся до 1924.
ХАЛИФ, а, м. В мусульманских странах в феодальную эпоху: верховный правитель и религиозный глава, а также титул египетского и турецкого султанов; лицо, имеющее этот титул.
• Халиф на час (книжн.) то же, что калиф на час.
| прил. халифский, ая, ое.
(из араб. "халифе" = "наместник", "заместитель") — так называются и преемники Мохаммеда (см.) в его духовной и политической власти над мусульманами (османский султан — тоже X.), и викарии шейхов в мусульманских сектах (напр., исмаилитской) и дервишеских орденах, даже помощники директоров какого-нибудь чиновнического бюро (по народно-тур. произношению — "калф á").
А. Е. К.
Халиф на час ирон. - о человеке, наделенном или завладевшем властью на короткое время
Продолжатель чьего-либо дела, наследник, спутник, заместитель. У арабов: титул государя, являвшегося также духовным главой мусульман и почитавшегося в качестве преемника пророка Мухаммета.
(калиф)
м титул верховного главы мусульман; халифат и калифат, м государство, возглавляемое халифом; халифский, прил. относ. Толль, 1864 халифат; Ушаков, 4, 1131 халиф и калиф, ар. halifa наместник (Сл. Акад., 1965, 17, 18). Тур. halife из ар. халиф; halife-ci из ар.-тур. сторонник халифата; halifelik из ар.-тур. халифат (Магазаник, 1945, 229); аз. хэлифэ халиф, хэ-лифэлик халифат (Аз.-рус. сл., 1941, 317).
тот, кто приходит после кого-то и представляет его. Во множественном числе хулафа. Это официальный титул руководителя исламского государства (См. Халифат). Халиф являлся представителем пророка Мухаммада, имамом всех мусульман, хранителем и исполнителем законов Аллаха на земле. Он обеспечивал функционирование всех государственных органов в соответствии с законами шариата. В его обязанности входило поддержание законности в стране, охрана границ государства, создание всех необходимых условий для нормальной жизнедеятельности граждан, сохранность их имущества.
В соответствии с положениями суннитского Ислама, халифом может быть человек, который обладает следующими качествами:
1. Быть мусульманином;
2. Быть мужчиной;
3. Быть в здравом рассудке;
4. Быть справедливым;
5. Хорошо знать все религиозные предписания и быть способным выносить необходимые жизненно важные решения;
6. Основные органы жизнедеятельности должны быть здоровыми;
7. Необходимо умение справляться с любыми опасностями;
8. Необходимо быть курайшитом. Однако если у курайшита нет всех описанных выше необходимых качеств, то позволительно сделать халифом представителя других арабских племен. А если нет достойного араба, то можно сделать халифом любого мусульманина, независимо от нации.
Обладающему всеми этими качествами человеку, народ обязан подчиниться. Отказ от подчинения может иметь только в самых крайних случаях, например, если халиф отступит от Ислама. В мусульманском обществе не может быть двух и более халифов. Если такое имеет место, то истинным халифом следует считать того, что был избран первым. Первыми халифами после пророка Мухаммада были Праведные халифы (См. Абу Бакр ас-Сиддик, Омар ибн Хаттаб, Осман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб). После этого Халифат стал монархией (См. Омейяды и Аббасиды). Шииты признают истинными халифами (имамами) только 4-го халифа Али и его потомков. В суфизме халиф - это прямой преемник основателя ордена или его ветви. Суфийским халифам шейхи тарикатов дают разрешение (иджаза) на руководство определенной частью своих последователей.
(от араб., халифатрасул Аллах — наместник посланника Бога) — духовный глава мусульман и светский правитель арабо-исламского государства (халифата). Титул х. получил уже первый преемник пророка Мухаммеда (основателя ислама и единого арабского государства) Абу Бекр. Первые халифы либо избирались (Абу Бекр, Осман, Али), либо назначались предшественником (Омар). С 660 г. в Араб, халифате правили династии халифов — сначала Османов (660—750), затем Аббасидов (750-1258). В 945 г. столица Аббасидов Багдад была захвачена Бундами, и аббасидские халифы лишились светской власти. В 1258 г. захватившие Багдад монголы казнили последнего х. из династий Аббасидов, и мусульманский мир лишился своего единого духовного владыки. Однако и до этого не все мусульмане признавали омейядских и аббасидских халифов своими правителями. Шииты, отколовшиеся от ортодоксального ислама в сер. VII в., считали своими духовными владыками имамов (потомков Али). Титул х. носили с 929 г. правители араб. Кордовского государства на Пиренейском п-ове, а также правившие Египтом Фатимиды, хотя за пределами этих государств мусульмане не признавали их высшими духовными авторитетами.
Лит.: Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории (600-1258). М., 1988.
(араб.) (устар. калиф)
в ряде стран мусульманского Востока титул верховного правителя, соединявшего духовную и светскую власть. В Турции (только как духовный глава мусульман) сохранялся до 1924.