18 мая 2024
450 тысяч слов
+33 за сегодня

Значения слова цвет

все
Словарь Ушакова
Этимологический Словарь Русского Языка
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Тезаурус русской деловой лексики
Фразеологический словарь русского языка
Фразеологический словарь (Волкова)
Энциклопедия моды и одежды
Астрономический словарь

Словарь Ушакова

цвет

цвет, цвета, мн. цветы-цвета, муж.

1. (цвета). Окраска. «Цвет ланит ее так темен.» Пушкин. «Перья крыльев отливают розовым цветом.» А.Тургенев. «Носили белые галстуки и табачного цвету длиннополые сюртуки.» А.Тургенев. Яркие цвета. Синий цвет. Красный цвет.

2. (цветы). То же, что цветок в 1 знач. (обл.). «Кругом ни цвета, ни травы.» Пушкин. Завял мой цвет. Маков цвет (см. маков).

3. только ед. То же - в собир. знач., цветки. «Спадает яблонь цвет молочный.» Фофанов. Липовый цвет.

4. (цветы) только мн. употр. как мн. к цветок (см.).

5. перен., только ед., чего. Лучшая часть чего-нибудь (книж.). Цвет нации. Цвет молодежи. «Цвет Европы, паладины летели в битвах умирать.» Пушкин. «Здесь - утонченной жизни цвет.» Фет. «Он пел поблеклый жизни цвет.» Пушкин.

В (во) цвете чего (лет, сил и т.п.) - в периоде полного развития, расцвета чего-нибудь. «Он погиб во цвете лучших дней.» Лермонтов. «Увядает во цвете юности живой.» Пушкин. В цвету - в периоде цветения. «Сад весь в цвету.» Фет. «Персики во всем цвету.» Л.Толстой. Живые цветы - см. живой. Срывать цветы удовольствия - см. срывать.

Этимологический Словарь Русского Языка

цвет

Древнерусское – цв(ять)ть.

Время появления слова в русском языке точно не установлено, предполагается, что это произошло в X в.

Слово «цвет» происходит от древнерусской словоформы «цв(ять)тъ», обозначавшей световой тон, оттенок, окраску чего-либо.

Родственными являются:

Украинское – цвiт.

Болгарское – цвят.

Словацкое – kvet.

Польское – kwiat.

Производные: цветок, цветной, цветастый, цвести.

Энциклопедический словарь

цвет
  1. свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Свет разных длин волн ? возбуждает разные цветовые ощущения; излучения с ? от 380 до 470 нм имеют фиолетовый и синий цвет, от 470 до 500 нм - сине-зеленый, от 500 до 560 нм - зеленый, от 560 до 590 нм - желто-оранжевый, от 590 до 760 нм - красный. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом.
  2. квантовое число, характеризующее кварки и глюоны. Для каждого типа кварка принимает одно из трех возможных значений. В квантовой хромодинамике с "цветом" связан специфический "цветовой заряд", определяющий взаимодействие "цветных" частиц.

Словарь Ожегова

цвет

ЦВЕТ 1, а, мн. а, ов, м. Один из видов красочного радужного свечения от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков. Все цвета радуги. Тёмный, светлый ц. Яркий, блёклый ц. Красный ц. (цвет крови). Зелёный ц. (цвет травы). Чёрный ц. (цвет угля). Белый ц. (цвет снега). Ц. кожи (один из признаков расы).

Защищать цвета кого или чьи играть в команде какогон. спортивного общества, объединения. Защищать цвета своего клуба.

В цвете о фото-, киноизображении: цветное, не чёрно-белое.

| прил. цветовой, ая, ое. Цветовая гамма. Цветовые ощущения. Ц. контраст.


ЦВЕТ 2, а (у), м.

1. также собир. (в знач. ед. прост.).То же, что цветок (в 1 и 2 знач.) (прост.). Липовый ц. Яблоневый ц. Расцвести пышным цветом (об обильном цветении; также перен.: сильно разрастись, развиться). Как маков ц. (очень румян).

2. перен., ед., чего. Лучшая часть чегон. (высок.). Ц. нации. Ц. науки.

3. То же, что цветение (разг.). Яблони в цвету (в поре цветения).

В цвете или во цвете (лет, сил) в лучшую пору.

Словарь Ефремовой

цвет
  1. м.
    1. Окраска, световой тон.
    2. Сочетание красок в картине; колорит, тон (в живописи).
  2. м.
    1. :
      1. Цветы, цветки на растении в период цветения.
      2. Цветочная осыпь, собранная для настоя.
    2. разг. Зелень, ряска, затягивающие стоячие воды.
    3. разг.-сниж. То же, что: цветок (1).
    4. перен. Лучшая часть чего-л.

Тезаурус русской деловой лексики

цвет

Syn: окраска, расцветка, раскраска (разг.), краска, окраска, тон, колер (спец., неформ.)

Фразеологический словарь русского языка

цвет

В (во) цвете лет (или сил) - в молоды годы, в пору расцвета физических и духовных сил

Фразеологический словарь (Волкова)

цвет

  В (во) цвете чего (лет, сил и т. п.) - в периоде полного развития, расцвета чего-н.

    Он погиб во цвете лучших дней. Лермонтов.

    Увядает во цвете юности живой. А. Пушкин.

Энциклопедия моды и одежды

цвет

   одно из свойств предметов, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Играет исключительную роль в жизни и деятельности каждого отдельного человека и общества в целом: в промышленности, на транспорте, в искусстве, в технике передачи информации. Особую роль играет Ц. в ансамбле одежды. Здесь он взаимосвязан с такими элементами художественной формы как композиция и гармония, оказывает значительное эмоциональное воздействие на человека. В одежде это имеет особенное значение, т. к. при довольно стандартных современных ее формах разнообразие моделей достигается использованием материалов разных цветовых сочетаний.

   У разных народов существуют различные обозначения и названия Ц. Нередко встречаются такие названия как веселые и грустные, свежие и тусклые, что часто соответствует настроению человека. Наделяя Ц. определенными психологическими свойствами, люди исходили из конкретных наблюдений: эмоций, которые вызывал тот или иной Ц. Поэтому у большинства народов белый Ц. олицетворяет чистоту и целомудрие и используется в праздничной одежде, но он же может быть и символом потустороннего мира, смерти.

   На Руси светлые естественные цвета льняного холста, шерсти издавна были характерными для многих видов одежды. Распространены были желтые, оранжевые и красные Ц. овчин - их получали в процессе дубления шкур дубовой или ольховой корой. Самым же любимым Ц. со времен Киевской Руси был красный. Он считался праздничным и нарядным, красивым. Отсюда - красное (самое почетное) место в избе, красные девицы и красные жены. И одежда, сшитая из ткани красного Ц. считалась самой красивой. Встречаются и др. цвета, имеющие такие образные определения как маковый Ц., соломенный, огненный, рудо-желтый, а красный Ц. имел множество названий и делений: алый, багровый, червчатый, кармазинный, смородиновый, брусничный и т. д. На основе такого образного понимания колорита создавались самобытные образцы народного костюма, предметы быта, те произведения древнерусского шитья, которые прежде всего привлекают изысканностью красочных сочетаний.

   Красный Ц. часто был олицетворением власти, торжества, справедливости; это беспокойный Ц. - Ц. жизни и радости. Черный Ц. - символ печали, траура, Ц. опасности и войны; он выражает также скромность и строгость. Зеленый Ц. - это основной тон лета. Эмоционально-психологическое воздействие Ц. на человека проявляется в различном воздействии на органы чувств - возбуждающем, успокаивающем, угнетающем. Человек воспринимает Ц. как теплые и холодные, радостные и печальные, объемные и плоские, легкие и тяжелые. Ц. теплые и светлые (желтый, красный, оранжевый) кажутся расположенными ближе к смотрящему, а холодные и темные (синий, фиолетовый) - дальше от него. Теплые и темные Ц. (коричневый, оливковый и др.) воспринимаются как тяжелые, а холодные и светлые Ц. (голубой, светло-серый) - как легкие. Теплые Ц. зрительно увеличивают объем и поверхность одежды, а холодные уменьшают их. Поэтому при использовании теплых и холодных Ц. художник-модельер, учитывая эти ассоциации, может скрыть отдельные недостатки фигуры.

   Все многообразие Ц., доступных человеческому глазу (а глаз способен различать большое количество Ц. - от 100 до 300 различных оттенков цветового тона, а по степени насыщенности и яркости до нескольких десятков тысяч) разделяют на две группы: ахроматические (бесцветные) - от белого, светлосерого до черного и хроматические (цветные) - красные, оранжевые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые, пурпуровые со всеми оттенками.

   Ахроматические цвета обладают только одним свойством - светлотой, которую сознание обычно связывает с количеством черного или белого пигмента, реже с освещенностью. Ахроматический серый Ц. виден там, где на чистую белую поверхность падает более или менее густая тень.

   Хроматические цвета обладают тремя свойствами: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью. Цветовой тон обозначает название Ц.: желтый, зеленый, красный и т. д. Цветовых тонов существует в природе больше, чем названий для них. Светлота тона означает различие внутри одного и того же Ц., его яркость (розовый - это разбавленный красный, голубой - разбавленный синий). Насыщенность характеризует степень, силу выражения цветового тона, она связана с количеством (концентрацией) краски или пигмента. Среди множества Ц. выделено четыре основных Ц.: желтый, синий, красный и зеленый. Они отличаются от всех др. тем, что только они могут быть в нашем ощущении и преставлении "чистыми" Ц., т. е. не содержать оттенков или примесей соседних с ними в цветовом круге Ц. В промежутках между основными Ц. находятся смешанные, так называемые промежуточные Ц. Например, в промежутке между чистым желтым и чистым красным находятся желто-красные Ц., между чисто красным и чисто синим - сине-красные (фиолетовые и пурпурные), между чистым зеленым и чистым синим - сине-зеленые. Чем ближе Ц. расположены друг к другу в цветовом круге, тем они более сходны по цветовому тону. Наименее сходны друг с другом Ц., расположенные на противоположных концах диаметров цветового круга. Их сочетания можно разделить на четыре группы: чистый желтый и чистый синий; чистый красный и чистый зеленый; промежуточные желто-красные и сине-зеленые; промежуточные желто-зеленые и сине-красные. Такие пары цветов называются контрастными.

   Цвет текстильных материалов зависит от того, какую часть спектра отражает их поверхность. При оценке светлых полотен ахроматических Ц. большое значение имеет определение белизны, заменяющей понятие светлоты. Степень белизны оценивают путем сравнения коэффициентов отражения белого полотна и эталона. Белизну полотен можно повышать путем химического или физического воздействия (беление, мытье, чистка), подцветкой синими красителями, с помощью оптически отбеливающих веществ.

   При изготовлении текстильных материалов существенное значение имеет точная оценка цветового различия по тону и насыщенности. Необходимость оценки его различия возникает в разных ситуациях: при воспроизведении Ц. стандартного образца в процессе окрашивания материалов, когда надо подобрать красители так, чтобы Ц. окрашенного образца был тождественным Ц. эталона; при установлении разнооттеночности материала, которая может возникнуть в результате нарушения технологических режимов крашения и отделки. Цветовое различие выявляется и при оценке устойчивости окраски материала к различным факторам воздействия: свету, влажности, химическим веществам, находящимся в атмосфере, моющим препаратам и т. д.

   Цвет придается текстильным полотнам двумя основными способами: крашением полотен в какой-л. один цвет и печатанием - нанесением на их поверхность цветного рисунка, узора.

   Кроме того, вырабатывают пестротканые и меланжевые полотна, применяя соответственно окрашенные пряжу и волокна разных Ц. Иногда используется природная окраска волокон и нитей, например, в льняных тканях, шелковых (чесуча из шелка дубового шелкопряда), шерстяных тканях (серошинельное сукно).

   Через цветовую композицию выражается возрастная принадлежность одежды. Так для одежды детей характерны нежные и светлые пастельные цвета, для одежды подростков - яркие или контрастные цвета, для взрослой одежды предпочтительны более сложные пастельные цветовые сочетания.

   Наиболее часто в композиции костюма встречаются светлотно цветовые контрасты, самыми типичными из которых являются композиции с участием белого цвета. Любой цвет в костюме оживляет соседство белого цвета, который обостряет выразительность одежды: белый воротник и манжеты придают ей праздничный, нарядный вид, а белые дополнения - пояс, головной убор и сумка - еще более подчеркивают это впечатление.

   Цвет обуви дополняет и завершает общую цветовую гамму костюма и решается в большинстве случаев по принципу тождества или подобия. Как правило, цвет обуви должен быть несколько приглушенным: темная обувь делает фигуру более стройной и динамичной. Если же обувь контрастна по тону или цвету по отношению к костюму, то она нарушает его пластичность, целостность. Сочетание двух цветов в обуви является очень обязывающим и должно согласовываться с Ц. др. элементов костюма. Следует помнить, что в таком случае подбор цветов затруднителен, т. к. один и тот же цвет материалов разных фактур (например, кожи и шерсти) меняется, выглядит по-разному.

   При создании гардероба одежды следует помнить, что с помощью обуви, головных уборов и дополнений (сумки, пояса, перчаток), выдержанных в определенной цветовой гамме можно, имея всего два или три костюма, получить различные варианты.

   При проектировании единичной, уникальной модели цветовая гамма должна быть непосредственно связана с индивидуальной окраской (цвет волос, кожи и глаз) каждого человека. Человек, желающий быть одетым в соответствии со своей индивидуальностью, выбирает Ц., которые соответствуют этим рекомендациям. Большинство блондинов и блондинок имеют светлую кожу, приближенную к холодной гамме Ц., а волосы - теплого оттенка. Таким людям идут Ц. холодных тонов, повторяющие Ц. глаз и образующие приятный контраст с Ц. волос. Брюнеты и брюнетки в большинстве своем имеют кожу теплого оттенка и холодный тон волос. Им больше подходят теплые П., чем холодные. Они могут носить одежду и ярких Ц., не опасаясь, что эти Ц. будут подавлять их внешность, блондинкам же яркие Ц. одежды лучше исключить.

   При выборе цвета следует учитывать и особенности фигуры. Полные женщины, как и слишком худые или слишком маленькие, должны уделять особое внимание выбору цвета одежды. Теплые и светлые цвета зрительно увеличивают фигуру, холодные и темные - уменьшают. Яркие цвета, особенно теплые, подчеркивают размеры тела. Используя различные сочетания цветов в одежде можно скрыть отдельные недостатки фигуры или подчеркнуть индивидуальные привлекательные ее особенности.

   (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Астрономический словарь

цвет

свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом и интенсивностью отражаемого или испускаемого излучения.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово цвет может быть

Предложения со словом цвет

  • За дверью, явно железной, обитой дорогой натуральной кожей цвета кофе с молоком, раздалась приятная музыка.
  • Длинные темные волосы, красивые, немного раскосые глаза, цвет которых он так никогда и не узнал, скуластое лицо, немного вытянутый, но не портивший лица, а наоборот, придававший ему своеобразие, нос.
  • – бесцветным голосом поинтересовался старший генерал.
  • На них были запечатлены развалины какого-то поселения – остатки высоких стен с треугольными и звездчатыми отверстиями, занесенными красноватым песком, перекошенные ребристые шпили из блестящего металла, спиральные пандусы, треснувшие и осевшие на землю, выложенная каменными плитами мостовая – по периметру каждой плиты торчали тугие валики мха с крохотными розовыми цветами.