(ок. 280-208/205 до н. э.), древнегреческий философ, главный систематизатор раннего стоицизма; разрабатывал логику высказываний, ввел двузначности принцип.
3 мая (20 апреля) – праведный Xрисипп, пресвитер Иерусалимский.
(281/278-208/205 до н. э.)
Греческий философ, стоик. Диоген Лаэртский писал о нем: "Слава его в искусстве диалектики была такова, что многим казалось: если бы боги занимались диалектикой, они бы занимались диалектикой по Хрисиппу".
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
сын Пелопа и нимфы Аксиохи. Был убит сводными братьями, сыновьями второй жены отца Гипподамии - Атреем и Фиестом, которых подговорила мать, опасавшаяся, что Х. как старший сын станет единственным наследником отца. За убийство Х. Пелоп изгнал и проклял Атрея и Фиеста. По другому мифу, Х. похитил и надругался над ним Лай, а опозоренный юноша покончил с собой. За это Гера, хранительница нравственной чистоты, наслала на владения Лая Сфинкс и определила, что Лая убьет его сын.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
(ок. 280 - ок. 204)
др.-гр. философ-стоик, ученик Зенона и Клеанфа и преемник последнего во главе Стой с 232. Происх. из Сол (Киликия). Диоген Лаэртский приписывает X. авторство 705 соч. по логике и этике, от к-рых сохран. лишь фр-ты. X. разработал осн. положения стоической логики, к-рая включала в себя теорию познания, учение о языке и силлогистику. X. различал судьбу и необходимость, в учении о причинности стал выделять гл. и содействующие причины. Утверждал единство души и ума и считал челов. эмоции ошибочными суждениями. В стоической диалектике X. принадлежит разработка теории суждений, а в этике - учение о стремлении к самосохранению.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
в греческой мифологии сын Пелопа и нимфы Аксиохи. Был похищен и соблазнен Лаем. Опозоренный Хрисипп наложил на себя руки, а Пелоп проклял Лая и весь его род.