23 ноября 2024
450 тысяч слов
+9 за сегодня

Значения слова ханты

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Этнографический Словарь
Уральская Историческая Энциклопедия

Словарь Ушакова

ханты

ханты, хантыйский. см. хантэ, хантэйский.

Энциклопедический словарь

ханты

(устаревшее название - остяки), народ в Ханты-Мансийском (11,2 тыс. человек) и Ямало-Ненецком (6,5 тыс. человек) а. о. и Томской обл. Всего в Российской Федерации 22,3 тыс. жителей. Язык хантыйский. Верующие - православные.

Словарь Ожегова

ханты

ХАНТЫ.

1. ханты, ов, ед. ханты, нескл., м. и ж. Народ, живущий в Тюменской области (в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком округах) и в Томской области (прежнее название остяки).

2. неизм. Относящийся к этому народу, к его языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к территории его проживания, её внутреннему устройству, истории; такой, как у хантов.

| прил. также хантыйский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

ханты
  1. мн. нескл.
    1. Народность угро-финской языковой группы, живущая в Ханты-Мансийский и Ямало- Ненецком автономных округах и в Тюменской области.
    2. Представители этой народности.
  2. м. и ж. нескл. см. ханты (1*2).

Этнографический Словарь

ханты

представители древнего народа, родственного манси (см.), населяющие районы Западной Сибири по Оби и ее притокам.

Ханты отличаются практическим складом ума, большой сообразительностью, трудолюбием, выдержкой и выносливостью, художественными способностями.

(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)

Уральская Историческая Энциклопедия

ханты

(самоназв. хантэ, кантах - чел.; устаревшее рус. назв. - остяки), народ угорской группы ур. яз. семьи. Проживают в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком авт. окр. Тюменской обл., а также в Томской обл. Числ. 22,5 тыс. чел. (1989). Делятся на три этнографические группы: сев., юж. и вост. Сев. Х. живут по Нижней Оби с притоками Полуй, Собь, Войкар, Сыня, Куноват, Казым; вост. - по Ср. Оби с притоками Пим, Аган (с Тромъеганом), Вах, Васюган, Юган, Салым; юж. - по Нижнему Иртышу с притоками Конда, Демьянка и Оби в р-не устья Иртыша. Яз. Х. относится к обско-угорской группе финно-угорских яз., характеризуется большой диалектной раздробленностью. Черты традиционной культуры и яз. сохраняют сев. и вост. Х., юж. Х. слились с рус. нас. Родственны и близки по культуре манси.

   По происхождению Х. связаны с племенами древних угров, продвинувшимися в эпоху бронзы (бронз. в.) из лесостепной и степной зон У. на С. и ассимилировавшими аборигенное охотничье-рыболовческое нас. таежной зоны Зап. Сибири.

   Этногенез Х. завершился к нач. II тыс. н.э. В процессе ист. развития Х. взаимодействовали с соседними народами: ненцами, селькупами, коми, манси, татарами, рус. Вследствие миграций происходило смешение отд. групп Х. между собой. В "Повести временных лет" (XII в.) Х. упоминаются наряду с манси под именем "югра". Термин "остяки" появился в рус. письменных источниках в XVI в.

   Традиционное х-во Х. было комплексным, мн. его черты сохраняются до наст. времени. Х. занимаются рыболовством, охотой, оленеводством. Рыболовство доминирует по берегам Оби и низовьям притоков, охотничий промысел преобладает по ср. и верхнему течению притоков. Повсеместно практикуется сезонная летняя ловля рыбы на Оби. Наиб. древним традиционным способом является лов рыбы с использованием заграждений из кольев и прутьев, шир. применяются плетеные ловушки, сети, невода. Охотничий промысел вкл. добычу мясных и пушных животных, пушная охота издавна имеет товарное значение. У самых сев., нижнеобских Х., гл. отраслью х-ва является оленеводство. Остальные группы содержат по неск. десятков голов оленей для транспортных целей. У юж. Х. распространено жив-во, содержат лошадей, коров, овец.

   В мат. и духовной культуре Х., восходящей к далекому прошлому, наиб. сильны разл. между сев. и вост. группами Х. Для каждого времени г. у Х. имелось сезонное пос. и жилище. Осн. транспортными средствами (средства передвижения) летом служили лодки, зимой - лыжи и нарты. В сер. II тыс.н.э. у Х. существовали "княжества" - Кодское, Обдорское, Казымское, Белогородское, Бардаковское. "Княжества" вкл. неск. "городков" - военно-оборонительных, адм.-полит., торг., культово-ритуальных ц. общин. В XVII-XIX вв. осн. элементами соц. орг-ции у Х. были волость, община-пос., семья. Промысловые угодья находились как в семейной, так и в общинной собственности.

   Для религиозно-мифологической картины мира Х. характерно представление о трехчастном делении мира в вертикальном плане. Гл. в пантеоне божеств были Торум, Калтась, Куль. В нач. XVIII в. началась христианизация Х., однако православие получило формальное распространение. У Х. до XX в. сохранялись языческие верования, было распространено шаманство. Почитались нек-рые виды животных, птиц, особенно - медведь, в честь к-рого проводились спорадические и периодические медвежьи праздники. Самобытная культура Х. находит яркое выражение в фольклоре (в декоративно-прикладном и муз.-песенном иск-ве).

   Лит.: Соколова З.П. Ханты // Вопросы истории, 1971. № 8; Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992.

   Мартынова Е.П.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом ханты

  • ханты-мансийский период Собянина Петрушин был начальником окружного ФСБ, затем, вскоре после выборов, стал заместителем начальника управления ФСБ по Тюменской области.
  • Татьяна была из местных, которых советская власть почему-то переименовала из остяков в национальность ханты.
  • Их снимало местное телевидение, о них писали во всяких «ханты-мансийских вестниках».
  • Главные герои – столичные жители, москвичи, и ханты, обитающие в глухом таежном поселке, пытаются выжить в условиях современной цивилизации и по возможности сохранить свой уютный душевный мир.