хиджра, хиджры, жен. То же, что геджра.
(араб. - переселение), переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622. При халифе Омаре I (634 - 644) год Хиджра объявлен началом мусульманского летосчисления. Исходным для него принято 1-е число 1-го месяца (мухаррама) 622-16 июля 622. См. также Календарь.
I. - переселение из одного места на другое. В качестве религиозного термина, слово «хиджра» используется в случаях переселения верующих, которых угнетают на своей родине и лишают свободы вероисповедания, в другой регион, где существуют более подходящие условия для свободного служения Богу. Необходимым условием совершения хиджры является намерение сделать это во имя Аллаха. То есть хиджра является одной из форм служения Богу. Первую хиджру совершил пророк Ибрахим, который подвергался гонениям со стороны царя Намруда и своего народа (См. Ибрахим). Хиджру совершили также молодые юноши, которые не могли открыто исповедовать свою веру при тиране Дакьянусе (См. Асхаб аль-Кахф). Хиджру совершили также израильтяне под руководством Мусы, которые подвергались гонениям в Египте (См. Муса). Упоминания о хиджре встречается в нескольких аятах Корана: «Teм, кoгo yпoкoят aнгeлы пpичинившими нecпpaвeдливocть caмим ceбe, oни cкaжyт: "B кaкoм пoлoжeнии вы были?" И cкaжyт oни: "Mы были cлaбыми нa зeмлe". Oни cкaжyт: "Paзвe нe былa зeмля Aллaxa oбшиpнoй, чтoбы вaм пepeceлитьcя в нeй?" У этиx yбeжищe - гeeннa, и cквepнo этo пpиcтaнищe! - кpoмe cлaбыx мyжчин, жeнщин и дeтeй, кoтopыe нe мoгyт yxитpитьcя и нe нaxoдят пpямoгo пyти». (4: 97-98). По сообщению Ибн Аббаса, эти аяты были ниспосланы по поводу некоторых мекканцев, которые тайно приняли Ислам и из боязни курайшитов не оглашали этого. Они были вынуждены участвовать в битве при Бадре на стороне язычников. Некоторые из них были убиты в бою. Узнав об этом мусульмане сожалели об этом и молили Аллаха об их прощении говоря, что они невиновны и были принуждены участвовать в битве. В ответ Аллах ниспослал эти аяты. (Ибн Касир, Тафсир аль-Куран аль-Азим I, 542). Отсюда следует, что мусульманам нельзя всегда оправдываться своей слабостью перед внешними обстоятельствами, которые не дают им в полной мере выполнять предписания религии. Необходимо по мере своих сил и возможностей действовать, бороться, а если представится возможность - уехать из этой страны в ту область, где есть условия для религиозной свободы. Согласно иджме улемов, те мусульмане, которые находясь в условиях религиозных гонений, имеют хоть малейшую возможность уехать в исламскую страну и не делают этого, совершают серьезный грех. Но здесь имеются различные подходы в учениях различных школ. Например, ханбалиты считают, что даже если мусульманин во враждебной Исламу стране (Дар аль-Харб) имеет возможность для свободного исповедания веры, ему все равно желательно (сунна) уехать оттуда в мусульманскую страну (Дар аль-Ислам). Благодаря этому в Дар аль-Исламе увеличится количество мусульман и появится больше возможностей противодействия врагам. Ханафиты же считают в этих случаях переселение обязательным (ваджиб). Шафиитский ученый Маварди считал, что если мусульманин в любой, даже немусульманской стране может свободно исповедовать свою религию, то она является для него страной Ислама (Дар аль-Ислам). Оставаться там для него лучше, чем уехать, так как благодаря этому у других жителей этой страны появляется возможность ознакомиться с исламской религией. Однако многие мусульманские улемы не разделяли позиции Маварди. Мусульманские улемы также утверждают, что мусульмане не должны бояться неопределенности своего положения после переезда. Они также не должны бояться за свое будущее, так как коранический аят гласит: «Kтo выceляeтcя пo пyти Aллaxa, тoт нaйдeт нa зeмлe oбильнoe yбeжищe и пpocтop. A ктo выxoдит из cвoeгo дoмa, выceляяcь к Aллaxy и Егo пocлaнникy, пoтoм eгo пocтигнeт cмepть, - нaгpaдa eгo пaдaeт нa Aллaxa: вeдь Aллax - пpoщaющий, милocepдный!» (4: 100). Таким образом, исход из страны неверия в страну, где есть религиозная свобода, где нет препятствий для исповедания веры является обязанностью для всех мусульман во все времена. Однако, согласно хадису пророка Мухаммада, приведенному в сборнике Ибн Маджа, запрещается совершать хиджру (переселение) из мусульманской страны, где нет препятствий для исповедания веры. Приказ начать хиджру может дать и руководитель общины мусульман (например, халиф). В этом случае все мусульмане должны подчиниться ему, если его приказы не противоречат сути Ислама. То есть хиджра может носить как организованный общественный характер, так и индивидуальный. В ранней истории ислама мусульмане, спасаясь от гонений, два раза совершали массовое переселение: один раз в Эфиопию, а во второй раз в Мекку.
Хиджра в Эфиопию
После начала пророчества Мухаммада уверовавшие мусульмане Мекки подвергались гонениям и унизительным оскорблениям со стороны язычников. В наиболее ожесточенную фазу гонения вошли уже в пятом году после начала его пророчества. По этой причине пророк Мухаммад приказал некоторым мусульманам переехать в Эфиопию, в которой правил негус Асхама - один из самых справедливых государей. В его владениях не было тирании и никто не подвергался гонениям за свои убеждения. Первая группа мусульманских переселенцев отправилась туда в 615 году (за 7 лет до хиджры в Медину) под руководством Османа ибн Мазуна. В числе переселенцев был и Осман ибн Аффан. Все они ушли из Мекки под покровом ночи, чтобы не быть обнаруженными язычниками. Дойдя до побережья Красного моря, они сели там на два торговых корабля, которые доставили их в Эфиопию, где им был оказан хороший прием и предоставлена защита. Узнав о выезде из города мусульман, курайшиты послали за ними погоню, но не настигли их. Относительно количества первых переселенцев имеются различные данные, но всего их было не меньше 15 человек, а именно:
1. Осман ибн Аффан;
2. Его жена Рукаййа (дочь пророка Мухаммада);
3. Абу Хузайфа ибн Утба (Это был сын известного врага мусульман Утбы. Он принял Ислам и таким образом спасался от произвола своего отца);
4. Его жена Сахла;
5. Зубайр ибн Аввам;
6. Мусаб ибн Умайр;
7. Абд ар-Рахман ибн Ауф;
8. Абу Салама аль-Махзуми;
9. Его жена Умм Салама;
10. Осман ибн Мазун (он возглавлял эту группу);
11. Амир ибн Рабиа;
12. Его жена Лайла (Эта супружеская пара была в числе самых первых мусульман);
13. Хатиб ибн Амр;
14. Сухайль ибн Байда;
15. Абдулла ибн Масуд.
Спустя год в Эфиопию отправилась вторая группа мусульман. Относительно их количества в мусульманских хрониках даются различные данные. Однако можно с уверенностью сказать, что их было не меньше 80 человек. Эту группу возглавлял дядя пророка Мухаммада Джафар ибн Абу Талиб. Они также благополучно достигли этой страны и им тоже был оказан теплый прием. Никаких проблем с исповеданием своей веры у них больше не было. После второй волны переселения мусульман в Эфиопию, лидеры курайшитов были обеспокоены создавшимся положением и направили к негусу Асхаме Абдуллу ибн Рабиа и Амра ибн аль-Аса, с целью убедить его выдать им мусульманских беженцев. Негус пригласил к себе мусульман и имел с ними беседу, в результате которой, Джафар ибн Абу Талиб с достоинством ответил на все вопросы и убедил его не выдавать мусульман мекканцам (См. Джафар ибн Абу Талиб). Таким образом, курайшитские представители вернулись ни с чем. Мусульманские переселенцы в Эфиопии благополучно жили в этой стране на протяжении нескольких лет. Согласно мусульманским источникам, многие местные жители узнали от них об исламской религии и приняли ее. В числе принявших Ислам был и сам негус Асхама. Затем часть переселенцев вернулась в Мекку еще до хиджры пророка Мухаммада в Медину. Некоторые историки сообщали, что поводом к возвращению стали ложные слухи о том, что будто бы курайшиты в Мекке пришли к согласию с мусульманами или приняли Ислам. На самом деле возвращение мусульман из Эфиопии было связано с другими событиями (См. Наджм). После этого часть из них снова вернулась в Эфиопию. Большая часть переселенцев приехала оттуда в Медину после хиджры, накануне битвы при Хайбаре (в 7/628 году).
Хиджра из Мекки в Медину
Как известно, еще находясь в Мекке, пророк Мухаммад старался ознакомить жителей других регионов с принципами исламской религии. С этой целью он посетил Таиф, население которого в грубой форме его отвергло. Однако эта неудача не сломила Мухаммада и он продолжал свои действия в этом направлении. Он стал знакомить с Исламом представителей различных арабских племен, которые приезжали в Мекку в сезон хаджа. В один из таких дней, возле холма Акаба, Мухаммад встретился с шестью мединцами. Он ознакомил их с религией, Кораном и предложил принять Ислам. Мединцы внимательно выслушал его и приняли веру. Спустя год, те самые шестеро мединцев со своими товарищами снова прибыли в Мекку на хадж. Всего их было 12 человек. Они встретились том же месте с пророком Мухаммадом, поклялись ему в верности и обязались не воровать, не прелюбодействовать, не убивать своих детей. Это событие произошло спустя 12 лет после начала пророческой миссии Мухаммада и получило название «Первой клятвы верности (бай'а) при Акабе». Спустя еще год на паломничество приехало 500 мединских паломников, среди которых было 72 мусульманина. Они тайно встретились с пророком Мухаммадом и поклялись защищать его и его приближенных так же, как самих себя. Это событие получило название «Второй клятвы верности (бай'а) при Акабе». На протяжении всего этого времени, Мухаммад поддерживал контакты с мединскими мусульманами и отправил туда своих сподвижников для ознакомления горожан с основами исламской религии. К моменту переселения мекканских мусульман в Медину, Ислам был уже значительно распространен среди жителей города, и они уже были готовы принять своих подвергшихся гонениям единоверцев из Мекки. После второй клятвы верности при Акабе, гонения на мусульман в Мекке ожесточились и их положение становилось невыносимым. Они обратились к пророку с предложением уйти из города, и он приказал им уехать в Медину. После этого подавляющее большинство мусульман Мекки совершило переселение (хиджру) из Мекки в Медину. Массовое переселение мусульман стало беспокоить курайшитов. Собравшись на традиционном месте собрания Дар ан-Надва, они стали искать пути выхода из создавшегося положения. Один из мекканских лидеров Абу Джахль предложил убить пророка Мухаммада и этим самым решить все проблемы. Это предложение было принято. Для того чтобы избежать кровной мести с представителями клана хашимитов, к которому принадлежал пророк, лидеры курайшитов решили, что он должен быть убит группой заговорщиков, в составе которой должны были быть представители всех мекканских кланов. В этом случае хашимиты не стали бы враждовать со всеми мекканцами. Пока лидеры курайшитов вынашивали эти планы, пророк Мухаммад сумел покинуть свой дом незамеченным. Вместо себя он оставил там Али ибн Абу Талиба. Именно его обнаружили в постели пророка заговорщики, которые проникли туда под покровом ночи. Таким образом, попытка покушения на Мухаммада провалилась. Тем временем пророк Мухаммад встретился с Абу Бакром, и они вместе вышли в путь в направлении Медины. Зная о том, что курайшиты пошлют за ними погоню, они продвигались туда не по прямой дороге, а окольными путями. Таким образом, они оказались у горы Севр, к северо-западу от Мекки, где спрятались в пещере Хира. Что же касается курайшитов, то ничего не добившись от Али ибн Абу Талиба и дочери Абу Бакра Асмы, они решили преследовать Мухаммада и его спутника. Посланный ими отряд, в составе которого был опытный проводник, тщательно обыскал практически все укрытия и пути вокруг Мекки. Они даже подошли к пещере, где спрятались Мухаммад с Абу Бакром, которых спасло чудо. Дело в том, что после того, как они туда вошли, паук сплел свою паутину, которая оплела все пространство узкого входа в пещеру. Подойдя туда, мекканцы увидели эту паутину и решили, что туда не сумел бы пройти человек, не разорвав ее. Поэтому они сочли, что беглецов в пещере нет и повернули обратно, не войдя в нее. Что же касается пророка Мухаммада, то он оставался с Абу Бакром в пещере Хира на протяжении 3 дней. Все это время дети Абу Бакра - Абдулла и Асма носили им пищу. Затем к Мухаммаду и Абу Бакру тайно были доставлены верблюды, которых они купили. На этих животных они продолжали свой путь по ночам. Днем же они прятались в укрытиях. Дело в том, что курайшиты не прекращали поисков пророка и его друга. Они даже объявили награду в сто верблюдов каждому, кто найдет Мухаммада. На его поиски вышло много опытных следопытов, в числе которых были Бурайда (см. Бурайда ибн Хусайб) и Сурака, с которым случилась чудесная история (См. Сурака ибн Малик). Однако все эти поиски не дали никакого результата и пророк, вместе с Абу Бакром, прибыл в пригород Медины Кубу, где их на протяжении всех этих дней с нетерпением ожидали мусульмане. Оставшись там на некоторое время, Мухаммад распорядился построить в Кубе мечеть. Вскоре туда же приехал и Али ибн Абу Талиб, который также совершил хиджру после завершения своей миссии в Мекке. После этого Мухаммад продолжил свой путь и прибыл в Медину. Узнав о прибытии Мухаммада, жители вышли на улицы города, чтобы приветствовать его. Повсюду была всеобщая радость и ликование. Таким образом, переселение (хиджра) пророка Мухаммада в Медину свершилось, и в его жизни (а также в жизни всей мусульманской общины) наступил новый, переломный исторический период, от которого ведется мусульманское летоисчисление.
II - мусульманский лунный календарь, в котором исчисление ведется от даты переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину, что соответствует сентябрю 622 года в григорианском календаре.
Древние арабы не имели точной и устойчивой календарной системы отсчета времени. Например, началом отсчета времени они считали дату смерти своего предка Кусая. Однако после событий, связанных с походом эфиопских войск на Мекку (См. Асхаб аль-Филь), началом отсчета времени они приняли эту дату. Не обладали календарем и ранние мусульмане. Начиная с мединского периода их истории, и до правления второго Праведного халифа Омара, они вели отсчет времени от некоторых судьбоносных для них исторических событий, как например прощальный хадж пророка. Бурное развитие мусульманской общины, а затем и государственности в конце жизни пророка Мухаммада и периода правления первых халифов привело к необходимости создания фундаментальной календарной системы. Инициатива создания мусульманского лунного календаря принадлежит халифу Омару, который затруднялся вести дела без точной системы отсчета. Поводом к этому послужили письма, отправленные ему от наместника Йемена Йалы ибн Умеййи и наместника Басры Абу Мусы аль-Ашари, которые не могли указать на них точные даты отправки. Для того чтобы решить проблему с календарем, халиф Омар собрал своих приближенных на совет. Некоторые из них предложили ему пользоваться греческим или персидским календарем. Однако эти предложения были отклонены. Тогда Али ибн Абу Талиб предложил начать отсчет истории от даты переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину (хиджры). Его предложение было принято и после этого в Халифате в 16/638 году был принят официальный календарь. Год в лунной хиджре состоит из 354 дней (в високосном году из 355 дней). Этот дополнительный день включают в последний месяц календаря. Таким образом, мусульманский год всегда короче солнечного: на 10 суток, если мусульманский год високосный, а солнечный обычный; на 11 суток, если оба года високосные; и даже на 12 дней, если мусульманский год обычный, а солнечный - високосный. Всего же в мусульманском календаре 12 месяцев. Первым месяцем года является месяц Мухаррам, за ним следуют: Сафар, Раби аль-Авваль, Раби аль-Ахир, Джамади аль-Авваль, Джамади аль-Ахир, Раджаб, Шабан, Рамадан, Шавваль, Зулькада, Зульхиджа. 1 Мухаррама 1 года хиджры соответствует пятнице, 18 июля 622 года. В лунном месяце 29,5 суток. Поэтому для удобства отсчета принято считать, что в четных месяцах года 29 суток, а в нечетных - 30. В последнем месяце года - Зульхидже обычно 29 дней. Но в високосный год в нем 30 дней. В некоторых мусульманских странах, наряду с лунным используется и солнечный календарь (солнечная хиджра), в которой счет времени также ведется от хиджры (т.е. с 622 года). Началом года в этом календаре является день весеннего равноденствия (20 или 21 марта). Так как в лунном календаре 354 или 355, а в солнечном - 365 или 366 дней, между ними имеется разница, которая увеличивается на один год каждые 33 года. Лунный календарь является очень точным. Он гораздо точнее солнечного, так как в течение одного 30-летнего цикла, новолуние сдвигается всего на 0,012 суток. Поэтому целые сутки накопляются лишь по прошествии 2500 лет. Однако мусульманский лунный календарь построен на изменении фаз луны и не связан со временами года. Поэтому для связи с временами года необходимо использовать специальные таблицы.
«Для приближенного перевода дат с мусульманского календаря на привычный всем григорианский можно пользоваться следующей формулой: Г = М + 622 - (М/33), где Г - год григорианского календаря, М - год мусульманского календаря. Если, например, требуется узнать, какому году нашего календаря соответствует 1389 год хиджры, то подставив в формулу вместо М число 1389, получим Г = 1389 + 622 -(1389/33) = 1969 -. Знак "минус" показывает, что от деления 1389 на 33 осталась некоторая дробь, которую необходимо отнять от числа 1969. Следовательно, мы устанавливаем, что 1389 год лунной хиджры соответствует 1968-1969 году григорианского календаря. Желая определить, какому году лунного календаря соответствует какой-либо год григорианского календаря, например 1970, пользуются формулой М = Г - 622 + ((Г-622)/32), в которой значения М и Г остаются прежними. Сделав необходимую подстановку, получим М=1970 - 622 +((1970-622)/32) = 1390+. Здесь знак "плюс" указывает, что от деления разности 1970-622 на 32 остается некоторое дробное значение, которое необходимо прибавить к полученному числу 1390. Следовательно, 1970 год григорианского календаря соответствует 1390-1391 году мусульманского календаря. Эти формулы дают только приближенное значение определяемой даты, иногда с ошибкой ±1 год. Для более точного перевода дат с хиджры на нашу эру или наоборот существуют особые способы, которые здесь не приводятся. Однако необходимые ответы можно получить с помощью специальных таблиц».