25 ноября 2024
450 тысяч слов
+25 за сегодня

Значения слова цезура

все
Словарь Ушакова
Словарь Ефремовой
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
Энциклопедический словарь
Архитектурный словарь
Словарь Ожегова
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Словарь музыкальных терминов
Античный мир. Словарь-справочник
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Словарь Ушакова

цезура

цезура, цезуры, жен. (лат. caesura, букв. разрез):.

1. Ритмическая остановка в стихе, обычно в середине пяти- или шестистопного стиха (лит.).

2. Пауза в музыкальной мелодии (муз.).

Словарь Ефремовой

цезура
  1. ж.
    1. Ритмическая пауза внутри стихотворной строки.
    2. Грань между частями музыкального произведения или его отдельными построениями; пауза.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

цезура

ж. пресеченье; конец первого полустишия в пяти- и в шестистопных стихах; в музыке: препинанье, конец одной музыкальной мысли. Цезурный, к сему относящийся.

Энциклопедический словарь

цезура

(лат. caesura - рассечение),..

  1. постоянный словораздел в стихе, напр. в силлаботоническом 5-стопном ямбе после 2-й стопы, в 6-стопном - после 3-й. Особенно употребителен в длинных (6-, 7-, 8-стопных) размерах. Обычно сопровождается интонационно-синтаксической паузой. Предцезурная стопа может нести усечение, наращение, внутреннюю рифму; тогда цезура приобретает сходство с границей стиха...
  2. Грань между разделами или отдельными построениями музыкального произведения. Подобно знакам препинания, цезуры расчленяют целое на части и способствуют восприятию музыкальной структуры.

Архитектурный словарь

цезура

    Интервал в орнаменте.

   (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Словарь Ожегова

цезура

ЦЕЗУРА, ы, ж. В стихосложении: пауза, делящая строку на части; в музыкальном исполнении: очень короткая пауза между двумя фразами или завершёнными разделами.

| прил. цезурный, ая, ое.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

цезура

(латин. caesura — разрез). — В статье о стихосложении (см.) выяснено значение Ц. — естественного перерыва в длинном стихе. Наше внимание может охватить значительную ритмическую группу как целое лишь в том случае, если она распадается на части; ограниченность наших сил требует остановки для отдыха. Немецкие теоретики отличают собственно Ц. — остановку в стопе после слога с ударением, иногда с заменой недостающего для счета слога паузой, — от диэрезы, т. е. остановки, происходящей вследствие совпадения конца стопы с концом стиха. Вообще такое совпадение нежелательно: связующий элемент стиха должен иметь самостоятельное значение; но раз или два в длинном стихе совпадения и обусловленные ими передышки нужны. В античной метрике теория Ц. была разработана с богатством подробностей, которое объясняется потребностью классического метрического стиха, лишенного рифмы, в связующем элементе Ц. Гекзаметр требует одной Ц., может иметь до трех, но не должен быть делим пополам, как александрийский стих, после третьей стопы. Ц. могла быть после третьей полустопы (trihemimeres), после пятой (penthemimeres), после седьмой (hephthemimeres); после третьей стопы возможна в гекзаметре Ц., если третий дактиль перешел в трохей (τομή κατά τρίτον τροχαίον). Буколической называлась употребительная в буколической поэзии Ц. после четвертого дактиля. Пентаметр разделяется Ц. на две равные части. Таким же образом делится в новой версификации александрийский стих, только местом Ц. отличающийся от другого шестистопного ямба (греческого) — ямбического триметра, который неизменно избегает столь типичной для александрийского стиха диэрезы в заключении третьей стопы:

Que toujours dans vos vers || le sens coupaut les mots

Suspende l'hemistiche || et marque le repos.

Долго французские и немецкие теоретики требовали обязательной Ц. в "белом стихе" — пятистопном ямбе — после четвертого слога, но теперь этот легкий стих считается свободным; Ц. после четвертого слога признается лишь более благозвучной. Вообще в ряду многих белых стихов с Ц. допускаются стихи и без таковой.

Словарь музыкальных терминов

цезура

(лат. caesura — рассечение) — короткая, не указанная в запи­си пауза между фразами или разделами музыкального произве­дения. По своему значению в музыке цезура близка к знакам препина­ния в речи. Место цезуры определяет исполнитель, хотя иногда его ука­зывает и автор, проставляя над нотным станом знак (V) или апо­строф.

Античный мир. Словарь-справочник

цезура

(лат. рубка, рассечение)

   пауза внутри стиха. Ц. может быть в стихе одна или две.

   Я.Ш.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

цезура

(лат. caesura — рассечение) — внутристиховая пауза, разделяющая стихотворную строку на два полустишия — равные или неравные.

Рб: Структура стихотворного произведения

Род: Ритмическая пауза

Пример:

Румяный критик мой, // насмешник толстопузый...

А. Пушкин

Выхожу один я на дорогу...

М. Лермонтов

* "Цезура подчеркивает интонацию и придает длинной строке более четкое ритмическое звучание" (К.Д. Вишневский). *

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом цезура

  • Они представляют собой вот эти комбинации во время хоровода, не расцепленного и не соединенного – аккорд, опять три ноты, опять цезура, и вдруг мужская фигура.
  • Тем не менее эта текстологическая цезура соответствовала внутреннему разрыву по телу повести, какой и оформился в виде ее двухчастной структуры, а в ней обнаружился необычайный для мира болдинской прозы «персонализм» этой повести.
  • Зархи Анна и Вронский в любовной сцене, пускай и намеком (цезура не дремала.
  • Это цезура, пауза, порог в историческом движении, вокруг него группируются разные состояния и формы, например церковности, и все это наглядно открывается в храмовом алтаре, который есть и образ самого Христа.