хор, хора, мн. хоры и (устар.) хоры, муж. (греч. choros).
1. В древнегреческой драме - Группа, выступавшая в представлении с пением или пляской (ист.).
2. перен. О ком-чем-нибудь, постоянно пребывающем вместе, одной группой (поэт.). «Резвая дева роем в хоре богинь Аонид.» Пушкин. «На воздушном океане... Тихо плавают в тумане хоры стройные светил.» Лермонтов.
3. Группа, коллектив певцов, совместно выполняющих вокальную музыку. Женский хор. Мужской хор. Хор оперного театра. Церковный хор. «Твой хор горланит вздор.» Крылов. «Замолкли птичек хоры.» Крылов.
| Оркестр (устар.). Хор музыкантов. Хор балалаечников.
| перен., кого-чего. О большом количестве кого-чего-нибудь, заявляющего свое мнение, подающего свой голос (книж.). «Наследников сердитый хор заводит непристойный спор.» Пушкин. «Безумным вы меня прославили всем хором.» Грибоедов.
4. Музыкальная пьеса, в которой каждая вокальная партия исполняется несколькими голосами; исполнение такой пьесы, пение на много голосов (муз.). Двухголосный хор (для двух вокальных партий). «Хор громких соловьев в густых лесах раздался.» Крылов.
| перен. О голосах, словах, высказываниях множества людей (книж.). Хор голосов. Хор насмешек. «К чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор?» Лермонтов.
5. твор. хором употр. также в знач. 1) все вместе, в хоровом исполнении. «запойте хором, господа, нет нужды, что нескладно.» пушкин. «вдруг песня хором грянула, удалая, согласная.» некрасов. 2) все сразу, одновременно или вместе, подобно хору. «И хором бабушки твердят: "как наши годы-то летят!" Пушкин. "Потерпи!" - соседи хором говорят.» Некрасов.
(греч. khoros)
в раннехристианских церквах - место перед алтарем, предназначенное для певчих и отделенное от остальной части храма; позднее в западноевропейских странах так стала называться вся восточная (алтарная) часть церковного здания.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
|
* * *
Восточная часть западно-христианского храма, предназначенная для духовенства и обычно отделенная от основного пространства здания повышением пола, легким ограждением или аркой с распятием и предстоящими (Богоматерь и Иоанн Богослов).
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
ХОР, а, мн. хоры, ов и хоры, ов, м.
1. (хоры). Ансамбль или группа певцов. Четырёхголосный х. (из разных певческих голосов). Народный х.
2. (хоры). Многоголосная вокальная музыкальная пьеса (спец.).
3. (хоры). То же, что оркестр (устар.). Х. трубачей.
4. ед., перен. О голосах, высказываниях множества людей. Хвалебный х. Х. насмешек.
5. (хоры). То же, что сонм (стар.). Звёздные хоры. Хоры светил.
| прил. хоровой, ая, ое (к 1 и 2 знач.). Х. ансамбль. Хоровое пение (исполняемое хором).
, -а, м.
Группа певцов, совместно исполняющих произведение для пения.
* Дирижировать хором. *
|| прил. хоровой, -ая, -ое.
* Хоровое пение. *
(гр. chores — толпа, сборище)
1. Певческий коллектив, созданный для совместного исполнения главным образом многоголосных вокальных произведений. По составу хоры бывают: однородные (детские, женские, мужские) и смешанные. По количеству партий: одноголосные, двухголосные, трехголосные, четырехголосные и т. д. Минимальный состав смешанного хора — 12 человек. Максимальный состав — не ограничен, но при этом важно соблюдать качественное равновесие партий, обеспечивающее хоровой ансамбль.
2. Музыкальное произведение, предназначенное для исполнения хоровым коллективом.
3. Культовый групповой танец с пением в сопровождении авлоса, кифары, лиры в Древней Греции.
4. Коллективный участник трагедий и комедий в античном театре, выступающий как самостоятельное действующее лицо, которое олицетворяет голос народа.
5. Место для певчих в храмах.
6. Группа струн одного инструмента, настроенных в унисон.
7. Обозначение заключительных разделов «дуэтов согласия» и трио в западно-европейских операх XVII— XVIII вв.
8. Звучание группы однородных инструментов в оркестре.
собрание певчих для согласного пения. Может быть мужским, женским, детским, смешанным.
в Др. Греции в VI - V вв. непременный участник исполнения произв. хоровой мелики и аттич. драмы. В медике партии X. строились в форме триад, в драме преобладали симметр. строфы. Роль X., очень значит, в ранн. трагедии, на протяжении V в. уменьшалась, пока драматурги не стали писать для X. вставные партии, не связан, с содержанием трагедии. В «древней» аттич. комедии X. занимал тоже очень существ, место, к-рое, однако, к нач. IV в. сильно сократилось. В комедии Менандра X. исполнял только плясовые интермедии между актами. В культовой мелике произв. для X. писались на протяжении всей античности.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
♦ (ENG choir)
(от лат. chorus - танец)
певцы, к-рые возглавляют пение общины или поют самостоятельно во время публичного богослужения. В церковной архитектуре так называется и место в церкви, где сидит духовенство.
(chorus)
Шекспир часто и широко в своих произведениях использует Хор как самостоятельное действующее лицо. В *"Ромео и Джульетте" есть пролог к 1 и 2-му актам; *"Генрих IV, Часть вторая" начинается монологом Молвы "в платье, расписанном языками"; каждый акт *"Генриха V" начинается со вступления, в котором Хор произносит одни из лучших в истории литературы стихотворных строк; в *"Перикле" Хор олицетворяет образ поэта Джона Тауэра; а в *"Зимней сказке" само Время встает за Хором и связывает начальные и последние акты пьесы, разделенные промежутком в шестнадцать лет. Прологи также есть в пьесах *"Все истинно" ("Генрих VIII") и *"Два благородных родича".
Принадлежность перу Шекспира пролога во 2-м акте "Ромео и Джульетты" порой подвергается сомнению, а пролог к "Двум благородным родичам" уже традиционно приписывают *Флетчеру (см. также Эпилог).
собрание певчих для согласного пения. Может быть мужским, женским, детским, смешанным.
(Пор, Хоро)
река, пп Уссури, Хабаровский край. Название от этнонима хор, известного в среде тюрко-монгол. и тунгусо-маньчж. народов к востоку от Байкала. Гидроним встречается также в формах Хоро, Пор.