ханты, хантыйский. см. хантэ, хантэйский.
(устаревшее название - остяки), народ в Ханты-Мансийском (11,2 тыс. человек) и Ямало-Ненецком (6,5 тыс. человек) а. о. и Томской обл. Всего в Российской Федерации 22,3 тыс. жителей. Язык хантыйский. Верующие - православные.
ХАНТЫ.
1. ханты, ов, ед. ханты, нескл., м. и ж. Народ, живущий в Тюменской области (в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком округах) и в Томской области (прежнее название остяки).
2. неизм. Относящийся к этому народу, к его языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к территории его проживания, её внутреннему устройству, истории; такой, как у хантов.
| прил. также хантыйский, ая, ое.
представители древнего народа, родственного манси (см.), населяющие районы Западной Сибири по Оби и ее притокам.
Ханты отличаются практическим складом ума, большой сообразительностью, трудолюбием, выдержкой и выносливостью, художественными способностями.
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)
(самоназв. хантэ, кантах - чел.; устаревшее рус. назв. - остяки), народ угорской группы ур. яз. семьи. Проживают в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком авт. окр. Тюменской обл., а также в Томской обл. Числ. 22,5 тыс. чел. (1989). Делятся на три этнографические группы: сев., юж. и вост. Сев. Х. живут по Нижней Оби с притоками Полуй, Собь, Войкар, Сыня, Куноват, Казым; вост. - по Ср. Оби с притоками Пим, Аган (с Тромъеганом), Вах, Васюган, Юган, Салым; юж. - по Нижнему Иртышу с притоками Конда, Демьянка и Оби в р-не устья Иртыша. Яз. Х. относится к обско-угорской группе финно-угорских яз., характеризуется большой диалектной раздробленностью. Черты традиционной культуры и яз. сохраняют сев. и вост. Х., юж. Х. слились с рус. нас. Родственны и близки по культуре манси.
По происхождению Х. связаны с племенами древних угров, продвинувшимися в эпоху бронзы (бронз. в.) из лесостепной и степной зон У. на С. и ассимилировавшими аборигенное охотничье-рыболовческое нас. таежной зоны Зап. Сибири.
Этногенез Х. завершился к нач. II тыс. н.э. В процессе ист. развития Х. взаимодействовали с соседними народами: ненцами, селькупами, коми, манси, татарами, рус. Вследствие миграций происходило смешение отд. групп Х. между собой. В "Повести временных лет" (XII в.) Х. упоминаются наряду с манси под именем "югра". Термин "остяки" появился в рус. письменных источниках в XVI в.
Традиционное х-во Х. было комплексным, мн. его черты сохраняются до наст. времени. Х. занимаются рыболовством, охотой, оленеводством. Рыболовство доминирует по берегам Оби и низовьям притоков, охотничий промысел преобладает по ср. и верхнему течению притоков. Повсеместно практикуется сезонная летняя ловля рыбы на Оби. Наиб. древним традиционным способом является лов рыбы с использованием заграждений из кольев и прутьев, шир. применяются плетеные ловушки, сети, невода. Охотничий промысел вкл. добычу мясных и пушных животных, пушная охота издавна имеет товарное значение. У самых сев., нижнеобских Х., гл. отраслью х-ва является оленеводство. Остальные группы содержат по неск. десятков голов оленей для транспортных целей. У юж. Х. распространено жив-во, содержат лошадей, коров, овец.
В мат. и духовной культуре Х., восходящей к далекому прошлому, наиб. сильны разл. между сев. и вост. группами Х. Для каждого времени г. у Х. имелось сезонное пос. и жилище. Осн. транспортными средствами (средства передвижения) летом служили лодки, зимой - лыжи и нарты. В сер. II тыс.н.э. у Х. существовали "княжества" - Кодское, Обдорское, Казымское, Белогородское, Бардаковское. "Княжества" вкл. неск. "городков" - военно-оборонительных, адм.-полит., торг., культово-ритуальных ц. общин. В XVII-XIX вв. осн. элементами соц. орг-ции у Х. были волость, община-пос., семья. Промысловые угодья находились как в семейной, так и в общинной собственности.
Для религиозно-мифологической картины мира Х. характерно представление о трехчастном делении мира в вертикальном плане. Гл. в пантеоне божеств были Торум, Калтась, Куль. В нач. XVIII в. началась христианизация Х., однако православие получило формальное распространение. У Х. до XX в. сохранялись языческие верования, было распространено шаманство. Почитались нек-рые виды животных, птиц, особенно - медведь, в честь к-рого проводились спорадические и периодические медвежьи праздники. Самобытная культура Х. находит яркое выражение в фольклоре (в декоративно-прикладном и муз.-песенном иск-ве).
Лит.: Соколова З.П. Ханты // Вопросы истории, 1971. № 8; Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992.
Мартынова Е.П.