(санскр., букв. - малая колесница), наряду с махаяной одно из двух основных направлений буддизма; южный буддизм. Утвердилась в Шри-Ланке, Мьянме, Лаосе, Таиланде и других южных странах. Буддийский идеал "освобождения" принял в хинаяне форму преимущественно личного совершенствования, независимого от каких-либо внешних условий, - идеал архата. Развила учение о дхармах. Основные философские школы: саутрантика, вайбхашика.
(санскритское слово) — "великая колесница", или "великое средство переправы". Так называется учение древнейших буддийских сект, в отличие от махаяны ("великая колесница"), возникшей со времен Нагарчжупы, жившего спустя 4 века после смерти Будды Сакьямуни. Система X. представляла почти исключительно этико-философское учение, чуждое тех политеистических представлений, которые свойственны позднейшему буддизму. Важнейший отличительный признак X. составляет взгляд, что "спасение", т. е. освобождение от мира материального, доступно только некоторым, тогда как, по мнению приверженцев махаяны, все существа, в конце концов, достигнут спасения.
(санскр., букв. – малая колесница) – наряду с махаяной одно из двух основных направлений буддизма, утвердился на Цейлоне, в Бирме, Таиланде и др. странах.
(малый путь, малая колесница) — термин, к-рым с кон. 19 в. европ. буддологи начали обозначать южн. школы буддизма. Этот термин не встречается в текстах палийского канона (см. Типитака); он лишь изредка используется в будд. текстах на санскрите, созданных до 5 в. н. э., а в более поздних махаянистских работах приобретает оскорбительный смысл по отношению к последователям тхеравады, поскольку махаянистские авторы характеризуют X. как самую примитивную часть махаяны (великого пути, большой колесницы), а хинаянистов — как отбросы человечества, к-рым уготовлено пребывание в аду и т. д. В период подготовки 6-го будд. собора в Бирме и создания "Энциклопедии буддизма" (пер. пол. 50-х гг. 20 в.) между представителями тхеравады и др. школ буддизма была достигнута договоренность о том, чтобы термин "хинаяна" не употреблялся по отношению к тхераваде.
В. И. Корнев