цезура, цезуры, жен. (лат. caesura, букв. разрез):.
1. Ритмическая остановка в стихе, обычно в середине пяти- или шестистопного стиха (лит.).
2. Пауза в музыкальной мелодии (муз.).
ж. пресеченье; конец первого полустишия в пяти- и в шестистопных стихах; в музыке: препинанье, конец одной музыкальной мысли. Цезурный, к сему относящийся.
(лат. caesura - рассечение),..
Интервал в орнаменте.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
ЦЕЗУРА, ы, ж. В стихосложении: пауза, делящая строку на части; в музыкальном исполнении: очень короткая пауза между двумя фразами или завершёнными разделами.
| прил. цезурный, ая, ое.
(латин. caesura — разрез). — В статье о стихосложении (см.) выяснено значение Ц. — естественного перерыва в длинном стихе. Наше внимание может охватить значительную ритмическую группу как целое лишь в том случае, если она распадается на части; ограниченность наших сил требует остановки для отдыха. Немецкие теоретики отличают собственно Ц. — остановку в стопе после слога с ударением, иногда с заменой недостающего для счета слога паузой, — от диэрезы, т. е. остановки, происходящей вследствие совпадения конца стопы с концом стиха. Вообще такое совпадение нежелательно: связующий элемент стиха должен иметь самостоятельное значение; но раз или два в длинном стихе совпадения и обусловленные ими передышки нужны. В античной метрике теория Ц. была разработана с богатством подробностей, которое объясняется потребностью классического метрического стиха, лишенного рифмы, в связующем элементе Ц. Гекзаметр требует одной Ц., может иметь до трех, но не должен быть делим пополам, как александрийский стих, после третьей стопы. Ц. могла быть после третьей полустопы (trihemimeres), после пятой (penthemimeres), после седьмой (hephthemimeres); после третьей стопы возможна в гекзаметре Ц., если третий дактиль перешел в трохей (τομή κατά τρίτον τροχαίον). Буколической называлась употребительная в буколической поэзии Ц. после четвертого дактиля. Пентаметр разделяется Ц. на две равные части. Таким же образом делится в новой версификации александрийский стих, только местом Ц. отличающийся от другого шестистопного ямба (греческого) — ямбического триметра, который неизменно избегает столь типичной для александрийского стиха диэрезы в заключении третьей стопы:
Que toujours dans vos vers || le sens coupaut les mots
Suspende l'hemistiche || et marque le repos.
Долго французские и немецкие теоретики требовали обязательной Ц. в "белом стихе" — пятистопном ямбе — после четвертого слога, но теперь этот легкий стих считается свободным; Ц. после четвертого слога признается лишь более благозвучной. Вообще в ряду многих белых стихов с Ц. допускаются стихи и без таковой.
(лат. caesura — рассечение) — короткая, не указанная в записи пауза между фразами или разделами музыкального произведения. По своему значению в музыке цезура близка к знакам препинания в речи. Место цезуры определяет исполнитель, хотя иногда его указывает и автор, проставляя над нотным станом знак (V) или апостроф.
(лат. рубка, рассечение)
пауза внутри стиха. Ц. может быть в стихе одна или две.
Я.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(лат. caesura — рассечение) — внутристиховая пауза, разделяющая стихотворную строку на два полустишия — равные или неравные.
Рб: Структура стихотворного произведения
Род: Ритмическая пауза
Пример:
Румяный критик мой, // насмешник толстопузый...
А. Пушкин
Выхожу один я на дорогу...
М. Лермонтов
* "Цезура подчеркивает интонацию и придает длинной строке более четкое ритмическое звучание" (К.Д. Вишневский). *