1.
хедер1, хедера, муж. (др.-евр. bedher, букв. комната). Еврейская религиозная школа для мальчиков.
2.
хедер2, хедера, муж. (англ. header) (тех., с.-х.).
1. Жатвенный аппарат комбайна.
2. Род жатвенной машины.
(от др.-евр. хедер - комната), еврейская начальная школа для обучения мальчиков основам иудаизма. Возникла в средние века.
— см. Школы начальные у евреев.
(от иврит. "хедер" - комната)
базовая начальная школа в традиционной еврейской ашкеназской системе образования (см. также Иешива, Талмуд-Тора). В отличие от Талмуд-Торы, Х. - частная школа, принадлежавшая учителю - меламеду (от иврит. "меламед" - обучающий). Х. возник между 14-16 вв. в Центральной Европе (Германии, Австрии, Чехии), затем получил развитие в Польше, где стал осн. формой еврейской начальной религиозной школы. Обучались мальчики, на 1-й ступени - от 3-5 до 9-10 лет, на 2-й ступени - до 13 лет (в еврейской традиции - возраст совершеннолетия и совершения конфирмации). Перед поступлением в Х. мальчик проходил через специальные "проводы" в синагоге, где ему читали вслух 10 заповедей. На следующий день его отводили в дом учителя; мальчику показывали буквы еврейского алфавита и кормили мёдом и сладостями, чтобы показать, насколько сладко учение Торы. Дети занимались летом по 8-10 ч в день, зимой по 12 ч. Сами учителя, как правило, не имели специального образования и относились к беднейшим слоям еврейского населения. Вместе с тем меламед - гл. хранитель ортодоксальной еврейской традиции, ответственный за формирование традиционного еврейского мировосприятия у подрастающего поколения. Ученики сначала учили алфавит, затем составляли слоги и переходили к чтению на иврите в его ашкеназском изводе. Освоившие чтение переходили к изучению Торы, или Пятикнижия Моисеева, с комментариями. Каждый отрывок следовало переводить на идиш и заучивать. Дети разного возраста и уровня подготовки занимались вместе; пока одни усваивали новый материал, другие вслух повторяли старый. В процессе обучения Торе дети усваивали молитвы, фольклор, а также навыки поведения в религиозном быту. В Х. 2-й ступени, до которой доходили не все ученики, начинали учить простейшие части Талмуда. После освоения религиозных заповедей (мицвы) обучение в Х. заканчивалось. Родители, которые не обладали достаточными средствами для платы меламеду, посылали детей в общинную Талмуд-Тору. После окончания Х. можно было продолжить обучение в иешиве. В 1844 в Рос. империи было св. 2,7 тыс. Х. 1-й ступени, св. 2,5 тыс. Х. 2-й ступени, св. 10 тыс. меламедов и ок. 70 тыс. учеников. Рос. правительство стремилось заменить Х. официальными, т.н. казёнными, еврейскими училищами. В 1846-49 меламедам предписывалась сдача экзаменов не только по грамматике иврита, но и русскому и немецкому языкам, которых большинство из них не знало. В 1855 МНП поставило условие получения лицензии для меламедов - окончание общего или казённого еврейского училища, но давало отсрочку введения закона в силу на 20 лет. Однако Х. стали переходить на нелегальное положение, отказывались от регистрации. Только в 1893 был официально признан статус меламеда как народного учителя. В 1894 в Рос. империи было уже св. 13,6 тыс. Х., св. 12,7 тыс. меламедов и св. 200 тыс. учеников, в т.ч. 10 тыс. девочек. Для обучения девочек в конце 19 в. создавались обновлённые Х. После запрещения в 1918 организованного религиозного воспитания детей до 18 лет Х. в течение 10 лет существовали на полулегальном положении. Они окончательно прекратили своё существование в связи с распадом местечкового уклада жизни с конца 20 в., а затем в связи с нацистским геноцидом во время 2-й мировой войны.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 310-311)
См. также Иешива, Талмуд-Тора