царь, царя, муж.
1. Название монархов в некоторых странах. «В тот грозный год покойный царь еще Россией со славой правил.» Пушкин. «Протестуя против "крайностей" царизма, либералы преследовали две цели: во-первых, "образумить" царя, во-вторых, - накинуть на себя маску "большого недовольства" царизмом...» История вкп(б).
2. перен., чего. О ком-нибудь, господствующем в каком-нибудь отношении над кем-чем-нибудь или где-нибудь, превосходящем всех (книж.). «Царь песнопений, неумирающий Омир.» П.Гнедич.
3. употр. в сочетании с другими сущ. для обозначения принадлежности к чему-нибудь царскому, указания на превосходство и т.п. Царь-птица (орел). Царь-пушка. Царь-колокол. Царь-девица (лучше всех). Царь-трава (бот.).
• Царь в голове у кого или с царем (или со своим царем) в голове - умен; ант. без царя в голове (разг.). «Всюду пройти можно, - был бы царь в голове.» Салтыков-Щедрин. «Несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове.» Гоголь. «Он любил выставлять себя более исполнителем чужой идеи, чем с своим царем в голове.» Достоевский. При царе Горохе - см. горох.
Латинское – caesarius (Цезарь, император).
Древнерусское – цъсарь.
В 1547 г. Иван Грозный принял титул царя (наследственного монарха, государя), до этого момента словом «цьсарь» в русском языке обозначали византийского императора.
Родственными являются:
Украинское, болгарское – цар.
Словенское – car, cesar (государь).
Польское, чешское – саг.
Производные: царевна, царевич, царить, царский, царство.
Цезарь («резать» – лат.).
Цезаревич, Цезаревна, Цезаречка, Заря.
(от лат. caesar - цезарь), в России в 1547-1721 официальный титул главы государства. Первым царем был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.
ЦАРЬ, я, м.
1. Единовластный государь, монарх, а также официальный титул монарха; лицо, носящее этот титул.
2. перен., чего. Тот, кто безраздельно обладает чемн., властитель (устар. и книжн.). Ц. своей судьбы. Ц. моей души.
3. перен., кого-чего. О том, кто (что) является первым, лучшим среди кого-чегон. Дуб ц. лесов. Лев ц. зверей.
4. царь-. В сочетании с другим существительным характеризует кого-чтон. как нечто выдающееся среди других подобных (устар. и разг.). Ц.-колокол. Ц.-пушка. Ц.-рыба. Ц.-ягода. Ц.-танк (огромный танк, построенный в России в 1916 г.).
• При царе Горохе (разг. шутл.) очень давно.
Царь в голове у кого или с царём в голове кто (устар.) о том, кто умён, сообразителен.
Без царя в голове кто (разг.) о том, кто глуп, взбалмошен.
Царь и бог кто где о том, кто безраздельно господствует, царит (во 2 знач.), выше, важнее всех.
Лесной царь сказочное существо, владыка леса.
| ж. царица, ы (к 1, 2 и 3 знач.). Ц. дум. Роза ц. цветов. Ц. бала (лучшая из танцующих на балу).
| прил. царский, ая, ое (к 1 знач.).
Syn: монарх (оф.), государь, самодержец, король
Без царя в голове кто - о том, кто недалек, глуп
Царь в голове у кого или с царем (или со своим царем) в голове - умен; противоп. без царя в голове (разг.).
► Всюду пройти можно. - был бы царь в голове. Салтыков-Щедрин.
► Несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове. Гоголь.
► Он любил выставлять себя более исполнителем чужой идеи, чем с своим царем в голове. Достоевский.
При царе орохе (шутл.) - - в незапамятном прошлом, очень давно.
► -Это все было при царе орохе.
, -я, м.
1. Титул монарха в Древней Руси и в России до революции.
* Царь ты наш! Отец народа!.. (А. Пушкин). *
2. перен. О том, кто (что) превосходит всех (всё) в каком-н. отношении.
* Лев - царь зверей. *
♦ разг. Без царя в голове. Недалёкий, глупый человек
♦ ирон. Царь и бог. Тот, кто безраздельно господствует, царит, выше, важнее всех.
♦ Царь спросил Шаляпина, почему басов любят меньше, чем теноров. "Поем либо монахов, либо дьяволов, либо царей — разве сравнишь?" Царь подергал бородку: "Да, какие-то роли неинтересные" (Седых, 147).
титул, прилагаемый в Библии к предводителям войск (Иов 15:24), князьям колен и городов (Нав 12:9,24), правителям народа или народов (Ис 8:21), к идолам от идолопоклонников (Соф. 1:5), к Иегове (Пс 5:2) и к Мессии (Пс 2:6). Царь ассирийский называется «великим царем» (Ис 36:4), царю Вавилонскому приписывается титул «царя царей» (Иез 26:7). Им же украшают себя и цари Парфийский, Могульский и Персидский. Понятие о невидимом Царе царствующих, представителями которого здесь на земле, или орудиями, служат все земные монархи, проходит почти всюду на страницах Свящ. Писания. Все семейства с древнейших времен разъединились, затем чтобы быть подданными Высочайшего, и постепенно превращались в отдельные народы. Господь Бог был их царем. Моисей, Иисус Панин и Судии были Его исполнителями; книги Закона были их религиозно-государственными книгами. Через урим и туммим и через пророков Он объявлял народу Свою волю. Скиния Свидения служила местом особенного Его присутствия. Священники и левиты составляли Его двор, десятины и приношения были, так сказать, данью, приносимою Ему как царю; и враги Его народа были Его врагами. Идолопоклонство считалось не только грехом, но и политическою важною изменою. Несмотря на все сие, народ, недовольный невидимым правителем, пожелал для себя видимого царя. Их требование было исполнено, хотя и явными знаками негодования Божия, и с сего времени до периода плена, между избранным народом существовала монархическая форма правления. Монархия была ни ограниченная, подобно европейским, ни автократическая, как, например, на Востоке, восточный деспотизм. В цари для евреев поставлялось иногда лицо, избранное самим Богом, как, например, Саул, Давид, Иеровоам; иногда же венец переходил по наследственной линии от отца к сыну или по завещанию умершего монарха. Посвящение в царское достоинство совершалось при всем собрании народа посредством помазания священным елеем (1 Цар 11:14, 15, 2 Цар 2:4, 5:1-3, 3 Цар 1:32-34, 4 Цар 11:12, 2 Пар 23:1-21). По сему царь назывался помазанником, помазанником Господним (1 Цар 24:7-11, 26:9-23, 2 Цар 1:14, 23:1, Пс 2:2, Авв 3:13); возлагался на главу его венец и вручалась ему держава (2 Цар 1:10, 4 Цар 11:12, Пс 44:7, Иез 21:26). Внешние знаки царского достоинства и разные принадлежности царей составляли: дорогие, пышные и блистательные одежды (Иез 28:12-19, Лк 16:19), корона, или венец, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями (2 Цар 12:30, 1 Пар 20:2, Пс 20:4), скипетр, или жезл (Быт 49:10, Чис 27:17, Мих 7:14, Зах 10:11) и престол, или трон (Быт 41:40, Пс 109:1, Ис 14:13). Престол Соломона был из слоновой кости и обложен золотом (3 Цар 10:18-20, 2 Пар 9:17-19). Доходы на царское содержание обыкновенно получались от стад и пастбищ (1 Цар 21:7), от земледелия, виноградников, маслин и смоковниц, верблюдов и пр. (1 Пар 27:26-29), от десятин с доходов его подданных (1 Цар 8:15,17), от добычи побежденных врагов (2 Парал. 27:5), от добровольных приношений (1 Цар 10:27). Царские обязанности состояли в том, чтобы предводительствовать во всякое время в войске и решать различные тяжбы в качестве судьи; царь имел право жизни и смерти (3 Цар 2:5,9), мог налагать подати (4 Цар 15:20), но присвоять себе собственность подданного мог не иначе как по законной форме (см. Навуфей). При царе обыкновенно состояли советники (1 Пар 27:32), военачальники (2 Цар 20:23) и старейшины, между тем как пророки и священники открывали царю волю Божию (3 Цар 12:21-24, Ис 37:22-26). Но среди царствования иудейских и Израильских царей, которые почти все были несовершенны и большая часть которых были идолопоклонники и тираны. Господь Бог многообразно и многоразлично глаголал через пророков о другом Царе, высшем всех царей. Потоки света из отдаленного будущего сияли уже в очах многих пророков. Они духовным оком созерцали грядущего Царя и предвозвещали Его пришествие. Пророчество Захарии: «Скажите дщери Сионской: се Царь твой, грядет к тебе кроткий», было источником многих радостных надежд и упований. Когда наступило исполнение времен, Предтеча Господень, Иоанн, со всею величавостью ветхозаветного пророка провозгласил, что давно ожидаемый Царь и царствие Христово приблизились. На берегах Иордана явился Господь Иисус и был указан Крестителем, как главный предмет его пустынной проповеди. Он приял помазание свыше крещением Иоанновым; в Своей первой нагорной проповеди Он говорил о царствии небесном (Мф 5:3,10); в большей части Его притчей говорилось о том же. Он принял на Себя тот же самый титул, под которым впервые открылся еврейскому народу невидимый Царь Израилев (ср. Исх 3:14 и Ин 8:58). Он был распят на кресте за то, что именовал Себя царем. Он как Царь со славою вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца. «Он был облечен, — по слову Тайновидца, — в одежду, обагренную кровью; на одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих (От 19:13-16) и Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (1 Кор 15:25).
— это не просто высшее должностное лицо какой-либо державы, но значительно больше — активный предводитель в войске и во всем народе, верховный судья, очень большой собственник и т.д. (1Цар.21:11). В Ханаане, напр., во дни И.Навина царь был в каждом городе (Нав.12:7 -24). Моисей во Втор.33:5 назван царем Израиля. Это же слово прилагается к идолам (Соф.1:5, в еврейском тексте — Молох) и к Богу — Господу неба и земли, Царю царей, и Его Помазаннику — Христу.
На приведенной в Приложении 12 схеме показано последовательное царствование всех царей Израиля и Иуды от Саула до Матфании (Седекии), но точная датировка кажется невозможной. Только даты двух значительных событий — падения Самарии с окончательным пленением десяти колен в 721 ·г. ·до-РХ и окончательного разрушения Иерусалима в 586 ·г. ·до-РХ, известны точно. Установление же точных дат царствования отдельных царей, особенно наиболее отдаленных — затруднительно из-за многих причин, поэтому время царствования, напр., Давида одни считают от 1013 ·г. до 973 ·г. ·до-РХ, другие — от 1055 ·г. до 1015 ·г. ·до-РХ. Даты воцарения отдельных царей обоих государств со взаимными ссылками, приведенные в указанных между временными линиями местах Писания, при внимательном рассмотрении дают большой материал для размышлений и дальнейших исследований. (см. год,б)
А. Темы в Библии
ЦАРЬ как тема первой Царств:
1Цар 11:15
Б. Земные цари
1. Примеры неизраильских царей
♦ четыре царя, воевавшие с пятью:
Быт 14:8-11
♦ Мелхиседек, царь Салимский:
Быт 14:18
♦ перечень царей Едома:
Быт 36:32-39
♦ фараон, царь Египта:
Исх 1:8,15-22
♦ покоренные цари — Сигон и Ог:
Чис 21:21-35
♦ покоренные ханаанские цари:
Нав 8:1,2; Нав 10:1–3,16–42; Нав 12
♦ Давид разбил нескольких царей:
2Цар 8:1-14
♦ Ассирийский царь завоевал Израиль:
4Цар 17:3-6
♦ царь Навуходоносор завоевал Иудею:
4Цар 25:1-7
♦ царь Кир разрешил вернуться в Иудею:
Езд 1:1-4
♦ Неемия был слугой царя Артаксеркса:
Неем 2:1
♦ Есфирь стала женой царя Артаксеркса (Ксеркса):
Есф 2:1,17,18
♦ кесарь:
Ин 19:12,15
♦ земные цари:
Пс 2:2; Пс 101:16; Пс 137:4
2. Цари Израиля и Иудеи
а. Начало царств
♦ народ просил царя:
1Цар 8:4,5
♦ предупреждения Самуила:
1Цар 8:10-18
♦ Саул помазан первым царем:
1Цар 10:20–24; 1Цар 11:14,15
б. Цари объединенного царства
♦ Саул (42 года),
1Цар 13:1
♦ см. Саул
♦ Давид (40 лет),
3Цар 2:11
♦ см. Давид
♦ Соломон (40 лет),
3Цар 11:42
♦ см. Соломон
в. Цари Израиля (в хронологическом порядке)
♦ Иеровоам I (22 года):
3Цар 12:25–14:20
♦ Нават (2 года):
3Цар 15:25-31
♦ Вааса (24 года):
3Цар 15:32–16:7
♦ Ила (2 года):
3Цар 16:8-14
♦ Замврий (семь дней):
3Цар 16:15-20
♦ Фамний (с Амврием):
3Цар 16:21,22
♦ Амврий (12 лет):
3Цар 16:23-28
♦ Ахав (22 года):
3Цар 16:29–22:40; 2Пар 18:1-34
♦ Охозия (2 года):
3Цар 22:51–53; 4Цар 1:1-18
♦ Иорам (12 лет):
4Цар 3:1–8:15
♦ Ииуй (28 лет):
4Цар 9:6-10:36
♦ Иоахаз (17 лет):
4Цар 13:1-9
♦ Иоас (16 лет):
4Цар 13:10-25
♦ Иеровоам II (41 год):
4Цар 14:23-29
♦ Захария (6 месяцев):
4Цар 15:8-12
♦ Селлум (1 месяц):
4Цар 15:13-15
♦ Менаим (10 лет):
4Цар 15:16-22
♦ Факия (2 года):
4Цар 15:23-26
♦ Факей (20 лет):
4Цар 15:27-31
♦ Осия (9 лет),
4Цар 17:1-6
♦ см. также комментарий по каждому из этих царей;
♦ см. также таблицы на с. 400–403
г. Цари Иудеи (в хронологическом порядке)
♦ Ровоам (17 лет):
3Цар 12:1-24; 3Цар 14:21–31; 2Пар 10:1-12:16
♦ Авия (3 года):
3Цар 15:1–8; 2Пар 13:1-14:1
♦ Аса (41 год):
3Цар 15:9-24; 2Пар 14:2-16:14
♦ Иосафат (25 лет):
3Цар 22:41–50; 2Пар 17:1-21:3
♦ Иорам(8 лет):
4Цар 8:16–24; 2Пар 21:4-20
♦ Охозия (1 год):
4Цар 8:25–29; 2Пар 22:1-9
♦ Гофолия (7 лет):
4Цар 11:1-21; 2Пар 22:10–23:21
♦ Иоас (40 лет):
4Цар 12:1-21; 2Пар 24:1-27
♦ Амасия (29 лет):
4Цар 14:1-22; 2Пар 25:1-28
♦ Азария? или Озия (52 года):
4Цар 15:1–7; 2Пар 26:1-23
♦ Иоафам (16 лет):
4Цар 15:32–38; 2Пар 27:1-8
♦ Ахаз (16 лет):
4Цар 16:1-20; 2Пар 28:1-27
♦ Езекия (29 лет):
4Цар 18:1-20:21; 2Пар 29:1-32:33; Ис 36:1-39:8
♦ Манассия (55 лет):
4Цар 21:1-18; 2Пар 33:1-20
♦ Аммон (2 года):
4Цар 21:19–26; 2Пар 33:21-25
♦ Иосия (31 год):
4Цар 22:1-23:30; 2Пар 34:1-35:27
♦ Иоахаз (3 месяца):
4Цар 23:31–33; 2Пар 36:1-4
♦ Иоаким (11 лет):
4Цар 23:34–24:7; 2Пар 36:5-8
♦ Иехония (3 месяца):
4Цар 24:8-17; 2Пар 36:9,10
♦ Седекия (11 лет),
4Цар 24:18–25:26
♦ см. также комментарии по каждому из этих царей;
♦ см. также таблицы на с. 400–403
В. Бог — Царь
1. Бог назван Царем
♦ Великий Царь:
Пс 94:3; Пс 46:3
♦ небесный Царь:
Дан 4:37
♦ царь славы:
Пс 23:10
♦ царь веков нетленный:
1Тим 1:17
♦ Он правит всей землей:
2Пар 20:6; Пс 98:1,2; Ис 52:7
♦ Он правит на престоле Своем:
3Цар 22:19; Пс 9:5,8,9; Ис 6:1-3
2. Христос — Царь
а. Предсказан в пророчествах Ветхого Завета
♦ грядущий со скипетром:
Быт 49:10; Чис 24:17
♦ Он будет править на престоле Давида:
Пс 131:11,12; Ис 9:6,7; Иер 33:17
♦ Он будет править одесную Бога:
Пс 109:1
♦ Его царствие будет стоять вечно:
Дан 2:44,45
♦ Ему будет дана власть, слава и царство:
Дан 7:13,14
♦ Он будет править как пастырь:
Ис 40:10,11; Иез 34:23,24; Мих 5:2-4
♦ Его правление будет мудрым:
Ис 52:13; Иер 23:5
♦ Его правление будет справедливым:
Ис 32:1; Иер 33:15,16
♦ Его правление будет кротким:
Зах 9:9
♦ Он будет священником вовек:
Пс 109:4; Зах 6:12,13
б. Исполнен в Новом Завете
♦ Он царь Иудейский:
Мф 2:2; Ин 19:19-21
♦ Он царь Израиля:
Ин 1:49
♦ Он утверждал это:
Мф 27:11; Ин 18:37
♦ Он въехал в Иерусалим как царь:
Мф 21:1-9
♦ Он пришел править на престоле Давида:
Лк 1:32,33; Деян 2:29-33
♦ Он правит сейчас одесную Бога:
Еф 1:20–23; Евр 1:3-8
♦ Он правит Своими врагами:
1Кор 15:25-27
♦ Он воссядет как Царь и Судия:
Мф 25:31-34
(басилевс)
титул главного жреца Херсонеса.
(от лат. caesar цезарь)
в России в 1547-1721 официальный титул (название) монарха (главы государства). Первым царем был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним. В Болгарии монархи носили титул царя с кон. 19 в. до провозглашения народной республики (1946).
ЦАРЬ (ЦАРИ́)
, -я, м. Название карточной игры.
► Зафиксировано у Даля [Даль IV: 571].
в России в 1547–1721 гг. официальный титул главы государства. Первым царем был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом «император», но неофициально существовал наравне с ним. От лат. Сaesar – связано с Юлием Цезарем; см. Июль.
Ср. Король.
титул, официально принятый в России великим князем Иваном IV в 1547 г., который он перенял от древнеримского титула цезарь