1.
цель1, цели, род. мн. целей (целей прост.), жен.
1. Предмет, место, в которое стреляют или должны попасть при стрельбе, мишень. Попасть в цель. Бить мимо цели. Бить в цель (срн. бить). Стрельба по закрытым целям.
2. Тоже, что мушка2 (устар.).
3. перен. То, к чему стремятся, что намечено достигнуть, предел, намерение, которое должно осуществить. «- Конечная цель партии - свержение капитализм и установление социализма. Ближайшая цель - свержение царизма и установление демократических порядков.» История вкп(б). «Работая, мелочи соразмеряй с огромной поставленной целью.» Маяковский. «Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей.» Гончаров. «В новый путь... Пошел без цели я тогда.» Некрасов. Ставить что-нибудь своей целью. Преследовать какую-нибудь цель. Иметь своею целью что-нибудь. Достигнуть цели. С практической целью. Для практических целей.
• С целью чего и с инф. или (неол.) в целях чего - для; для того, чтобы. Поехать с целью осмотра местности или с целью осмотреть местность.
2.
цель2, цели, жен. (обл.). Целина, целик.
ЦЕЛЬ, и, ж.
1. Место, в к-рое надо попасть при стрельбе или метании. Попасть в ц. (также перен.: сказать или сделать чтон. точно, верно, именно так, как надо). Самолёты вышли на ц. Воздушная ц. Движущаяся ц. Бить в ц. или мимо цели (также перен.: поступать, говорить точно, верно, именно так, как надо или, напротив, не так, как нужно, без пользы).
2. Предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить. Его ц. учиться. Ставить себе чтон. целью. Благородная ц. Достичь цели. Иметь целью чтон. Ц. оправдывает средства (афоризм).
• В целях чего, предлог с род. п. имея целью, задачей чтон., для чегон. Эксперимент в целях проверки.
В целях каких для выполнения какихн. дел, задач. В каких-то важных целях собрали всех учеников.
С целью чего, предлог с род. п. для чегон., в целях чегон. Визит с целью переговоров. Пришёл с целью поговорить.
С той целью чтобы, союз для того чтобы, затем чтобы. Явился раньше всех, с той целью чтобы первым узнать подробности.
| прил. целевой, ая, ое. Целевая установка работы.
ж. мета, предмет, в который кто метит, наводит, старается попасть; цель для стрельбы, мишень, с раскрашенными кругами, коих средина сердце или яблоко. Метил в цель, а попал в пень.
Цель, на стрельном оружии, мушка, шипок на дуле для наводки по резке, мишени на казеннике, по прицелу.
*Конечное желанье, стремленье, намеренье, чего кто силится достигнуть. Без цели ничего не делают. У него была добрая цель, да не так вышло. Цель, начало или корень дела, побужденье; за ним идет средство, способ, а вершит дело конец, цель, достиженье ее. Целить во что, направлять, наводить, метить, желая попасть; стараться угодить;
Стремиться к чему, хотеть достигнуть чего, намереваться; метить самому куда, на место, в чин и пр. Целиться, страдат.
Целить, намеряться чем. В птицу на лету целься на полдлины ее вперед. Прямым выстрелом вернее целиться, чем навесным. И нацелился, да промахнулся. Прицелься повернее. Целенье ср. цельба ж. действие по глаголу. Цельный выстрел, с прицелу, т. е. куда-нибудь наведенный. Целкий стрелок, меткий, верно попадающий; целкость ж. уменье это. Целесообразный, отвечающий цели, намеренью, хотению; удовлетворяющий последствиями своими видам.
идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. В условном смысле термин "цель" используется в биологии и кибернетике.
один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Ц. выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и Ц.; осуществление Ц. является процессом преодоления этого несоответствия.
Наиболее значительное в античной философии учение о Ц. развил Аристотель, толковавший Ц. как «то, ради чего» нечто существует. Распространяя представление о Ц., характерной для человеческой деятельности, на природу, Аристотель трактовал Ц. как конечную причину бытия (causa finalis). В средневековой философии подлинная Ц. бытия усматривалась в Ц. вечного божественного разума; преобладала телеологическая трактовка истории и природы как осуществляющих божеств. Ц. (см. Телеология ).
В новое время сложилась рационалистическая трактовка деятельности человека как целенаправленного процесса. И. Кант связывал Ц. со сферой практического разума, свободной нравственной деятельности человека; он различал технические Ц. (относящиеся к умению), прагматические Ц. (относящиеся к благу, содержанию поступков) и категорический императив (относящийся к общеобязательному принципу поступков человека). В философии Ф. Шеллинга и Г. Гегеля учение о Ц. носило характер объективной телеологии. Рассматривая Ц. как одну из форм объективации духа, Гегель превращал природу и историю в средства реализации в мире «абсолютного духа», т. е. телеология у Гегеля была связана с теологией. Вместе с тем в рамках объективного идеализма Гегель пытался раскрыть диалектику Ц., средств и результатов деятельности, выдвинул идею о несовпадении Ц. и результатов деятельности (о т. н. хитрости разума).
Кризис буржуазной идеологии нашёл своё отражение в критике понятия Ц. как рационалистической трактовки человеческого бытия, в попытках переосмысления его содержания. Для буржуазной философии 20 в. характерны: отказ от интегративной функции понятия Ц. как следствие абсолютизации расхождения между Ц. и результатами (В. Вундт); признание исходной схемой изучения человеческого поведения не целенаправленного изменения, а приспособления к среде ( прагматизм , бихевиоризм ); выдвижение иных способов интеграции человеческой деятельности (понятие ценности в неокантианстве ). Противопоставление причинности и Ц. привело буржуазную философию к индетерминизму , к отрицанию объективной обусловленности Ц. человеческой деятельности (что особенно характерно для экзистенциализма ).
Усматривая в Ц. один из элементов деятельности человека, преобразования окружающего мира, марксизм подчёркивает объективную обусловленность Ц.: «... цели человека порождены объективным миром и предполагают его... « (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 171). Понимая Ц. как отражение объективных потребностей, марксизм трактует её как «... идеальный, внутренне побуждающий мотив производства...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 717). Ц. как закон определяет способ и характер действий человека (см. К. Маркс, там же, т. 23, с. 188). Она выступает как определённый механизм интеграции различных действий в систему Ц., средство и результат. Ц. ≈ это проект действия, определяющий характер и системную упорядоченность различных актов и операций. Исследование диалектики Ц., средств и результатов как частного случая диалектики материального и идеального позволило рассмотреть Ц. как идеальное предвосхищение результата деятельности, а деятельность ≈ как сложный процесс осуществления Ц., выбора оптимального пути среди возможных альтернатив и планирования деятельности. В марксизме предложена определённая типология Ц. ≈ индивидуальных и социальных, стратегических и тактических, конкретных Ц. и идеала.
Марксизм решительно отвергает порочный тезис «цель оправдывает средства». Исторический опыт показывает, что применение антигуманных средств для достижения человечной Ц. приводит к обесчеловечиванию самой Ц., к подмене её ложной целью. Маркс писал: «... цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель» (там же, т. 1 с. 65).
В современной науке интерес к понятию Ц. характерен для кибернетики (использующей принцип обратной связи ), физиологии активности, теории систем (в частности, теории т. н. целеустремлённых систем). См. также ст. Целесообразность .
Лит.: Маркс К., Нищета философии, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4; его же. Экономическо-философские рукописи 1844 г., там же, т. 42; Ленин В. И., Философские тетради, Полное собрание соч., 5 изд., т. 29; Трубников Н. Н., О категориях «цель», «средство», «результат», М., 1968; Акофф Р. Л., Эмери Ф. И., О целеустремленных системах, пер. с англ., М., 1974; Методологические проблемы исследования деятельности, «Тр. Всес. н.-и. института технической эстетики. Эргономика», 1976, в. 10; Макаров М. Г., Категория «цель» в марксистской философии и критика телеологии, Л., 1977; Luhimann N., Zweckbegriff und Systemrationaität, Tübingen, 1968; Taylor R., Action and purpose, N. Y., 1973.
А. П. Огурцов.
Древненемецкое – zil (цель, мишень).
В русских словарях слово «цель» встречается с XVIII в., однако оно было заимствовано из древненемецкого значительно раньше.
Существительным «цель» обозначали место, в которое метили и старались попасть при стрельбе. Слово имеет также переносное значение – «результат, к которому стремятся».
Родственными являются:
Украинское – цiль.
Польское – cel.
Производное: целиться.
1. Syn: намерение, окончание, задание, задача, замысел, план, проект, расчет
2. Syn: мишень
Цель оправдывает средства - об оправдании безнравственных способов, средств достижения цели
объект противника, намеченный для поражения. Различают цели морские, воздушные, наземные, надводные, подводные и др. Подразделяются по составу на одиночные (например, корабль), групповые и сложные; по размерам на точечные, площадные и линейные, по характеру деятельности на активные, пассивные, движущиеся, неподвижные и появляющиеся, по степени защищенности на открытые, укрытые, бронированные, по специфическим отличительным признакам (например, по оптической, тепловой, радиолокационной контрастности) и по другим признакам (по важности, высоте полета, скорости движения, удаленности от средств поражения и др.)
♦ "Дядя Филя! Что делается на том свете, ты чувствуешь?" — "Так себе — пустяки и мероприятия. Это несерьезно, Иван Федорович, зря люди помирают" (Платонов, "Четырнадцать красных избушек").
♦ М. Кузмин, "Стружки" (Рос, 1925, 5, 166): на митинге солдат говорил: "Если с немцем не драться, то что же с ним делать?" — а зачем с немцем нужно что-нибудь делать, никому не известно. "Многие заботы об искусстве, его природе и назначении напоминают этого солдата".
Цель
♦ But
То, к чему мы стремимся, то, чего добиваемся, что хотим получить, в чем желаем преуспеть. Стоики различали конечную цель (telos) и просто цель (skopos). Цель является чем-то внешним по отношению к действию – такова мишень, в которую целится лучник. Конечная цель носит внутренний характер; здесь речь идет уже не о том, чтобы попасть в мишень (сие от нас не зависит: вот подул порыв ветра, и стрелу снесло в сторону), а о том, чтобы правильно прицелиться. Цель всегда принадлежит будущему; конечная цель – настоящему. Цель есть объект надежды; конечная цель – объект воли.
Так, действия мудреца всегда бесцельны (в восточной традиции это принято называть «безразличием к достижению результата действия»), но это не значит, что они бессмысленны. Чем меньше он заботится о том, чтобы попасть в «яблочко» мишени, тем вернее его выстрел. Мудрецу достаточно действовать.
♦ (ENG purpose)
то, к чему что-нибудь или кто-нибудь направляется, либо то, что кто-нибудь собирается сделать. Намерение или направленность акта может быть фактором, определяющим его этические качества.
осознанный образ ожидаемого результата, на достижение к-рого направлено действие человека. При расследовании подлежит доказыванию наряду с мотивом преступления.
представляемое и желаемое будущее событие или состояние.
объект противника, намеченный для поражения. Ц. разделяют: по расположению в пространстве — на наземные, воздушные, морские; по составу — иа одиночные (танк, самолёт, корабль и т. п.), групповые и сложные; по размерам — иа точечные, площадные, линейные; по характеру деятельности — на активные, пассивные, движущиеся (маневрирующие), неподвижные и появляющиеся; по степени защищённости — на открытые, укрытые, бронированные и др.
1) объект для поражения огнем;
2) результат, который должен быть достигнут в итоге определенных действий (например, Ц. наступательного боя, Ц. военцо-науч-ного исследования и т. д.).