(греч. charisma - милость, божественный дар), исключительная одаренность; харизматический лидер - человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом; харизма основана на исключительных качествах его личности - мудрости, героизме, "святости".
ж.
Наделенность авторитетом, основанным на исключительных - интеллектуальных,
духовных или каких-л. иных - качествах личности.
Термин, введенный Э. Трельчем и проанализированный М. Вебером в его концепции идеальных типов господства. Харизматическое господство основано на исключительных качествах, которые приписываются лидеру. Его считают пророком, гигантской исторической фигурой, полубогом, выполняющим "великую миссию", открывающим новые, невиданные горизонты. Взаимоотношения вождя и масс имеют эмоционально-мистический характер, преполагают полную "самоотдачу", слепую веру, бездумное следование за харизматическим лидером. Эти взаимоотношения характеризуются большим напряжением: требуются непрерывные "свершения", "подвиги", "энтузиазм", "героизм". Сам вождь находится над правовым и институциональным порядком.
Влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников.
(греч. charisma – милость, божественный дар) – исключительная одаренность; харизматический лидер – человек наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности – мудрости, героизме, «святости».
(греч. «дар»)
богословский термин для обозначения благодатных даров Духа Святого, первоначально излитых на апостолов в иерусалимском храме в день Пятидесятницы и с тех пор непрестанно изливаемых на членов Церкви Христовой. Благодатно-духовное, харизматическое начало лежит в основе епископского, священнического, диаконского служения, определяя степень церковной иерархии, но также распространяется и на мирян. Каждый христианин, в том числе не имеющий священного сана, получает дар Святого Духа и благословение Церкви на поприще определенного христиански оправданного служения.
В истории Византии и России особо ответственным являлось царское служение православного мирянина, в которое его посвящала Церковь через особый обряд венчания на царство. Поскольку Православие прямо не связывает получение благодати с человеческими заслугами и рассматривает ее как свободный дар Всемилостивого Бога, восточное христианство весьма чутко относится к духовной одаренности каждого православного человека, будь то высокопоставленный иерарх Церкви, монах, не имеющий сана священника, простой мирянин или нищий юродивый. Людей, отмеченных особо проявляющейся благодатью Божией, в православном мире почтительно именуют старцами и всенародно почитают еще при их жизни за исключительные духовные качества. Обычно благодатные дары классифицируют по тройственному принципу: дары откровения (мудрость, знание и умение различать духов); дары силы (вера, чудеса и исцеление); дары речи (пророчество, понимание языков других народов и их толкование).
/ Божий дap
♦ (ENG charism/ charismata)
см. Харизматические дары.
(от греч. charisma — милость, божественный дар) — необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, воспринимаемые как милость Божия; харизматический лидер — человек, наделенный в глазах его последователей, соратников авторитетом, основанным на его личности — мудрости, героизме, «святости».
(греч. charisma - благодать, божественный дар) - одна из форм политического господства, которая характеризуется отношением к политическому лидеру как высшему, сверхъестественному существу. Харизматической легитимностью обладают лидеры со способностями, выходящими за рамки обычных, которые, как правило, выполняют функции пророков, вождей или реформаторов.
Термин "харизма" в политологию и социологию ввел М. Вебер. Данное понятие сформировалось в результате анализа основных типов политического господства и наряду с харизматическим способом господства выделил традиционный и рациональный. Харизматический тип политика встречается обычно там, где власть обожествлена. Это характерно для стран, где власть и религия сливаются. Например, в древности такую форму можно найти в Египте, в XX в. - в царской России. Часто отношения харизматического типа возникают в обществе переходного типа.
Различные политические преобразования в виде реформ и революций всегда связаны с деятельностью инициаторов - пассионариев, людей, которые осознают актуальные противоречия в обществе, ставят цели по их разрешению и добиваются их реализации. Чтобы воплотить политические идеи в реальность, необходимы сторонники для организации преобразований. Как правило, они рискуют своей головой, участвуя в оппозиционной борьбе. Лидер обязан их убедить в правоте дела и повести за собой. Поскольку преобразование в обществе всегда преследует цель улучшения социального бытия в той или иной форме, в лидера верят массы людей. Харизматических лидеров еще и любят, в них видят великих деятелей или святых. Подобные отношения характерны для «слаборазвитых» стран, где способ жизни «догоняющий» и невозможен без самопожертвования, которое легче всего вызывается харизматическими лидерами. Для стран с харизматическими отношениями характерна низкая политическая культура. Они близки к культу личности вождя. В России харизмой обладали Пётр I, Ленин, Сталин.
Коротец И.Д.