хитон, хитона, муж. (греч. chiton) (ист.). Одежда у древних греков в виде длинной рубахи.
(греч. chiton), мужская и женская нижняя одежда древних греков. Льняная или шерстяная рубаха, чаще без рукавов; подпоясывался с напуском.
ХИТОН, а, м.
1. У древних греков и нек-рых других народов Малой Азии и Ближнего Востока: нижняя одежда (чаще без разрезов), подпоясываемая по бёдрам. Тканый х.
2. У древних греков: просторная верхняя одежда, падающая широкими складками. Пурпурный х.
3. Костюм танцовщицы длинная одежда из тонкой ткани, без рукавов, с глубокими разрезами по бокам.
(χιτών, ион. κιθών) — у древних греков (первоначально у ионян) имевшая вид сорочки мужская и женская нижняя одежда, которую шили из льняной ткани. С ионийским X. не следует смешивать дорийский пеплос (resp. гиматий) — прямоугольный кусок шерстяной материи, не сшивавшейся, а закреплявшейся на плечах застежками (фибулами; см.), Древнейшая одежда греков изготовлялась из шерсти; льняные ткани вошли в употребление лишь в гомеровскую эпоху. Ионяне, которые прежде других греческих племён стали носить льняные X., заимствовали как материал, так и его название у семитов, обозначавших словами kett ân, kattân, kittân, холст, полотно. У Гомера X. служит лишь мужской исподней одеждой; гомеровские женщины носят еще шерстяные пеплосы, дорического типа. По свидетельству Геродота, одежда, которую в его время называли дорийской, первоначально употреблялась женщинами всех греческих племен, ионийская же одежда была заимствована у карийцев. Чтобы одежда не сползала с плеч, употреблялись завязки. Шейные и плечевые борты нередко обшивались узкой каймой. Мужские X. были короткие (до и выше колен), средние (до икр) и длинные — до пят. Длинные мужские X. служили одеждой богов, лиц преклонного возраста и знатных, а также праздничным нарядом; с V в. их носили лишь жрецы, кифареды, флейтисты и управители колесниц.
Простейший покрой Х.
X. короткий и средний употреблялись в будничной жизни, как одежда не стесняющая движения; ее носили ремесленники, рабочие, солдаты и пр. У X. не было рукавов; если же в памятниках древне греческого искусства встречаются X. с рукавами, то это указывает на принадлежность подобных сюжетов к культуре востока, так как у восточных народов (евреев, персов, парфян, арабов, скифов) одежда с рукавами была обычным явлением. Единственное исключение составляет одежда Диониса и актеров, а также елевзинских жрецов (дадухов и гиерофантов), которые носили X. с рукавами; у трагических актеров рукава были длиннее, у комических — короче. Материалом для X. служила льняная ткань, как белая, так и цветная; из цветов наиболее употребительны были шафранный (только для женских X.), мутно-красный, ярко-красный, черный (траурные X.), серый, пурпуровый, зеленый. Употреблялись X. и пестрые, украшенные орнаментными рисунками (вышитыми и в красках), цветочными сюжетами и изображениями животных. После персидских войн женский пеплос опять вошел в моду и стал употребляться наряду с X.; мужские X. с этого времени в Афинах стали изготовляться не из льна, а из шерсти.
Ср. Studniczka, "Beitr ä ge zur Geschichte der altgriechischen Tracht" (Вена, 1886, = "Abhandlungen der archäol.-epigraph. Seminars der Universitä t Wien", VI, 1); Boehlau, "Quaestiones de re vestiaria Graecorum" (Веймар, 1884); W. M ü ller, "Quaestiones Vestiariae" (Геттинген, 1890); Heibig, "Das Homerische Epos" (Лпц., 1887); ст. Chiton в III томе "Real Encyklop ädie der Klassischen Altertumswiss." Pauly-Wissowa (1899).
Н. О.
иначе одежда, риза (Исх 29:5, Ин 19:23) — нижняя одежда у евреев, как у мужчин, так и у женщин; она составляла также нижнюю одежду у священников и левитов (Исх 28:40). Надевалась она на голое тело как рубашка и была с рукавами. Впрочем, слово хитон в Свящ. Писании употребляется и о верхней одежде и вообще об одежде. Хитон Господа Иисуса Христа, о котором бросили жребий воины при Его распятии, «был не сшитый, а весь тканый сверху» и, как говорит предание, руками Богоматери.
1. Нижняя одежда из льняной или шерстяной ткани в виде рубахи, как правило, без рукавов; на плечах скреплялся особыми застежками или завязками, на талии перетягивался поясом.
2. Часть облачения монахов малой и великой схимы – одежда из грубой ткани, власяница, носимая под рясой. В чинопоследовании пострига называется «хитоном вольной нищеты и нестяжания».
хит’он (Исх.28:4,39,40; Исх.29:5,8; Исх.40:14 ; Лев.8:7,13; Лев.10:5 ; Лев.16:4 ; Рим.30:18 ; Песн.5:3 ; Иоан.19:23) — одежда в виде длинной рубашки (древняя туника), но не самая нижняя одежда (см. Исх.28:42 ; Лев.16:4), которую носили и мужчины и женщины. Стяжной хитон — означает тканый с украшениями — полосами, квадратами, с определенной «выработкой», то есть не прямой, не гладкий.
одна из принадлежностей одеяния монахов великой и малой схимы. Представляет собой одежду из грубой ткани, так называемую власяницу, которую монахи носят под рясой.
(греч. chiton)
1. Древнегреческая мужская и женская одежда из льна или шерсти, напоминающая рубашку. Хитон был широким, длиной до колен или ниже, по боковым сторонам его иногда сшивали или оставляли с одной стороны открытым, на плечах скрепляли пряжками-фибулами или завязками, по талии завязывали пояс, образуя напуск. Длинные хитоны носили знатные мужчины, старики и жрецы. Молодые люди, ремесленники и воины носили хитоны длиной до колен. Женские хитоны были длинными со множеством складок или драпировок, украшались цветной каймой или вышивкой. Хитон надевался прямо на тело. Это была и выходная, и домашняя одежда.
2. Костюм танцовщицы классического балета, выполненный из легкой ткани, с глубокими разрезами по боковым сторонам, без рукавов.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
|
* * *
(греч.) - в 8-2 вв. до н.э. в Древней Греции мужская и женская нижняя одежда: кусок ткани, согнутый пополам, с прорезью на сгибе для руки, и сшитый на противоположной стороне, с прорезью для другой руки. На плечах он застегивался фибулами, на талии стягивался поясом.
Женские хитоны часто делали с диплодием, который образовывался от избытка материала. При занятиях борьбой и гимнастикой девушки носили более короткие хитоны; они спускали хитон с одного плеча и поясом подтягивали так, чтобы подол оказался значительно выше колена. Такой костюм очень шел стройным гречанкам.
Иногда женский хитон делался настолько длинным, что приходилось надевать уже не один, а два пояса, делая двойной напуск. Женщины перепоясывали хитон самыми разнообразными способами, то выпуская складки с боков, то делая фальшивые рукава. Расшитые края напусков превращали верхнюю часть хитона в отдельную безрукавку, надетую на юбку.
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
(греч. χιτών chiton)
женская и мужская нижняя одежда, тип рубахи из шерсти или льна. Он перепоясывался в талии и имел рукава или рукавные прорехи; в классический период х. обычно носили женщины.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
принадлежность облачения монахов малой и великой схимы - одежда из грубой ткани, власяница, носимая под рясой. В чинопоследовании пострига назыв. хитоном вольной нищеты и нестяжания.